Илья Фокин, Fokin Pickups: «Идеальный звукосниматель у каждого свой»

Илья Фокин рассказал о своем приходе в мир звукоснимателей, их изготовлении и взглядах на звук.

Илья Фокин, Fokin Pickups

В прошлый раз мы беседовали с Денисом Емельяновым, который производит медиаторы из натуральных материалов. Сегодняшний герой материала — Илья Фокин, основатель мастерской Fokin Pickups. В мастерской Илья занимается изготовлением качественных гитарных звукоснимателей по индивидуальным заказам.

Мы встретились с Ильей и расспросили его о производстве собственных датчиков, узнали, что такое звукосниматель Fokin Pickups, а также выяснили, в чем плюсы и минусы кастомных звукоснимателей.

SAMESOUND.RU: С чего начались звукосниматели Fokin Pickups?

Началом стал обыкновенный интерес и любопытство. Тогда у меня был простенький Squier Stratocaster и мне хотелось узнать, можно ли сделать звукосниматель самому и, тем самым, улучшить звук гитары? Я раздобыл комплектующие для изготовления синглов, изучил основы производства и сделал себе три датчика. Звучание понравилось мне и моим знакомым, которые попросили сделать что-нибудь подобное и для них.

Постепенно в дело подключилось «сарафанное радио», вести о кастомных датчиках распространились среди других музыкантов. Вместе с тем мой интерес к звукоснимателям разгорелся нешуточным пожаром — я выискивал как можно больше различной информации по звукоснимателям. Я искал разные подробности не только о самом процессе изготовления датчика, но и о том, как получить от звукоснимателя нужный тембр звучания.

Как изготавливаются звукосниматели Fokin Pickups?

Производство Fokin Pickups принципиально ничем не отличается от изготовления любых других датчиков — намотка на ЧПУ, сборка вручную. Кто-то спросит: «А как же ручная намотка?». Скажу сразу — ручное мотание не дает никаких преимуществ и не создает изъяны в звучках. Если знать процесс и соблюдать определенные правила, то результат от ручной или автоматической намотки ничем не отличается. Проблема только в том, что мотать руками с точностью станка, не имея необходимых навыков, очень сложно.

После намотки звукосниматель собирается и проходит проверку на возможных межвитковых замыканий и соответствие заданным параметрам. Если все в полном порядке, датчик пропитывается парафином и проверяется еще раз. Затем делается последняя проверка, которая происходит перед окончательной упаковкой датчика — так исключаются любые дефекты.

Время на изготовление может быть разным. Одни виды датчиков делаются быстро, другим требуется много времени. Все зависит от самого заказа.

Где берете комплектующие?

Комплектующие закупаются за границей. К сожалению, в России нет нужных комплектующих, индустрия в этой области у нас совершенно не развита.

Сейчас мы ищем варианты, как изготавливать некоторые запчасти в России и уже достигли определенных успехов. Так, например, мы нашли несколько производителей, которые помогают нам перейти на комплектующие отечественного производства. Если наши части будут качественнее зарубежных аналогов, то мы откажемся от зарубежных комплектующих. Но это будет не скоро.

Много ли трудностей возникает при производстве?

Трудности возникали на первых порах — было очень сложно преодолеть «брендофилию» и консерватизм гитаристов, доказать им, что Fokin Pickups можно доверять. Это реально было самым сложным этапом. Здесь нужно сказать большое спасибо Дмитрию Пархоменко из мурманской группы R’out. Он одним из первых музыкантов, кто доверился моей продукции — несколько видеороликов Дмитрия стали переломным моментом, музыканты поверили в мои датчики.

Кризис сказался на количестве заказов и самом производстве?

Есть хорошее выражение: «Кризис — это новые возможности». Действительно, с кризисом для меня открылись новые горизонты. Наши соотечественники стали внимательнее присматриваться к отечественному производителю, появилось желание поддержать его.

Поначалу немного огорчал курс рубля, ведь из-за этого себестоимость комплектующих выросла. В любом случае, мне удалось быстро адаптироваться к новым условиям, перестроив стратегию. Благодаря этому появилась возможность не только удержаться на плаву, но и продолжать развивать бренд, даже набирая обороты.

С какой целью у вас заказывают звукосниматели? Люди просто ищут собственный неповторимый звук или есть и другие причины?

Чаще всего музыканты хотят получить то звучание, которое им кажется идеальным — все-таки родные датчики редко подходят вкусам гитаристов. Многие ищут звук, подходящий под их стиль и манеру игру.

Бывали ли такие заказы, которые вызывали у вас удивление? Например, когда гитаристы желают чего-то сверхъестественного.

Из последних необычных — комплект 9-струнных наклонных хамбакеров на инструмент Дмитрия Позныша. Как-то был заказ на звукосниматель для электрогуслей — получился датчик около 30 сантиметров в длину!

Недавно были сделаны именные звукосниматели со специальной лазерной гравировкой для Макса Фингерхоффа. Когда я увидел итоговый результат, то был, в хорошем смысле слова, поражен. Очень приятно работать с Дмитрием Четверговым — он всегда ставит интересные и необычные задачи. Также интересные задумки подкидывает Дмитрий Медведев из группы «Прохожий».

С гитаристами не так сложно работать, как может показаться. Конечно, люди бывают разные — кто-то рассказывает о своих желаниях во всех подробностях, кто-то полностью доверяет мне.

Выделите основные плюсы и минусы собственных датчиков.

