5 ошибок музыкантов-одиночек, которые вы обязаны не допустить

Распространенные ошибки музыкантов, решивших заниматься музыкой самостоятельно, или 5 заблуждений, преодолев которые можно стать продуктивнее.

Распространенные ошибки музыкантов-одиночек и мультиинструменталистов

Уровень развития современных технологий и возможностей программного и аппаратного музыкального обеспечения значительно упростил работу над музыкой. Сегодня музыкантам можно даже не играть на музыкальном инструменте — плагины и библиотеки инструментов превращают нас в подобие мультиинструменталистов.

Как минимум 80% музыкантов хотя бы раз в жизни задумывались о том, что музицировать в одиночку намного проще. Плюсы очевидны: нет нужды в поиске музыкантов-единомышленников, тратах лишнего времени на споры и дискуссии о составе творчества, зависимости от других участников коллектива. Соглашаться с таким эгоистичным подходом или нет — личное дело каждого.

Тем не менее, музыканты-одиночки создают проблемы сами себе. Пытаясь самостоятельно сделать больше, музыканты допускают ошибки, которых сами могут не замечать. Эти ошибки неизменно приводят к худшему результату.

Стерильность

Чистота в проекте, слишком ровные партии и стремление к идеалу не идут на пользу звучанию песни.

Современные рабочие станции ограничены в своих возможностях только фантазией музыканта. Стиль музыки не играет никакой роли, а DAW, плагины и библиотеки с легкостью заменяют оркестр или группу музыкантов. Несмотря на это, «умения» программного обеспечения приводят к тому, что композиция попросту «теряет» в своей энергетике.

Причин для этого много: идеальное квантование, авто-тюн, излишняя эквализация, слишком усердная компрессия. Музыканты-одиночки слишком увлекаются чистотой микса, стараются добиться самого лучшего результата, «налегают» на виртуальные библиотеки и инструменты. Но чем больше внимания уделяется «стерильности» звучания, тем больше статичности появляется в миксе.

Конечно, статичность звучания не означает, что нужно переделать песню или бежать на студию звукозаписи, где сессионные музыканты запишут придуманные партии. Ситуацию скорее исправят один-два инструмента, записанных живьем — все-таки нюансы человеческой игры на музыкальном инструменте запросто возвращают «иссякнувшую» энергию в песню.

Экономия на вокале

Пытаться спеть самостоятельно — похвально. Но настолько ли хорош твой голос?

Вокал — ключевой компонент композиции, требующий к себе должного отношения. Вспомните, сколько сольных записей звучат хорошо ровно до того момента, пока в дело не вступает вокал? Неподготовленный к пению голос (особенно если у человека нет певческих талантов) становится «убийственной шуткой» для даже для потенциально хитового трека.

Если музыкант умеет петь, то не о чем и переживать. Правда в том, что достойных певцов не так много, как хотелось бы. Желание сэкономить время и средства на поисках подходящего вокалиста, и поиск компромисса в виде собственного голоса — далеко не лучший выход. Музыканты подсознательно готовятся к использованию авто-тюна и прочих корректирующих инструментов, но беда в том, что никакие авто-тюны не придадут голосу и пению нужной эмоциональной окраски и энергии.

Выйдите из собственной зоны комфорта и найдите подходящего вокалиста с нужным голосом. Не важно, где живет певец: благодаря Интернету запись может вестись даже в тех случаях, когда люди живут в разных уголках планеты.

Запись одним дублем

Запись одним дублем лишает гибкости во время работы с проектом.

По неизвестной причине больше половины музыкантов как огня боятся записи «кусками». Опасаясь в дальнейшем некорректно склеить сыгранные дубли, музыканты записывают партии инструментов одним дублем.

Добиться идеального дубля очень сложно, а самостоятельно установленные жесткие рамки не идут на пользу всей песне. В итоге композиция начинает звучать так, как будто бы играют несколько музыкантов, совершенно не слышащих друг друга.

Запись музыки дублями сохраняет возможность возврата к любому отрезку песни для его переработки с учетом новых идей или изменений в аранжировке. Музыкант волен менять положение партий, экспериментировать со звуком и вариантами исполнения по ходу работы. Плюс ко всему, записав 4-5 дублей одного отрезка, можно выбрать самый удачный из них без необходимости переписывать всю партию гитары, баса или другого инструмента.

Замыкание на себе

Ты — не человек-оркестр. Не надо думать, что сможешь сделать все сам.

Мультиинструменталисты и музыканты-одиночки любят замыкаться на себе, думая, что делают работу лучше других. Возможно это правда, но два-три отзыва о собственном творчестве от людей со стороны не будут лишними.

Тестирование музыки на друзьях и близких до окончательного сведения или мастеринга помогает выявить проблемы композиции не с точки зрения автора, а с точки зрения слушателя. «Свежие» уши поделятся интересными мыслями и выскажут адекватную критику, что пойдет только на пользу конечному результату.

Писатели работают вместе с редакторами, правящими мысли автора и доводящими текст до понятного читателю вида. Композитору тоже нужен некий редактор в лице слушателя или критика, который поделится мнением о творчестве не предвзято.

Корень проблемы в том, что донести до слушателя идею в том виде, в каком она звучит «в голове», часто не получается. Людям свойственно идеализировать собственные идеи, поэтому непонимание со стороны слушателя часто вызывает удивление музыкантов. Так как 95% знакомых скажут что-то в духе: «Ого, как классно! Молодец!», найдите одну-две пары «доверенных ушей» среди близких друзей или родственников. Главное, чтобы человек хотя бы поверхностно разбирался в музыке и звуке, и мог адекватно критиковать продемонстрированное творчество.

Прежде чем заканчивать аранжировку, запись, сведение или мастеринг, постарайтесь ответить на вопрос: «Песня получилась отличной только по моему мнению или по мнению слушателей?».

Лишняя спешка

Спешка при работе с музыкой превращает проект в подобие этого изображения: ты быстро летишь к завершению работы, но не замечаешь, как «размазываешь» общую картину звучания.

Спешка — очевидная ошибка, о которой музыканты забывают. При написании музыки важно оглядываться назад, слушать, размышлять и анализировать результаты проделанной работы.

Развивая мысль об идеализации собственного творчества, стоит отметить, что композиторы и музыканты часто считают записанный и сведенный материал отличным. Здесь получается та же беда, о которой говорилось выше: композиция звучит только в голове автора.

Постараться закончить начатое как можно раньше — нормально, но не стоит торопиться в творческом порыве. Возможно, что гитары записаны плохо, а в песне упущены важные детали.

В дополнение к этому, голова и уши требуют отдыха. Вернитесь к работе над композицией через пару дней со свежей головой — так проще оценить качество проделанной работы. Профессиональные музыканты и звукорежиссеры понимают необходимость в отдыхе, не забывая делать перерывы в работе каждую два-три часа. А если говорить о звукозаписи и сведении, то эти операции и вовсе стоит выполнять не в один день.

Другими словами, как гласит пословица: «Спешка нужна только при ловле блох».

Вместо заключения

Быть композитором-одиночкой тяжелее, чем кажется. Испортить музыкальный материал из-за самоуверенности проще простого! Когда вы в следующий раз окажетесь в студии в одиночестве, помните об опасностях, которые таит в себе работа такого рода.

Exit mobile version