Фанаты редко ассоциируют своих любимых музыкантов со скандалами и судебными разбирательствами. Тем не менее, по мере развития музыкальной индустрии, количество громких дел с участием музыкантов становится больше.
Разобравшись в популярных мифах об авторских правах на музыку, где мы кратко осветили выяснения отношений между музыкантами и лейблами, мы решили вспомнить 7 самых громких судебных разбирательств с участием музыкантов.
Марвин Гэй против Робина Тика, Фаррелла Уильямса и T.I. (2015)
Одно из самых известных судебных разбирательств между музыкантами в XXI веке состоялось в 2015 году. Наследники соул-певца Марвина Гэя подали в суд на Фаррелла Уильямса, Робина Тика и T.I. из-за сильного совпадения музыки композиции «Blurred Lines» с хитом Марвина «Gotta Give It Up», вышедшего в 1977 году. Наследники потребовали от троицы музыкантов выплат в размере $7,3 млн.
Чтобы разрешить спор и подтвердить факт воровства, суд Лос-Анджелеса прибегнул к помощи музыковедов, которые сравнили степень совпадения музыки. Состоявшийся суд запомнился не только небывалой активностью западной прессы, смаковавшей каждую новость из зала суда, но и самой большой суммой выплат за нарушение авторских прав. По информации Rolling Stone, суд обязал Тика и Уильямса выплатить представителям Гэя $5,3 млн.
В качестве одного из соавторов трека был указан рэпер T.I., который не участвовал в разбирательстве. «T.I. был указан как соавтор композиции и получал отчисления с продаж», — рассказывал Rolling Stone. — «Несмотря на это, судья решил, что рэпер не участвовал в нарушении авторских прав».
Vanilla Ice против Queen и Дэвида Боуи (1990)
В 1990 году Queen и Дэвид Боуи обратились в суд по факту нарушения авторских прав американским рэпером Vanilla Ice. Британцы утверждали, что партия баса мега-хита Vanilla Ice «Ice Ice Baby» целиком копирует таковую из песни «Under Pressure». Заметить музыкальное сходство между композициями не составит труда, поэтому юристы рэпера решили уладить все проблемы в досудебном порядке. Сколько денег пришлось выплатить рэперу — неизвестно.
При написании «Ice Ice Baby» Айс посчитал, что незначительное изменение партии позволит ему не указывать Queen и Боуи в качестве соавторов, но ошибся. Совпадение могло остаться незамеченным, если бы песня рэпера не стала хитом, поселившись на вершине многих американских чартов 1990 года.
Metallica против Napster (2000)
Суд между Metallica и Napster показал, что музыкальная индустрия абсолютна не готова к цифровой революции. Музыканты обратились в суд после того, как узнали, что все песни группы распространяются бесплатно через Napster — один из первых сервисов для обмена файлами. Metallica принесла в суд список из 335 435 пользователей, скачавших их песни нелегально, и потребовала от представителей Napster компенсации в размере $10 млн.
Разбирательство широко освещалось в прессе и привлекло внимание других музыкантов к нелегальному распространению их музыки. Metallica так и не получила желаемых миллионов, но добилась удаления 230 142 аккаунтов и закрытия Napster.
Рональд Х. Селле против Bee Gees (1978-1984)
Дело о плагиате между композитором из Чикаго Рональдом Селле и участниками Bee Gees стало прецедентом, доказавшим, что определенного количества совпадений в нотах недостаточно для обвинения в плагиате. После этого разбирательства суды обязали истцов доказывать факт копирования песни — в противном случае музыкальное совпадение объявлялось случайным, возникшим под влиянием вдохновения и окружающей музыкальной среды.
Селле обвинял Bee Gees в заимствовании мелодии для песни 1978 года «How Deep Is Your Love» из его композиции, написанной тремя годами ранее. Адвокаты Селле пытались доказать, что мелодии песен идентичны. Защита братьев Гибб успешно контратаковала тем, что сходство между мелодиями случайно и вызвано схожестью вкусов и авторского почерка истца и ответчиков.
Суд встал на сторону Bee Gees. Несмотря на схожесть мелодий, Селле не смог доказать плагиат.
Kesha против Dr. Luke (2014)
Драматическое противостояние с участием множества юристов между певицей Kesha и ее бывшим продюсером Dr. Luke еще далеко от своего завершения — сейчас продюсер обвиняется в эмоциональном и физическом насилии над девушкой.
Разборки между Кешей и Dr. Luke начались в 2014 году. Певица через суд попыталась расторгнуть соглашение о сотрудничестве с продюсером, по условиям которого Кеша должна платить отчисления Dr. Luke за любые песни. Фанаты запустили движение «#FreeKesha», Тейлор Свифт оплатила долги девушки на $250 000, а потом… масла в огонь подлила Леди Гага. Поп-дива заявила, что в 19-летнем возрасте сотрудничала с Dr. Luke, который домогался ее и издевался над ней, что дало новый виток этому делу.
Новые обвинения прикрепили к исходному иску. Кеша, выпустившая в 2017 году альбом «Rainbow», продолжает платить отчисления Dr. Luke, хотя и не работает с ним — суд еще не завершен, поэтому юридически контракт все еще действует.
Coldplay против Джо Сатриани (2008)
Джо Сатриани стал одним из трех музыкантов, обвинивших Coldplay в воровстве идей для песни «Viva La Vida» (мы отмечали сходство композиций в материале о плагиате в музыке). В 2008 году Сатриани подал иск о защите авторских прав, указав на сильное сходство «Viva La Vida» с проигрышем в его инструментальной композиции «If I Could Fly». Разразившийся скандал быстро замяли, хотя доподлинно неизвестно, как прошел суд и каковы были итоги заседания.
Юсуф Ислам, также известный как Кэт Стивенс, также указал на нарушение авторских прав британской группой, хотя и не подал на группу в суд. «Они [Coldplay] скопировали мою песню, но я не думаю, что это было сделано преднамеренно», — сказал Юсуф в одном из интервью. — «Я не хочу, чтобы они думали, что я зол на них. Предлагаю им встретиться и посидеть за чашкой чая, ведь все в полном порядке!».
Джордж Харрисон против Bright Tunes (1971)
В начале 1970-х Джордж Харрисон выпустил одну из самых известных композиций «My Sweet Lord», которая сразу же оказалась в центре скандала. Музыкальный лейбл Bright Tunes обвинил бывшего Битла в плагиате из-за явного совпадения песни Харрисона с композицией женской группы The Chiffons «He’s So Fine» за авторством покойного к тому времени Рональда Мэка.
Первый суд продолжался около пяти лет, в течение которых Харрисон говорил о непреднамеренном копировании и полном совпадении. Несмотря на это, в 1976 году музыкант проиграл дело, а суд обязал его выплатить $1,6 млн в пользу Bright Tunes.
Харрисон выплатил сумму, а затем в дело вмешался менеджер музыканта Аллен Клейн, который выкупил весь Bright Tunes и подал в сторону своего клиента еще один иск о плагиате. Тем не менее, жадность Клейна вышла ему боком: в ответном иске, выигранном Харрисоном, суд выявил, что Клейн действовал не честно и пытался обернуть ситуацию в свою пользу.
В 1991 году Харрисон стал владельцем Bright Tunes, вернул свои деньги, перестал работать с Клейном, а также стал владельцем прав на песню «He’s So Fine», с которой и началась вся история.