Как Леонард Коэн стал настоящим детективом

Леонард Коэн Настоящий детектив

История написания вступительной песни Леонарда Коэна ко второму сезону сериала «Настоящий детектив» или как наступила Эпоха Возрождения в творчестве известного музыканта.

Несмотря на то, что показ второго сезона сериала «Настоящий детектив» уже давно завершен, а ответы на все вопросы получены, остается лишь одна вещь, в которой стоит разобраться. Как появилась заглавная тема второго сезона сериала «Настоящий детектив»?

Удивительная, гипнотизирующая и самая крутая песня, которую мы когда-либо слышали во вступительных титрах — это композиция Nevermind, написанная Леонардом Коэном и вошедшая в его последний студийный альбом Popular Problems, который вышел в 2014 году.

Для тех, кто смотрел первый сезон, не станет откровением, что вступительные титры «Настоящего детектива» — это больше, чем просто набор кадров. Они задают тон всей истории, раскрывают ее настроение, и Nevermind как нельзя кстати подошла под общую концепцию второго сезона сериала. Лаконичная, сиплая панихида, которая обволакивает слушателя словно туман, с гипнотизирующе спокойным голосом Коэна, напоминающим голос какого-то древнего мудреца — вот, что такое Nevermind.

До того, как начать петь песни, Коэн занимался написанием стихов. Nevermind была началом поэмы, которую писал Леонард. Первые строки ее были опубликованы в 2005 году на одном из фан-сайтов артиста, где он временами публиковал рабочие записи или ранее неизданные материалы. Годом позже Never Mind (именно так называлась поэма) была опубликована в составе сборника Book of Longing, который стал первой книгой поэта и музыканта за последние 30 с лишним лет.

Вне зависимости от того, над чем работает Коэн, он всегда делает это медленно: некоторые элементы его произведений могут ждать своего часа годами, а то и десятилетиями. В одном из интервью Коэн говорил, что собственный творческий процесс он может сравнить с медведем, который влез в пчелиный улей за медом: «Я как медведь, забравшийся к пчелам. Представьте медведя, который залез к пчелам и прямо-таки остолбенел от количества лакомства и количества пчел в одном месте. С одной стороны, ему будет очень вкусно, а с другой — его ждет огромное количество пчелиных жал, которые будут впиваться в него, как в нарушителя спокойствия. Что-то такое же происходит и со мной: я воодушевлен тем, что может получиться, но постоянно испытываю своеобразные «муки творчества», пока не добьюсь идеального результата. Немного странный пример, но это так.» В подтверждение этих слов можно обратиться к открывающему треку альбома Popular Problems под названием Slow, где Коэн констатирует:

I’m slowing down the tune

I’ve never liked it fast

You wanna get there soon

I wanna get there last.

На первый взгляд, Nevermind звучит крайне мрачно, вторит истории сериала о нигилизме, а также размышляет о смысле жизни и бессмысленности существования:

There’s truth that lives

And truth that dies

I don’t know which

So nevermind…

Создается впечатление, будто бы герой Мэттью Макконахи из первого сезона сериала слушает эту песню на постоянном репите во время поездок на своем Lincoln. Песня отлично гармонирует со вступительными титрами второго сезона сериала, но в контексте альбома она повествует о последствиях войны на Ближнем Востоке. Кстати, у этой композиции есть вторая версия, в которой на бэк-вокале в восточном стиле напевается слово «salaam» Донной ДеЛори. Контраст между манерами пения Коэна и ДеЛори как нельзя лучше отражает двойственность, к которой Коэн частенько обращается в своих стихах.

Но есть в Nevermind что-то более глубокое, отсылающее нас к жизни и творчеству самого Коэна, что делает этот трек значительно более сложной вещью, нежели может показаться. Сборник Book of Longing был, как уже говорилось, первой работой Коэна за последние 30 лет. Эта книга стала первой работой Коэна с того самого момента, как он был рукоположен буддистским монахом Ринзаем Дзеном. В конце 1990-х Леонард Коэн провел около пяти лет в буддистском монастыре далеко за пределами родного ему Лос Анджелеса. Все это время артист размышлял о жизни и смерти, и примерно тогда у него появилась идея поэмы-песни Nevermind, на написании которой у него ушло более 5 лет. Можно сказать, что Nevermind не столько декларация нигилистических взглядов Раста Коула, сколько рассуждение на тему неприкосновенности, самоограничения и самоотречения с точки зрения буддизма:

I had to live

My life behind

I had a name

But nevermind…

В монастыре Коэну дали имя «Джикан», которое дословно можно перевести как «Молчаливый» — забавное имя для того, кто во внешнем мире известен, как популярный певец.

Конечно, это не первое участие творчества Коэна в звуковом оформлении кинематографа. В 1971 году Роберт Алтман использовал три песни Коэна для ленты McCabe & Mrs. Miller, которые запомнились всем любителям кинематографа. Песни использовались таким образом, что создавали впечатление каких-то эмбиент-звуков, задавали атмосферу фильму.

В 1988 году Коэн выпустил альбом, основой которого послужило синтезаторное звучание — I’m Your Man. Песни с этого альбома позволили Коэну занять свое место в индустрии звукового оформления фильмов и сериалов. Так, несколько песен с I’m Your Man использовались в ленте с Кристианом Слейтом «Pump Up The Volume», а после выхода в 1992 году альбома Коэна «The Future», треки из него попали в легендарную ленту «Прирожденные убийцы». Кстати говоря, на телеэкранах Коэн частый гость — посмотрите хотя бы его появление в сериале Miami Vice (1984 год).

Так или иначе, но «медленно» — это именно то слово, которое идеально описывает всю карьеру Коэна. Потребовались десятилетия и бессчетное множество кавер-версий прежде, чем его знаменитая песня «Hellelujah» стала народным гимном. Крайне успешное мировое турне Коэна, прошедшее в 2008 году, можно сравнить с длинным победным кругом гонщика. Несмотря на всю популярность артиста, только в 2012 году альбом Коэна «Old Ideas» добрался до первых строчек чартов продаж.

К счастью, сериал Настоящий детектив стал для Коэна новым рубежом: участие в работе над лентой открыло музыку Коэна новому поколению слушателей, а творчество артиста перевело в своеобразную эпоху Возрождения.

Exit mobile version