Просто подпиши здесь: как работают музыкальные контракты

Что такое музыкальный контракт и так ли хороша жизнь подписанных музыкантов?

Музыкальный контракт, музыкальные контракты, контракт с лейблом

Группа стала популярной на местной сцене, о ней заговорили в социальных сетях, результаты поиска выдают список аккаунтов и ссылку на сайт, кучу фоток и прочий контент. Новая музыка нравится слушателям, ситуация развивается позитивно. Группа готова к следующему этапу — подписанию контракта с музыкальным лейблом (см. Как устроен музыкальный лейбл)

Когда мы говорим о контрактах с лейблами, на ум сразу приходят баснословные гонорары за музыку (теперь заживем!) и работа с гигантами рынка — Universal, Elektra, Roadrunner Records. Все это круто, но имеет мало общего с действительностью.

SAMESOUND.RU разобрался, что такое музыкальный контракт, как он устроен, к чему обязывает стороны и, что самое главное, сколько денег зарабатывает подписанный исполнитель.

Что такое музыкальный контракт?

Итак, чудо произошло — лейбл предлагает группе контракт. Музыканты готовы подписать его не глядя, ведь ради этого все и затевалось. Но если отбросить эйфорию и внимательно вдуматься в типовые условия контракта, то некоторые вещи сильно удивят музыкантов.

Начнем с определения того, что такое музыкальный контракт. Согласно Словарю Американского Наследия (англ. American Heritage Dictionary), контракт — это соглашение между двумя и более сторонами, подписанное ими и обязательное для законного исполнения (неисполнение преследуется по закону). В России понятие «Контракт» совпадает с понятием «Договор» (далее в статье мы будем использовать оба понятия, подразумевая их равенство — прим.ред.), а его толкование приведено в ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (см. Гражданский кодекс РФ).

Договор — соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Как только договор подписан, его условия нужно исполнять. В случае неисполнения можно идти в суд, привлекать друг друга к административной или даже уголовной ответственности.

Так как контракт — юридический документ, подписывать его без участия собственного юриста глупо. На Западе такие услуги оказывают так называемые Entertainment Lawyers — адвокаты и юристы, специализирующиеся на работе в индустрии развлечений (кинематограф, музыка, литература и т.д.). В России у этой специальности нет определенного аналога, поэтому помощь можно получить только от юридических фирм, имеющих опыт работы в шоу-бизнесе.

Подписание договора со звукозаписывающей компанией для исполнителя сопровождается несколькими сложностями:

Последний пункт самый проблемный. Музыканты подписывают невыгодные договора с лейблами только потому, что боятся упустить счастливый билет (см. Соглашение между Кешей и ее продюсером Dr. Luke в этой статье). Никто не гарантирует, что в ближайшее время (или вообще когда-либо) вам поступит предложение от другой компании.

Важные пункты, которые затрагивает музыкальный контракт

Договор — вещь индивидуальная, даже если вам предлагают типовой документ. Контракт должен затрагивать ряд важных моментов: отчисления за музыку, другие виды вознаграждений, маркетинговую политику, звукозапись и т.д.

ВНИМАНИЕ!

Все, о чем речь пойдет дальше, не заменит вам юриста! Материал отражает, какие стороны деятельности музыканта затрагивает договор, и показывает, к решению каких моментов нужно быть готовым.

Отчисления за музыку (Роялти)

Помимо продвижения музыки, славы и почета, основная причина подписания договора с лейблом — получение денег за свою музыку. Подписывая музыканта, лейбл обязуется помочь записать, свести, издать и продать музыкальный материал исполнителя. С каждого проданного альбома или сингла музыкант получает роялти — денежное отчисление в виде процента от стоимости диска или песни. Роялти — основная статья дохода любого музыканта на Западе (в России основной заработок идет от корпоративов и концертов).

