Совместные концерты музыкальных групп — популярный формат проведения мероприятий как среди организаторов, так и самих музыкантов. Организаторы занимают концертный зал разноплановыми (или схожими) командами на вечер, и активно надеются на доходы с бара. Музыканты получают возможность выйти на сцену, пообщаться с единомышленниками, увеличить количество слушателей и, если повезет, заработать денег.
Накануне совместного сета московских рок-н-ролльщиков «Porto Moris» и питерской группы «ТОПЛИВО», исполняющей музыку в стиле алко-поп, редакция SAMESOUND.RU опросила лидеров коллективов, что такое совместные концерты, для чего их устраивают и какая от них выгода.
SAMESOUND.RU: Почему группы организуют совместные выступления?
Сева Чезганов: Все зависит от целей самих групп. Одни делают совместные выступления, чтобы приумножить свою аудиторию, другие – чтобы заработать бабло, а третьи и вовсе не задаются этим вопросом. На людей посмотреть, себя показать.
Антон Попов: Существует много команд, которые давно друг друга знают и уважают, но при этом звёзд с неба не хватают. За годы существования ребятам становится понятно, что огромную роль в становлении группы играет «своя большая тусовка». Её-то и можно обрести, устраивая совместные концерты с близкими по духу и творчеству музыкантами. Слушатели знакомятся, начинают ходить на все концерты из этой «тусовки», и дальше уже становится проще жить.
С точки зрения финансов такой концерт все-таки имиджевое мероприятие. Получается сработать в ноль?
Антон Попов: Конечно, в ноль нужно стараться отбивать даже сольные концерты. С совместных много денег не заработаешь, ведь число музыкантов удваивается, а то и утраивается. Но обмен слушателями — очень важная вещь. Важнее, чем деньги.
Сева Чезганов: Хороший вопрос. Опять же зависит от степени известности коллективов. Да и не совсем понятно, что вы называете расходами? Мои расходы в день концерта могут быть равны нулю или исчисляться одной-двумя бутылками вина. (Смеется)
Сколько слушателей можно привлечь после такого выступления? Есть в этом смысл?
Сева Чезганов: Нам такие концерты помогают привлечь новых слушателей, это факт. Но это, конечно, не какие-то бешеные цифры.
Антон Попов: Согласен с Севой. У группы Porto Moris есть довольно большое количество слушателей, узнавших о нас на совместных концертах. Это ведь самый ценный показатель — зацепить людей своей музыкой. Тут причин может быть много, но в основном — контрасты. У одной команды вечер не задался, зато другая отожгла на славу. Поверьте, люди ценят это!
На совместных концертах часто случаются ситуации, что слушатели приходят на одну группу, а после ее выступления покидают зал. В то же время, поклонники второй команды приходят позже, к началу выступления знакомой группы. Как минимизировать «потери» слушателей, сделать так, чтобы они не уходили после выступления, а внимательно отнеслись ко всем участникам концерта?
Антон Попов: Для начала стоит соблюдать тайминг, не затягивать настройку команд. Зрители не любят звук настраивающегося ансамбля — это всё закулисные дела по сути. Если все четко организовать, добавив общение со зрителями, интересно будет. Конечно, желательно приглашать ведущего.
Хороший ведущий побеседует со зрителями, расскажет о выступающих группах, пошутит и просто создаст хорошее настроение, пока одни уходят со сцены, а другие приходят. И знаете, таких ребят много. Мы с ними дружим. (Улыбается)
Сева Чезганов: Да, конферансье и алкоголь помогут в этом вопросе. Но в основном нас спасает контраст творчества — если мы играем вторые, то периодически умудряемся удержать половину публики.
Если группа решает организовать совместное выступление с другой командой, то на какие моменты стоит обратить внимание при поиске группы-партнера?
Антон Попов: Желательно, чтобы музыканты или их менеджеры были между собой знакомы. Тогда не будет никаких проблем. Музыкальная составляющая важна, но не первична в этом вопросе.
Сева Чезганов: Обычно я слушаю 5 песен группы, исхожу из этого. А так – мы играем алко-поп и не паримся насчет жанровых принадлежностей. Главное – не связываться с м*даками. И это работает не только в делах, связанных в поиском групп.
Охотно ли владельцы клубов и площадок идут на контакт с группами? Насколько организаторам сегодня интересны совместные выступления коллективов?
Сева Чезганов: С организаторами легко договориться, особенно если ты умеешь пользоваться интернетом. Но не все организаторы готовы предложить хорошие условия.
Антон Попов: В Москве, пожалуй, немного сложнее. Многое зависит от конкретного организатора или площадки. У каждого клуба своя репутация, свои критерии отбора коллективов. Кто-то живет за счет «сборных солянок» потому, что более серьезные коллективы выступают в других местах. А кто-то, напротив, предпочитает поддерживать в своем заведении репутацию элитного пространства. Бывают площадки, которые можно арендовать, и хоть в хоккей там играть гитарами.
Организаторы часто подбирают разноплановые команды для совместных выступлений. На ваш взгляд, в чем причина такого подхода и не приводит ли он к каким-либо проблемам для музыкантов?
Антон Попов: В начале музыкального пути мы сталкивались с организаторами, которые приглашают участвовать в мероприятии, и обязывают при этом группу выкупить 10-15 билетов, застраховав себя таким образом перед арт-директором площадки. Такие организаторы просто зарабатывают деньги, и их не беспокоит гармония в общем восприятии концерта. На это ведутся только новички.
Сева Чезганов: Не вижу в этом проблемы — я с удовольствием готов послушать две шикарные команды, которые играют разную музыку.
В чем основная сложность объединенных сэтов?
Антон Попов: Сложность в саундчеке. Каждая группа настраивает аппарат под себя, и между выступлениями всегда есть заминка, когда они отключаются, а другие втыкаются. Porto Moris часто играли вообще без саундчека, под настройками предыдущей команды. Как ни странно, мало, что меняется.
Сева Чезганов: Согласен. Сложность в саундчеках.
Что нужно не забыть музыкантам перед концертом?
Антон Попов: Предварительный саундчек обязателен для команд с нетипичным инструментальным составом, а также для первой выступающей группы. Остальные, в принципе, могут и по ходу концерта подключиться. Настройки похожи.
Сева Чезганов: Буду краток. Не забыть взять инструмент, себя и телефон.
Совместный концерт «Porto Moris» и «ТОПЛИВО» состоится 21 апреля 2017 года в клубе Fish Fabrique Nouvelle, Санкт-Петербург. Начало концерта в 20:00. Вход — 100 ₽. Подробности — в официальной группе мероприятия.