Группа Каспий: «Музыка как открытие — вот, чем мы занимаемся в студии»

Группа Каспий

Фото: Светлана Сковер

Участники группы «Каспий» рассказывают о появлении коллектива, любимой музыке, работе в студии и взглядах на творчество.

Группа «Каспий», основанная Валодей (да-да, именно через «А») Астапчиком, несмотря на свой небольшой сценический возраст, уже успела полюбиться многим слушателям, о чем не предвзято рапортуют отчеты отечественного рейтинга iTunes, где группа попала в список восходящих звезд со своим дебютным EP «Расстояния». Помимо этого коллектив успел засветиться на таких фестивалях, как «Нашествие», «Навигация», «Park Live», где и там слушатели и зрители отзывались о коллективе только в позитивном ключе.

Творчество группы можно приписать к инди-поп стилю, но от этого музыка «Каспия» не станет хуже. Ребята активно работают над созданием запоминающегося, яркого и искреннего материала, а также имеют свой собственный приятный саунд, что выделяет их на фоне многих схожих коллективов.

В общем, можно как угодно относиться к их творчеству, но не отметить факт того, что у «Каспия» впереди большое будущее достаточно сложно.

Мы решили пообщаться с участниками группы в лице вокалиста Валоди Астапчика, барабанщика Алексея Денисова, бас-гитариста Кирилла Ломакина и продюсера Равшана Вахидова. Ребята пошли нам навстречу и в целях презентации собственного коллектива не только поведали о том, как появился «Каспий», но и рассказали о написании новых песен, работе в студии, своем оборудовании и многом другом.

SameSound.ru: Расскажите о том, с чего началась группа КАСПИЙ. Как вы собрались вместе, кто был связующим звеном всех?

Валодя Астапчик: Началось все в тот момент, когда я понял, что устал от процесса семплирования чужой музыки. И вот я взял гитару в руки и стал постигать, как это делается на самом деле.

Несколько демо-записей я показал Ровшану Вахидову, нашему нынешнему продюсеру, по чьему мнению три или четыре композиции имели достаточный потенциал для того, чтобы зазвучать на «большой» сцене.

Мы решили их записать, обсудили основные ориентиры, среди которых чудом оказалась музыка Земфиры — по причинам скорее уважения к этому артисту, нежели моих музыкальных пристрастий.

Валодя Астапчик (Фото: Татьяна Матвеенко)

И вот после нескольких репетиций мы оказались на студии Марс Рекордс с Ринатом Ахмадиевым, Сергеем Созиновым и Вадимом Соловьевым – музыкантами первого состава группы «Земфира».

На студии же выяснилось, что ноутбук, на котором были предварительные варианты аранжировки, сгорел. Поэтому наша самая первая песня «Расстояния» родилась, можно сказать, путем импровизации практически во время записи. Так и начался «Каспий».

Состав группы у нас формируется до сих пор, мы выходили на сцену как с клавишами, так и без них, были выступления без гитары, а на последнем сольном концерте с нами была бэк-вокалистка Динара — в общем, музыкальный облик группы находится в постоянном движении.

С чего начиналось ваше знакомство с музыкой и звукозаписью? Где и чему учились? Что самое главное поняли для себя на сегодняшний день в вопросе занятий музыкой?

Первая звукозапись в моей жизни началась с детских экспериментов с маминым кассетным магнитофоном «Романтик». С тех пор на каких только студиях не приходилось работать!

Но нашими основными студиями в Москве являются «Марс Рекордс», «Параметрика», несколько раз записывались на студии «Правда» и «Биглион Рекордс».

Мы научились тому, что не так важно как ты записываешь песню и на какой аппаратуре – самое главное для нас звук. Например, сейчас в новую песню войдет партия баса, записанная на репетиционной базе на «Zoom» и на iPhone, который позволяет запечатлеть любую идею и даже заменяет мне целую студию, поскольку я могу в телефон записывать живые инструменты!