Размер процентных отчислений с проданных песен — камень преткновения при заключении контрактов. Обычно роялти составляют 10-20%, в зависимости от известности и популярности исполнителя. Молодым группам не стоит рассчитывать на большие отчисления, их максимум составляет 10%. Узнать итоговую сумму отчислений довольно просто: если стоимость альбома $15, роялти — 10%, то с каждого проданного диска группа получит $1,5. Если первый альбом разойдется миллионным тиражом, группа заработает $1 500 000.

Вроде бы простая арифметика, но есть подвох в виде завышенных ожиданий музыкантов. Адекватно оценивайте свой потенциал. Ежегодно в мире выходят десятки тысяч альбомов и только малая часть из них добирается до золотого (500 000 проданных копий) и тем более платинового (1 млн копий) статуса. Шанс того, что первый альбом группы станет золотым или платиновым — невелик.

Другой подвох в том, что группа вряд ли получит заветные полтора бакса с каждого диска. В тексте договора речь обычно идет о роялти от оптовой цены, по которой лейблы отгружают диски магазинам и которая отличается от розничной цены. Так как оптовая стоимость намного меньше розничной цены, сумма, которую группа получит с каждого альбома, не так велика, как хотелось бы.

Магазины часто сбивают цены на альбомы на 70-80%, компенсируя денежные потери различными купонами, скидками и промо-акциями. Дополнительно ситуацию осложняют разные каналы продаж — диски продают не только в розничных, но и онлайн-магазинах, а также на концертных площадках, а цена для каждой точки разная. На Западе музыку часто покупают в клубах во время концерта по той причине, что цена на диски в таких случаях значительно ниже. В некоторых случаях диски попадают в магазины вообще бесплатно, а за такие поставки лейбл не платит никаких отчислений музыканту.

Роялти никогда не рассчитывается на основе розничных цен. В большинстве случаев за основу берутся более низкие оптовые цены.

Лейбл также может ограничить размер роялти. Компания может удержать с музыканта затраты на физические носители, оформление диска или на один из этапов работы над диском. Например, с музыкантов могут взыскать стоимость записи, сведения, продвижения (вместе со съемками клипа), затраты на организацию и проведение тура в поддержку альбома. Такая обдираловка страхует лейбл от потерь — никто не знает, как пойдут продажи и насколько популярным станет музыкант.

Наконец, лейбл может заплатить группе авансом еще до записи альбома. На эти деньги музыканты смогут существовать (есть хотят все) пока идет запись альбома, но взамен группа не получит часть роялти.

Не стоит забывать и об оплате менеджеру или агенту, который помог группе заключить контракт и сопровождал ее на всех этапах работы над альбомом и в концертном туре. Когда группа получает чек, менеджер берет до 20% от суммы заработанного.

Вся система устроена таким образом, что на нормальный заработок претендуют только те группы, которые выпускают золотые и платиновые альбомы. В то же самое время, процент с продаж каждого отдельного диска — не единственный вариант получения роялти.

Роялти от прибыли

В некоторых случаях контракт подразумевает разделение всей прибыли с продаж альбома — так часто работают независимые лейблы и звукозаписывающие компании за пределами США. Лейбл предлагает музыкантам разделить прибыль в некотором процентном соотношении (50/50, 70/30, 60/40), а сама прибыль рассчитывается по простой схеме «Доходы от оптовых продаж минус расходы лейбла». К расходам в таком случае относятся:

При внешнем удобстве и прозрачности, такой вариант выплат оставляет лейблу большое пространство для маневра. Например, компания может платить нанятому музыканту или звукорежиссеру $10 в час, но вписывать в расходы сумму в районе $40 в час, аргументируя это различными законами и нормами оплаты труда. Это позволяет лейблу перестраховаться и забрать деньги себе, не заплатив артисту.

Наличие контракта с лейблом не гарантирует того, что вы будете зарабатывать на собственной музыке.

В своем письме к музыкантам Кортни Лав выразила негодование по поводу политики лейблов в отношении оплаты труда артистов. По информации Лав, лейблы утверждают, что только 5% записей становятся золотыми или платиновыми и приносят прибыль, в то время как остальные 95% не окупают вложенных средств. Так как такой низкий порог успешной продукции запросто убил бы любой бизнес, девушка утверждает, что лейблы попросту наживаются на музыкантах.

