Авторы Телеграм-канала о продвижении музыки Русский продюсер рассказывают об особенностях заработка на собственной музыке в России. Подписывайтесь на Русского продюсера в Телеграме — там много интересного материала.
Музыканты часто задаются вопросом, как заработать на своей музыке в России . Ответить на него легко: как угодно. Стриминг, цифровые продажи, концерты, роялти — все, что придет в голову, годится для того, чтобы заработать на своем творчестве.
Теперь, когда ответ найден, переформулируем вопрос: «Как заработать своей музыкой на российской аудитории?». И вот здесь мы обнаруживаем бесчисленное множество подводных камней. Связаны они, в первую очередь, с тем, что музыкальная индустрия в России находится в зачаточном состоянии, а у слушателей напрочь отсутствует культура потребления музыки (хотя прогресс несколько изменил ситуацию).
Тридцать лет назад прослушивание музыки воспринималось как развлечение, приятное дополнение к ритму жизни, скрашивающее бытовуху. Музыку не воспринимали как искусство из-за ее доступности для всех. К тому же в России, как и везде, процветало пиратство, которое у нас еще не побеждено: зарубежом его скосил стриминг, как прогрессивная форма взаимодействия слушателя с исполнителем, но у нас люди только привыкают к такому формату.
Вся эта лирика помогает понять, что заработать своей музыкой на российской аудитории довольно сложно. Запустить продажи на Bandcamp вы можете хоть из Эквадора, но вряд ли кто-то в России отдаст свои кровные вам просто потому, что вы классный. Если в вопросе менять переменные, то ответ будет всегда разным, но интересным. Например, вопрос «Как заработать на музыке в России?» предполагает особо колоритный ответ. Готовьтесь, сейчас я выложу вам готовый бизнес-план.
Берете гитару. Находите еще несколько таких же коммерсов-музыкантов, у которых либо уже выгорели все амбиции рокстаров, либо семья и ипотека требуют срочного вливания бабла, а кроме передергивания струн они больше ничего не умеют. Выбираете 40-50 самых заезженных и тошнотворных шлягеров всех времен и народов (а точнее только одной народности — рашкованская застольная). Учите весь этот блядский цирк и едете в Сочи (или на юг вообще), где консерватизм местных жителей до сих пор дает благодатную почву для заработка всевозможным кавер-группам.
Приехав на юг, обиваете пороги всех прибрежных кафешек и ресторанов с предложениями хотя бы процента от того, что накидают посетители. Обычно «менеджеры» подобных заведений охотно соглашаются на сотрудничество, поэтому с этим проблем быть не должно. После того, как договоритесь, в течение недели вас будет нещадно щемить крыша конкурентов (а как вы хотели, жрать хочется всем), после чего дележку территории можно считать законченной: вы прошли проверку и теперь смело можете окучивать парочку заведений. Всех благ, земля пухом.
Выступления лучше всего монетизируются в нашей стране, причем поднимать можно не только на своих песнях, но и на каверах. Если вы отлично играете чужие песни, то корпоративная тусовка и владельцы ресторанов/клубов с радостью позовут вас к себе за неплохие деньги. Но тут появляется другой важный вопрос: стоит ли нанимать букинг-команду и менеджеров для организации всего этого непотребства, или же лучше трахаться со всем самостоятельно?
Если концерты не подходят, а дело заключается именно в продаже собственной музыки, то монетизировать свое творчество в России можно либо полностью обезличив его, либо, наоборот, превратив в культ личности. Первый метод намного проще, ведь речь идет в большей степени об аудиостоках вроде AudioBlocks или AudioJungle. Схема предельно понятная — пишешь трек, джингл или сэмпл (да хоть завывания ветра) и продаешь это (с авторскими правами или без) во всевозможные ролики блогеров, рекламу и другой подобный контент. Конкуренция, конечно, будет очень высокой, ведь борьба идет не за конкретную аудиторию, а за возможность продаться. Тем не менее доход это принесет неплохой, но в конечном счете появится чувство, что ты не музыкант, а сраный конвейер по производству однотипных лоу-фай битов, ведь именно фоновая и незамысловатая музыка в почете на стоках.
Что касается второго метода, то он работает по той причине, что люди любят обращать внимание на персоналии: им важно знать, что артист съел на завтрак, в каком магазине покупает колбасу и какой марки кофе пьет. Это реально рабочая схема — набираешь максимально лояльную себе аудиторию (не аморфных персонажей из ВКонтакте, а базу фанатов с адресами страниц в социалках, почтой и другими данными), и продаешь им себя и свое творчество таким вот особо публичным образом.
Без базы очень лояльных фанатов российской аудитории музыку не продать.
Продавать своим лоялистам можно не только музыку. Можно сделать крутой мерч и красиво выйти из ситуации с нулевыми продажами. Или, если ты клевый андеграундный блэкенед-хардкор певец, выпуститься на кассетах и продать их ценителям (опять-таки, лояльная тебе аудитория).
В общем, продать свою музыку в России — это просто на словах, но непросто на деле. Думайте сами.