Для записи альбома планируем расширить студийную географию – хотим попробовать еще несколько студий.

Как строится работа над новым материалом?

Что касается новых композиций, дело обстоит следующим образом.

Я пишу предварительно текст под гитару или в Garage Band. Если понимаю, что получается что-то интересное — демонстрирую ребятам на репетиции, появляются идеи – мы их фиксируем любым доступным способом. Дома слушаем, обмениваемся мнениями. В случае, если нас самих «прет» от песни, то начинаем играть на концертах, делаем демо на компьютере, а дальше — отправляемся на студию. Затем следует самая тягомотина — отбор успешных дублей. После того, как аранжировка в целом собрана, записываем вокал, бэк-вокал и все это добро отдаем на сведение.

Дальше следует этап обсуждения и принятие решения по миксу, мастеринг и… новая песня уже в ваших наушниках!

Если музыка нужна своему времени — она дойдет до слушателя.

— Валодя Астапчик

А бывает такое чудо, когда мы отталкиваемся от музыки и это самые волшебные моменты, когда к написанию песни нас подталкивает, к примеру, рифф, спонтанно придуманный на перерыве в репетиции. В альбоме также будут переаранжированные, переосмысленные песни, которые выходили на предыдущих ЕР.

Кто отвечает за саунд-дизайн вашего коллектива?

Саунд-дизайн – это результат коллективного обсуждения. Когда-то я самостоятельно принял решение по аранжировке трека на стадии сведения, не согласовав с коллективом — парни припоминают мне это до сих пор.

Назовите несколько композиций, которые сильнее всего повлияли на саунд вашего коллектива.

Это очень сложно.

Недавно мы ехали в машине с Кириллом Ломакиным (бас-гитарист группы) после работы в студии, а он все песни тестирует исключительно в своей авто-магнитоле и сравнивали звучание томов у нас и группы Queen :)

Кирилл Ломакин (Фото: Татьяна Матвеенко)

Так слушать получается крайне редко, мы все же стараемся исходить из личных предпочтений. Поэтому тут будут песни от коллективов, которые повлияли на музыкальное мышления каждого из нас.

В общем, трек-лист композиций, повлиявших на наш внутренний музыкальный мир, будет следующим:

И, в дополнение ко всему вышеперечисленному, еще песня от Принса:

https://www.youtube.com/watch?v=WVZxrONlqsA

Какими софтовыми и аппаратными устройствами пользуетесь в студии? На чем играете, какие плагины предпочитаете? Что насчет эмуляторов гитарных кабинетов и прочего подобного софта?

Дома у меня оборудована комната с звукоизоляцией. Стоит программа Cubase 5 PsyShark и стандартный студийный набор со скромной музыкальной картой, мониторы JBL третьей серии cпециально для прослушивания сведения, а не для сведения и прочего.

В целом, этого мне пока хватает. Опять же на телефоне имеется Garage Band на все случаи жизни, чтобы сверстать демо в дороге — множество идей мною уже записано таким образом.

Альбом пока весь собираем на домашнем MacBook у Алексея Денисова (ударника группы Каспий).

Алексей Денисов: Я пользуюсь турецкими тарелками ручной ковки Іstanbul, барабан Ludwig LM402 6.5″ x 14″ Supraphonic, пластики я предпочитаю Remo Ambassador, мне очень нравится. Палочки — ореховые VIC FIRTH 5B или любые ровные сбалансированные палочки 5B, это классика.

https://youtu.be/YIbxustCB-U

Кирилл Ломакин: При записи баса мы используем два усилителя и примочку. У нас есть преамп с эффектами SWR Mo’ Bass, а также овердрайв с октавером, синтезатор и хорус.

https://youtu.be/-AbsEmMEsiM

Для чистого звука баса используем усилитель мощности Gallien-Krueger, пишем звук в два кабинета и используем ламповый ди-бокс со своим блоком питания.