При заключении контрактов, звукозаписывающие компании предлагают минимальный процент отчислений, а затем списывают любые расходы в счет роялти, что позволяет им не только не платить музыкантам, но и получать прибыль даже с тех записей, которые не стали золотыми.

Оплата от всей прибыли все равно привязывается к количеству проданной музыки. Чем ближе артист подбирается к золотой или платиновой отметке (заветные 5%), тем выше шанс заработать.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЬМА КОРТНИ ЛАВ К МУЗЫКАНТАМ

«Мультиплатиновые артисты наподобие TLC и Тони Брекстон были вынуждены объявить себя банкротами. У этих музыкантов не было другого заработка, кроме музыки, а лейблы платили им ничтожно малые суммы».

«Флоренс Баллард из группы Supreme в пожилом возрасте жила за счет социального обеспечения и государственной поддержки. Синглы Баллард и Supreme десять раз занимали первые строчки хит-парадов».

«Группа Collective Soul не получила денег за песню „Shine“ — один из крупнейших рок-хитов 1990-х. Лейбл Atlantic просто списал некие затраты в счет роялти, оставив группу ни с чем».

«Песни легенды кантри Мерла Хаггарда 23 раза возглавляли чарты, но музыкант ни разу не получил роялти. Первый чек Хаггард увидел только после того, как подписал контракт с независимым панк-рок лейблом Epitaph».

«Ошибки, недочеты и лазейки в соглашении не приносили родственникам и наследникам Джими Хендрикса денег, в то время как Universal Music зарабатывала миллионы долларов на переиздании песен и альбомов британского музыканта».

Маркетинг

Пункт о маркетинге редко вписывают в контракты — музыканты просто забывают о нем. А зря: маркетинг — одна из причин подписания контракта с лейблом, ведь важно не только издать музыку, но и грамотно ее разрекламировать и продать.

Чем шире реклама, тем выше продажи. Стоит заранее оговорить хотя бы минимальный бюджет на рекламу музыки, чтобы не тратить собственные деньги на пиар.

Запись музыки

Контракт обычно устанавливает некие временные периоды, в которые музыкант должен записывать музыку. Итогом каждого периода должен стать альбом или сингл, в зависимости от условий контракта. Такие моменты очень точно оговариваются в рамках соглашения: например, с апреля по июнь группа проведет первый студийный отрезок и запишет первый альбом, а затем вернется в студию в декабре, чтобы записать второй альбом.

Также этот пункт определяет, кто владеет правами на записанную музыку. Исполнитель может быть автором песни и владельцем авторских прав, но пока звукозаписывающая компания спонсирует создание и выпуск новой музыки артиста, владельцем прав на нее является именно лейбл. По условиям договора, музыкант не может свободно распоряжаться собственным творчеством, не получив одобрения компании. Иногда лейблы даже включают в контракт пункт, запрещающий перезаписывать или переиздавать песни с альбома в течение какого-то времени.

Быть автором песни — еще не значит полноправно владеть ей. По контракту лейбл может распоряжаться вашим творчеством очень долгое время.

Кто платит — тот девушку и танцует. Лейбл выступает в роли заказчика, оплачивающего создание музыки. Если компании не понравится записанный материал, она вправе отказаться от выпуска музыки, а исполнитель должен будет записать новую музыку, которая устроит лейбл. А еще лейбл может принять материал, но никогда его не издать без объяснения причин.

Этапы работы

Звукозаписывающая компания может предложить поэтапную схему работы. Контракт разбивается на временные периоды с неким списком обязательств, которые, в случае их выполнения, предлагают новые варианты развития отношений между исполнителем и лейблом. Например, если группа запишет один альбом в течение первого периода, лейбл проспонсирует запись второго альбома. Если первый альбом окажется успешным, компания предложит увеличенную сумму отчислений за второй альбом. Успех второго альбома гарантирует бесплатную запись концертной пластинки, прибыль от продаж которой целиком достанется музыкантам.