Главная особенность Fokin Pickups — подход к построению звука. Все-таки звукосниматель должен звучать так, как того хочет гитарист, раскрывать звучание инструмента и дарить музыканту положительные эмоции. Когда гитара звучит так, как надо музыканту, он точнее передает слушателям свои идеи и эмоции.

Недавно мне звонил московский мастер Виктор Жук и спрашивал, не помню ли я полностью палисандровый Телекастер — он был уверен, что там стояли звукосниматели моего производства. На самом деле, на том инструменте стояли датчики без каких-либо обозначений, но, по его словам, он научился отличать мои звукосниматели от других. И действительно, я лично ставил на тот Телекастер свои звукосниматели.

А о минусах сложно что-то сказать… Гитаристы мне часто пишут, что жалеют только об одном — о незнании о Fokin Pickups.

На ваш взгляд, каким должен быть идеальный звукосниматель?

Идеальный звукосниматель для каждого свой: кто-то любит теплый звук, кто-то, наоборот, более сухой или яркий.

В моем понимании, идеальным звукоснимателем можно назвать такой датчик, который полностью подчеркивает достоинства инструмента, при этом скрывая возможные недостатки или слабые стороны гитары. Ну и, конечно, который дает звучать именно дереву инструмента, передает натуральный тембр.

Расскажите начинающим гитаристам, как выбрать идеальный датчик. На что стоит обратить внимание? Как может сказываться конкретный инструмент на выборе?

В последнее время музыканты гонятся за высоким «выхлопом» звукоснимателя. Излишне мощные звукосниматели подавляют тембр самого инструмента, навязывают свое собственное звучание. Я считаю, это не совсем правильным. Также распространенной ошибкой является то, что многие судят о мощности звукоснимателя по его сопротивлению, опять же гоняясь за выхлопом.

Внимание лучше обращать на тембр своего инструмента: что в нем лишнее, чего не хватает. Звукосниматель должен исправить недостатки гитары, подчеркнуть ту часть спектра, которой недостаточно в звучании инструмента, а лишние частоты в звуке, наоборот, подрезать.

Не так давно мы общались с Денисом Емельяновым. Мастеров по производству каких-либо гитарных и окологитарных аксессуаров в нашей стране не так много. Как вы оцениваете эту область индустрии/рынка?

Сейчас достаточно благоприятное время для отечественных мастеров, в гитарной и окологитарной сфере. У Дениса Емельянова действительно интересная идея и правильный подход к делу. У наших друзей из Yerasov постоянно появляются интересные новинки. С интересом наблюдаю и за развитием Lepsky Guitars. Я думаю, что компания, которая на первое место ставит качество и внимание к заказчику — всегда будет иметь стабильный интерес и доверие к своей продукции.

Все-таки, у нас эта область рынка еще не так развита.

Да, на Западе с производством кастомных аксессуаров все намного лучше. Я общаюсь с разными производителями звукоснимателей и, например, в США, в каждом достаточно крупном городе, есть свой местный производитель, к которому обращаются музыканты.

Хотя есть и обратная сторона медали — конкуренция среди мастеров довольно высокая. Плюс ко всему, большинство бутиковых иностранных производителей звукоснимателей делают всевозможные реплики «старых добрых винтажных» датчиков. Там это особенно востребовано.

Fokin Pickups — ваше основное занятие?

Уже несколько лет. Чтобы делать качественный продукт, нужно уделять этому все свое время. В домашних условиях полноценно заниматься такими серьезными вещами не получится. Дом должен оставаться домом, работа — работой.

Расскажите о своей гитаре, своем оборудовании. Играете где-нибудь или на это нет времени?

Мне очень нравятся Страты, а свой основной инструмент — японский Fender Stratocaster 1987 года — я купил в Хабаровске в 2009 году. Эта гитара модифицировалась вдоль и поперек, только дерево осталось нетронутым. Я поменял на ней все, вплоть до последнего винтика. Электроника на нем тоже постоянно менялась — я ставил несколько заряженных комбинаций хамбакеров и синглов, в зависимости от своего настроения.

К сожалению, не могу уделять гитаре достаточно времени. Хотя меня успокаивает тот факт, что такая жертва с моей стороны позволяет другим музыкантам получать именно тот звук, о котором они мечтают.

Раз уж заговорили о музыке, что слушаете?

Мне нравится классический и современный инструментальный рок, блюз. Из любимых коллективов и музыкантов могу назвать Джо Сатриани, Стива Вая, Стиви Рэй Вона, Гэри Мура, Whitesnake и Metallica. Но это далеко не полный список.

Меня привлекают коллективы, которые могут передать свое настроение слушателю. Считаю, что это самое важное для любой группы. Как хороший писатель своими строками создает яркие образы у читателя, так и хорошая музыка должна вызывать аналогичные яркие эмоции.

Напоследок, дайте несколько советов начинающим музыкантам.

Самое важное — не торопиться и учиться поэтапно. Уделяйте внимание музыкальности и умению передать музыкальную мысль слушателю. Гнаться за скоростью на первых порах не имеет смысла — она придет со временем. Уметь быстро играть нужно, но, например, я получаю больше удовольствия от красивой и интересно построенной композиции, нежели от скоростного и техничного, но совершенно не музыкального пилилова.


Я хочу поблагодарить всех, кто как-либо — прямо или косвенно — повлиял на то, что Fokin Pickups выросло из обычного интереса и хобби в профессиональную деятельность. Я желаю всем читателям хорошего звука и легкого творчества!
— Илья Фокин

Все фото — личный архив Ильи Фокина

Exit mobile version