Алексей Денисов: Любимые плагины и программы для записи… Я не звукорежиссер, но дома пользуюсь Logic Pro и плагинами, поставляемыми с ним. Не могу сказать, что в Logic ведется какая-либо серьезная работа над песнями или сведением, но создание аранжировок и партий для группы делается именно в нем.

https://www.youtube.com/watch?v=4vMF1cHVDR8

Говоря об эмуляторах гитар, различных библиотеках инструментов и семплов, то тут стараемся обойтись без них. Я считаю, что песня создается на этапе записи, а не на этапе сведения, потому что изначально нужно записать такой звук, который уже звучал бы как нужно.

По своему опыту скажу, что чем меньше обработок на исходном сигнале, тем лучше и качественнее звучит этот сигнал. Чем больше этих цифровых эмуляторов и обработок – тем хуже получается в итоге.

Поделитесь какими-нибудь секретами студийной работы или особыми методами, которыми пользуетесь вы во время записи музыки?

Валодя Астапчик: Не могу сказать, что у нас в головах имеется определенный план. Было бы неинтересно и скучно, если бы у нас в голове что-то звучало, был какой-то сформировавшийся звук, а мы приходили бы на студию и пытались его реализовать в физическом мире.

https://www.youtube.com/watch?v=pE-lpsvl3NY

Музыка как открытие – вот этим мы сейчас и занимаемся в студии – слушаем, крутим, пытаемся менять партии, пытаемся менять звук, подход к звуку и звукоизвлечению, и в какой-то момент – вау! Вот это, пожалуйста, зафиксируйте.

Например, писали одну песню, внезапно получился интересный звук, но в эту песню не подходит. Открыли другую сессию и записали. Пока искали звук в одну песню – придумали рифф. И, скорее всего, появится третья песня.

Не важно, как и с помощью чего ты добился нужного звука. Важно, что ты его просто добился.

— Алексей Денисов

Вот это и является нашим принципом работы над новым альбомом – мы и сами не знаем, какой он будет, но это, скорее всего, будет некая история, которую мы на протяжении двенадцати песен расскажем вам. Это не такая слащавая история, какая была на наших ЕР, мы изменились внутренне, изменилось наше мировоззрение.

Все это отражается на музыке и я думаю, что мы что-то важное должны сказать в этом альбоме.

На ваш взгляд, можно ли записать отличный материал у себя дома в рамках домашней студии звукозаписи?

Валодя Астапчик: Думаю вполне возможно — сейчас техника позволяет фиксировать звук на довольно высоком уровне. Убеждаюсь в сотый раз, что очень важно само пространство, в котором происходит работа со звуком, порой делаешь демо сподручными средствами и в конце концов не понимаешь, зачем на студию ходил?

Конечно, это распространяется не на все инструменты — барабаны у нас живые, это принципиальный момент и к ним необходим особый подход. У нас, кстати, в планах некий эксперимент – в паре треков на этом альбоме мы хотим записать барабаны в водном дворе с кирпичной аркой. Там чудесный естественный холл.

Алексей Денисов. (Фото: Татьяна Матвеенко)

Кроме того, как доказательство возможности записи в домашних условиях – послушайте наш последний релиз – EP «Твой праздник». Эта пластинка появилась как результат смелого эксперимента сотрудничества с Дмитрием Емельяновым, который успел поработать с Esthetic Education, Корнеем, Провода, а также Марой и Земфирой и даже написать музыку к нескольким фильмам и сериалам.

Практически все музыкальные партии он записал у себя дома, кроме вокала, который мы записывали на студии «Навигатор Рекордс».

