Сегодня компьютерные технологии является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они окружают нас повсюду. Дома, в дороге, на работе, на студии звукозаписи… Собственно, именно поэтому мы и решили провести небольшой исторический разбор основных вех развития компьютерных технологий в музыкальной индустрии.
Попробуйте в наше время приступить к записи альбома без компьютера. Кто-то сейчас сразу же скажет: «Ничего страшного, раньше же писали отличные альбомы без компьютеров и прочих гаджетов, так что и я смогу». Да, несомненно так оно и было, но стоит помнить, что и альтернатив раньше как таковых не было, а потому писали, как могли.
Отрицать важность технического прогресса как минимум бессмысленно. А ведь цифровые технологии уже в плотную подошли к качеству аналогово оборудования, нравится вам это или нет. Редакция нашего сайта решила устроить небольшой экскурс в историю и вспомнить, как же все начиналось более 60 лет назад.
1951 год. Первый компьютер для записи музыки
Верите вы или нет, но впервые компьютеры стали использоваться для записи музыки еще в далеком 1951 году. В Манчестерском университете были обнаружены самые первые записи, сделанные на компьютере Ferranti Mark 1. Ими стали «God Save The Queen», «Baa Baa Black Sheep» и урезанная версия «In The Mood». Революция началась!
1957 год. Макс Мэтьюз пишет музыку
Мэтьюза часто называют одним из величайших пионеров компьютерной музыки. Среди его первых достижений в этой области стало написание музыки с помощью программы. На тот момент он работал в Bell Labs в США, а результатом послужил 17-секундный аудиотрек, который был исполнен в Нью-Йорке на компьютере IBM 704.
1982 год. Commodore 64
С появлением Commodore 64 компьютерная музыка выходит на новый уровень. В компьютере был установлен звуковой чип SID (Sound Interface Device), который позволил пользователям создавать музыку. Следует отметить, что саунд, которого позволял добиться звуковой чип SID, популярен и по сей день – для Mac и PC доступны эмуляторы.
1983 год. Рождение MIDI
Создание MIDI (Musical Instrument Digital Interface) имеет неоценимое значение для всей музыкальной индустрии. Этот новый протокол позволял соединить компьютер с другим оборудованием. Если бы не MIDI, история развития компьютерных технологий в музыке была бы совершенно иной.
1985 год. Atari выпускает ST
В середине 1980-х каждый электронный музыкант хотел владеть Atari ST. Компьютер был оснащен MIDI-интерфейсом, что делало его идеальной платформой для всех, кто хотел подсоединить внешнее оборудование к своему компьютеру.
1989 год. Steinberg выпускает Cubase
До того, как выпустить Cubase, Steinberg уже успели добиться успехов со своим секвенсором Pro-24. Но именно программное обеспечение Cubase сделало компании имя. В первой версии рабочей станции (DAW) было введен интерфейс, который стал стандартом для всех современных секвенсоров — вертикальный список треков и горизонтальный таймлайн.
Начало 1990-х годов. Появление аудиозаписи
Если раньше для написания музыки на компьютере мог использоваться только MIDI-интерфейс с подключенным внешним устройством, то теперь компьютер наконец стал полноценным аудиозаписывающим устройством. Steinberg выпускает Cubase Audio для Mac в 1991 году, а спустя 2 года улучшенную версию для Atari Falcon.
1991 год. Звуковая карта Sound Blaster Pro
В 1989 году Creative Labs (Creative Technology) выпускает первую чрезвычайно успешную звуковую карту Sound Blaster. Два года спустя выходит Pro-версия, в которой добавилась возможность стереозаписи с чистотой дискретизации 44.1 кГц. Теоретически это позволяло использовать домашний компьютер для записи файлов, качество которых было бы сопоставимо с качеством аудио CD.
1997 год. VST
С выпуском Cubase VST (Virtual Studio Technology) стало возможно не только записывать несколько звуковых дорожек на компьютер, но и обрабатывать их с помощью подключаемых эффектов. Вскоре и другие разработчики программного обеспечения начали оснащать свои продукты подобной функциональностью.
1999 год. Первые полноценные VST-плагины и VST-инструменты
Приверженность Steinberg к инновациям была продемонстрирована еще раз, когда был выпушен Cubase VST 3.7. Появилась возможность подключения программных инструментов напрямую в DAW (Digital Audio Workstation). А ведь сегодня мы уже привыкли принимать это как должное.
2000 год. Запуск первой версии Reason
Reason стал одним из самых успешных музыкальных приложений — программа эмулировала рэковую стойку со всем необходимым студийным оборудованием. Даже самые закоренелые скептики, которые не верили в возможности компьютерного производства музыки, были удивлены подобным функционалом.