Обычно контракт разбивают на шесть-семь периодов, в течение которых группа обязана выпускать по альбому. Каждый этап предлагает ряд бонусов к следующему отрезку, которые стимулируют группу к активной деятельности.

Этапы работы иногда совмещаются с рядом условий, страхующих лейбл от финансовых потерь, а группу от расторжения контракта. Представим ситуацию, когда коллектив записал первый альбом, который хорошо продается, но доходов от продажи недостаточно, чтобы покрыть все затраты на его производство. При этом:

Очевидно, что группа заработала $300 000, но эти деньги не покрывают изначальные расходы на альбом — остается «долг» в размере $200 000. Вместо того, чтобы выплатить музыкантам роялти, лейбл может предложить музыкантам записать еще один альбом. Если его продажи покроют оставшийся долг в $200 000, а также закроют затраты на запись диска, лейбл выплатит группе роялти за второй диск. Лейбл страхует себя от потерь, а музыканты остаются без денег, но с контрактом, который позволяет им и дальше заниматься творчеством (лейбл спонсирует запись музыки и организацию туров).

Другие условия, которые могут быть оговорены в контракте с лейблом

В зависимости от звукозаписывающей компании, в тексте договора может быть оговорен ряд других пунктов, связанных с деятельностью исполнителя и его творчеством.

Эксклюзивность. Например, в течение действия контракта права на музыку, название коллектива, имена участников, а также на любые изображения и фотографии могут принадлежать только лейблу.

Мерчендайз и атрибутика. Все деньги, заработанные на продаже официальной атрибутики (футболки, чехлы, кружки, трусы, ручки, брелоки), достаются лейблу или делятся между исполнителем и компанией в определенном процентном соотношении.

Интервью и появление в СМИ. Лейбл решает, когда и где группа появится на радио или телевидении, кто и какую фотосессию ей устроит, а также где появится коллектив в рамках продвижения. При этом у музыкантов нет выбора — надо, значит надо.

Креативный контроль. По условиям контракта, звукозаписывающая компания может получить исключительные права на оформление альбомов, а также на формирование имиджа исполнителя.

Участники коллектива. Если кто-либо покидает группу, лейбл имеет право предложить своего участника или расторгнуть контракт.

В 1996 году R.E.M. и Warner Music Group подписали один из самых крупных музыкальных контрактов в истории музыки. Стоимость соглашения составила порядка $80 млн. Неизвестно, были ли эти деньги авансом группе, и сколько точно заработал коллектив.

Контракт с лейблом: за или против?

Если лейблы так обдирают музыкантов и не дают им свободно жить, то какой смысл в подписании контракта? Можно выделить две основные причины:

  1. Договор с крупным лейблом — лучший способ широко заявить о себе, не считая Интернета. Без поддержки лейбла попасть на ведущие музыкальные каналы или радиостанции не получится — никто не станет даже смотреть на группу без контракта;
  2. Если группа запишет платиновый или мультиплатиновый альбом, то их финансовое благосостояние улучшится. Не так сильно, чтобы ездить на Феррари, строить себе дворцы и заваливать дом тоннами кокаина, но все же.

Тем, кто не хочет связывать себя строгими рамками музыкальных контрактов, можно поискать счастья на стороне независимых лейблов, которые могут (но не обязаны) предложить большую свободу исполнителю.

Еще можно попробовать завоевать внимание слушателей через Интернет и социальные сети — быть может, вам удастся повторить пример Лили Аллен, которая выкладывала свою музыку на MySpace, обрела там популярность, а затем привлекла внимание лейблов. Или можно организовать свой лейбл и контролировать все денежные потоки самостоятельно, но продать много дисков и альбомов через свою компанию вряд ли получится.


Ссылки по теме:

Как устроен музыкальный лейбл

How Recording Contracts Work

Courtney Love’s Letter to Recording Artists

Exit mobile version