Алексей Денисов: Отличный материал, на мой взгляд, можно записать где угодно. Я думаю, абсолютно не важно, кто чем пользуется. Можно пользоваться профессиональной аппаратурой, как та, что имеется на студии Mars, где мы записываемся: большой пульт с кучей кнопок, но я не знаю для чего эти кнопки и что за что отвечает, поэтому там мы доверяемся профессионалам.

https://www.youtube.com/watch?v=Ze7ZJXM8RdA

Можно прочитать множество книг, но я считаю, что не важно что и как ты сделал, не важно с помощью чего ты добился того или иного звука, важно, что ты его просто добился. Важен итог. Сейчас можно даже на iPhone включить диктофон и прямо здесь записать голос, например. Рядовой слушатель, возможно, даже и не поймет, что это записано на диктофон.

https://www.youtube.com/watch?v=P6EhqpzSAC8

Про звукозапись дома – да, я считаю, что в домашних условиях можно записать хороший материал. Мало того, я лично, прежде чем приходить на студию писать барабаны – сначала записываю их дома или на репетиционной студии. И в программе Logic все это подставляю, расставляю барабаны, потом ребята пишут бас.

В последнее время у нас возник такой подход, что мы изначально пишем все песни дома. И когда дома уже понятно, как песня звучит, складывается какая-то аранжировка – тогда и приходим на студию для окончательной записи трека.

В принципе, записать что-то не на студии вполне себе можно. Бывает даже так, что дома находится какой-либо интересный звук, который потом не получается повторить в условиях профессиональной студии.

Учитывая качество записи современного оборудования, достаточно ноутбука, звуковой карты, микрофона и наушников, чтобы записывать собственную музыку вообще где угодно! Получается такая студия в рюкзаке: где ты, там и студия, там и отличный материал.

Одни из моих любимых музыкантов – группа Led Zeppelin писали альбомы очень экспериментально. Например, барабаны записывали одним микрофоном или вообще брали передвижную студию у Rolling Stones и, если не ошибаюсь, писали альбом где-то в поле – на записи слышно, как пролетает самолет. Они играют песню, а ты слышишь, как самолет летит – это очень круто!

Мне нравятся такие вещи, в этом есть жизнь, слышно, что это живая музыка, все это живое. В отличии от поп-музыки, где все очень выверено и точно по своему звучанию. Правда я не сторонник таких вещей.

В РФ отсутствует как таковая индустрия музыки. Есть какие-то отдельные области, есть какое-то количество исполнителей, участвующих в неком подобии индустрии. Что посоветуете музыкантам, которые хотят быть услышанными?

Валодя Астапчик: Все способы хороши. По моему глубокому убеждению, если музыка нужна этому времени — она дойдет своего слушателя.

Вы несколько раз побеждали в независимом рейтинге сервиса Tunemate. Что дает вам этот ресурс помимо новых слушателей? Есть ли какой-то анализ собственного творчества, восприятия слушателями ваших треков?

Ровшан Вахидов (продюсер группы Каспий): Признаться, меня Tunemate удивил. Это очень новаторский проект для нашего музыкального рынка. Конечно, пока маленький охват, серьезным игроком рынка этот рейтинг станет тогда, когда задействует телевидение, радио и большую аудиторию в сети, порядка 5-8 миллионов активных подписчиков-меломанов.

Но то, что у них сегодня есть – это уже радует.

Во-первых, грамотная селекция материала через обязательное прослушивание других треков. Если не считать отдельных коллективов, играющих уж совсем специфичный хип-хоп или хард-рок, все остальное звучит очень достойно и качественно. Я открыл для себя немало достойных новых имен, был приятно поражен их высоким уровнем.

Я уверен, что команда Tunemate очень серьезно изучает музыкальный рынок страны, у них интересный подход, вдумчивая редакционная политика, грамотная аналитика. Творческие прокрастинаторы всегда создавали перспективные стартапы и революционные прорывы.

Что интересного у группы и какие планы на будущее?

Валодя Астапчик: Самое главное для нас на сегодняшний день — это записать полноформатный альбом.

Мы долго к этому шли, выпустил четыре ЕР и вот наступила очередь полноценной концептуальной пластинки.

https://www.youtube.com/watch?v=2sMwa_djK1E


Официальный сайт группы «Каспий»

Сообщество «ВКонтакте»

Exit mobile version