Электрогитара «Урал»

электрогитара урал

Электрогитара «Урал» — настоящая легенда гитарного мира на территории бывшего СССР. С этим инструментом связано огромное количество всевозможных шуток, мемов и разных приколов, но факт остается фактом: эта гитара стала важной частью становления рок-музыки в нашей стране. Данный материал можно считать шуткой, исторической ремаркой по этому инструменту.

Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе не умели делать электрогитары. СССР прекрасно производил огромное количество различных вещей, которые отличались своим качеством, долговечностью и многим другим, но к вопросу электронных музыкальных инструментов это никак не относится.

Так или иначе, но стране требовался собственный аналог зарубежных электрогитар и отечественные конструкторы не заставили долго ждать. Ответом загнивающему Западу выступила электрогитара «Урал», названная так в честь местности, где было налажено производство — на Урале, в славном городе Свердловске, ныне носящим название Екатеринбург. На деле разработка уральских инженеров была вольной копией японских гитар Yamaha SGV.

Кто-то на просторах интернета однажды пошутил, описав комплектацию инструмента следующим образом:

В принципе, это недалеко от правды. На производство одной гитары уходило невероятное количество дерева, но вот какого — большой вопрос. В техпаспорте на инструмент обычно стояло гордое «дерево гитарное». Корпус гитары состоял из «разнокалиберных» досок, покрывался трехслойной фанерой сверху и снизу. Гриф инструмента производился из бука с накладкой из фанеры. Стоит отметить, что прочность инструмента была крайне низкой: гриф был мягким словно поролон и мог согнуться от силы натяжения струн на второй год службы. Причем доподлинно известны случаи, когда все могло обернуться провалом при установке толстых, двенадцатых струн.

Струнодержатель заслуживает отдельного упоминания — смесь Флойд Роуза, Fender Vintage и крепления сквозь струны. Пара движений рычага могла дать гитаре новую, доселе неизвестную настройку, что делало каждого обладателя электрогитары «Урал» экспериментатором не хуже, чем Джимми Пейдж. Но вообще рычагом пользоваться не рекомендовалось, дабы не мучить слушателей звуками расстроенной гитары.

Звукосниматели имели раздельное подключение, а сама электроника гитары работала лучше любого радио — ловить волны УКВ и FM не составляло труда. Если говорить о самих звукоснимателях, то на гитаре были установлены своеобразные синглы в корпусах от хамбакеров.

Звук агрегата… отсутствует. Представьте себе, что вы набиваете полный рот воды, доливаете туда воды и пытаетесь в этот момент что-либо сказать. Или вот другой пример. Представьте себе, что вы включили гитару в комбик, записали ее звук на кассету через катушечный магнитофон посредством микрофона, затем включили эту запись, поднесли диктофон и записали то, что играет с кассеты. Но и это еще не все — следом вы включили запись с диктофона и записали через наушник всю эту радость в компьютер при помощи встроенной звуковой карты. Окончательная запись будет звучать немного лучше, чем электрогитара «Урал».

Кстати говоря, на инструменте отсутствовал гитарный джек 6,3мм, а подключение инструмента к источникам звука производилось при помощи специального джека системы 5 DIN с весьма низкой пропускной способность. Те владельцы гитары, которые разбирались в аудиотехнике, могли заменить его на стандартный и привычный джек, остальные страдали. Или платили деньги и просили радиолюбителей перепаять им все.

Так или иначе, но именно эти гитары стали инструментами, на которых делался отечественный рок-н-ролл. Электрогитарой «Урал» пользовались все, кому не лень (выбора-то особо не было): от Аквариума и Кино до Автоматических Удовлетворителей и Крематория. Для того, чтобы услышать саунд этой гитары, достаточно послушать любые ранние альбомы (начало-середина 1980-х годов) отечественных рок-групп. Качественные музыкальные инструменты были крайне дорогим удовольствием. К примеру, гитарист «Кино» Юрий Каспарян обзавелся собственной гитарой Yamaha только благодаря своим друзьям, которые привезли ему японскую гитару с «берегов» Финляндии. Стоит ли говорить, что стоимость этой Yamaha по тем временам была равно стоимости новой «Волги»? Так что, выбор у отечественных музыкантов был невелик.

В любом случае, массовость «Урала» еще не означала его качественности. Владелец данного инструмента должен был обладать прямыми руками — заводские лады всегда стоило менять на новые, которые неплохо было обработать напильником; мензура и высота струн требовала регулировки с помощью стамески и молотка (и это не шутка!). В общем, только после правильной и качественной доработки инструмент мог зазвучать нормально.

В обществе музыкантов есть отдельная каста любителей советских инструментов, в частности гитар, которые проводят дни и месяцы за доведением советских инструментов до ума. Эти люди приводят советские гитары в порядок, покрывают хорошим лаком, заменяют электронику и т.д. В Москве и Санкт-Петербурге иногда проводятся съезды любителей Уралов, на которых можно воочию посмотреть на результаты реставраций данных инструментов, а также оценить их звучание после тонны улучшений. А если повезет — то и подержать такой раритет дадут!

В общем и целом, все шутки-прибаутки о советских гитарах — правда, но сильно преукрашенная при помощи богатства различных эпитетов. Может ли электрогитара «Урал» быть хорошим инструментом? Да, может, но после тщательной доработки. Поэтому, если каким-то образом данный агрегат оказался в ваших руках, и вы планируете играть на нем, то неплохо бы сходить к гитарному мастеру, который доведет этот инструмент до ума. В остальных случаях, не стоит терять свое время. Хотя, если ваше хобби — коллекционирование гитар, то «Урал» станет неплохим экземпляром в вашей коллекции.

 

Exit mobile version