Сгенерированная искусственным интеллектом песня попала в музыкальные чарты. Об этом сообщает немецкое издание Welt, отмечая, что ситуация стала первым в истории человечества случаем попадания искусственной музыки в чарты.
Композиция «Verknallt In Einen Talahon» штурмует чарты Германии: на днях песня попала в чарт популярной музыки, заняв в нём 48-ю строчку. Песня создана немецким продюсером Butterbro с помощью одной из популярных генеративных моделей. Музыкант отмечает, что композиция создавалась в качестве шутки и никогда не предназначалась для публичного распространения.
Название песни «Verknallt In Einen Talahon» переводится с немецкого языка как «Влюблённый в Талахон» и обыгрывает местный сленг. Словом «талахон» в Германии называют молодых людей, вышедших из среды мигрантов, и придерживающихся определённого стиля одежды и поведения. Согласно стереотипам, талахоны любят тренировки и всевозможные виды боевых искусств, а также хип-хоп. Относящиеся к талахонам молодые люди часто снимают ролики под популярные хип-хоп-композиции, при этом в видео они принимают «характерные гангста-позы» и используют атрибуты гангста-рэперов — оружие, золотые цепи и спортивные костюмы.
Термин «Талахон» возник как приветствие в среде мигрантов из арабского мира. Само слово происходит от арабской фразы «taeal huna», перевести которое можно как «иди сюда». Тем не менее, с течением времени «Талахон» приобрела негативный и уничижительный оттенок, особенно в среде крайне правых групп. Сами немцы относятся к талахонам с раздражением и пренебрежением.
Мелодическая основа песни напоминает немецкие шлягеры 1960-1970-х годов. Вокал в композиции принадлежит искусственному интеллекту: женский голос признаётся в любви талахону, восторгаясь тому, что он носит «кепку Gucci, кроссовки Air Max и ремень от Louis [Vuitton]».
По словам Butterbro, текст песни принадлежит ему, а вокал и музыка сгенерированы с помощью ИИ-сервиса Udio. Несмотря на то, что продюсер уверяет в шутливом происхождении песни и утверждает, что композиция не предназначена для публичного прослушивания, своей популярностью «Verknallt In Einen Talahon» обязана платформе TikTok. Ролик со звуковой дорожкой, высмеивающий талахонов, был размещён в сервисе одним из пользователей, после чего разошёлся по платформе через немецких участников социальной сети. Причастен ли к этой истории сам автор композиции, неизвестно.
Чуть позже песня была размещена в Spotify, однако администрация стримингового сервиса удалила композицию из своего каталога. Решение об удалении сопровождалось комментарием о том, что композиция использует сэмплы и наработки других музыкантов, из-за чего невозможно точно определить ситуацию с авторскими правами на композицию. В Welt заметили, что судя по тому, что «Verknallt In Einen Talahon» всё-таки попала в чарты, проблема с авторскими правами была решена.
В общенемецком чарте популярной музыки песня занимает 48-ю строчку, находясь между композициями Бейонсе и Тейлор Свифт. Автор композиции никак не комментирует популярность своей работы, предпочитая не давать комментариев о сложившейся ситуации.
Несмотря на попадание «Verknallt In Einen Talahon» в чарты, искусственный интеллект уже привлекал внимание слушателей. Так, например, в апреле 2023 года в сети набрала популярность композиция «Heart On My Sleeve», якобы исполненная Дрейком и The Weeknd. Спустя несколько недель после выхода выяснилось, что голоса исполнителей были сгенерированы одним из общедоступных ИИ-алгоритмов, при этом слушатели не заметили подвоха, приняв песню за реальную работу двух музыкантов. Песню даже хотели номинировать на «Грэмми», однако организаторы премии исключили вариант её попадания в списки номинантов.
Welt отмечают, что в настоящее время сервисы наподобие Suno и Udio, предназначенные для генерации музыки с помощью искусственного интеллекта, активно используются американскими звукозаписывающими компаниями для защиты интеллектуальной собственности. Лейблы заключают с разработчиками соглашения, по условиям которых последние обязуются не использовать песни подписанных на лейблах исполнителей для обучения своих моделей.
При этом ситуация всё ещё далека от разрешения: разработчики сервисов продолжают использовать выпускаемую на стриминговых платформах музыку для обучения. В случае, если лейблы добьются должного регулирования отрасли, создатели музыкальных генеративных моделей будут обязаны публично рассказывать, какие композиции каких исполнителей использовались в качестве материала для обучения искусственного интеллекта.
- Напомним, что ранее Roland и Universal Music Group опубликовали принципы ответственного использования искусственного интеллекта в музыке. Инициатива призывает компании аккуратно использовать генеративные модели и уважать творчество людей.