Сгенерированная искусственным интеллектом песня попала в музыкальные чарты. Об этом сообщает немецкое издание Welt, отмечая, что ситуация стала первым в истории человечества случаем попадания искусственной музыки в чарты.
Композиция «Verknallt In Einen Talahon» штурмует чарты Германии: на днях песня попала в чарт популярной музыки, заняв в нём 48-ю строчку. Песня создана немецким продюсером Butterbro с помощью одной из популярных генеративных моделей. Музыкант отмечает, что композиция создавалась в качестве шутки и никогда не предназначалась для публичного распространения.
Название песни «Verknallt In Einen Talahon» переводится с немецкого языка как «Влюблённый в Талахон» и обыгрывает местный сленг. Словом «талахон» в Германии называют молодых людей, вышедших из среды мигрантов, и придерживающихся определённого стиля одежды и поведения. Согласно стереотипам, талахоны любят тренировки и всевозможные виды боевых искусств, а также хип-хоп. Относящиеся к талахонам молодые люди часто снимают ролики под популярные хип-хоп-композиции, при этом в видео они принимают «характерные гангста-позы» и используют атрибуты гангста-рэперов — оружие, золотые цепи и спортивные костюмы.
Термин «Талахон» возник как приветствие в среде мигрантов из арабского мира. Само слово происходит от арабской фразы «taeal huna», перевести которое можно как «иди сюда». Тем не менее, с течением времени «Талахон» приобрела негативный и уничижительный оттенок, особенно в среде крайне правых групп. Сами немцы относятся к талахонам с раздражением и пренебрежением.
Мелодическая основа песни напоминает немецкие шлягеры 1960-1970-х годов. Вокал в композиции принадлежит искусственному интеллекту: женский голос признаётся в любви талахону, восторгаясь тому, что он носит «кепку Gucci, кроссовки Air Max и ремень от Louis [Vuitton]».
По словам Butterbro, текст песни принадлежит ему, а вокал и музыка сгенерированы с помощью ИИ-сервиса Udio. Несмотря на то, что продюсер уверяет в шутливом происхождении песни и утверждает, что композиция не предназначена для публичного прослушивания, своей популярностью «Verknallt In Einen Talahon» обязана платформе TikTok. Ролик со звуковой дорожкой, высмеивающий талахонов, был размещён в сервисе одним из пользователей, после чего разошёлся по платформе через немецких участников социальной сети. Причастен ли к этой истории сам автор композиции, неизвестно.

Чуть позже песня была размещена в Spotify, однако администрация стримингового сервиса удалила композицию из своего каталога. Решение об удалении сопровождалось комментарием о том, что композиция использует сэмплы и наработки других музыкантов, из-за чего невозможно точно определить ситуацию с авторскими правами на композицию. В Welt заметили, что судя по тому, что «Verknallt In Einen Talahon» всё-таки попала в чарты, проблема с авторскими правами была решена.
В общенемецком чарте популярной музыки песня занимает 48-ю строчку, находясь между композициями Бейонсе и Тейлор Свифт. Автор композиции никак не комментирует популярность своей работы, предпочитая не давать комментариев о сложившейся ситуации.
Несмотря на попадание «Verknallt In Einen Talahon» в чарты, искусственный интеллект уже привлекал внимание слушателей. Так, например, в апреле 2023 года в сети набрала популярность композиция «Heart On My Sleeve», якобы исполненная Дрейком и The Weeknd. Спустя несколько недель после выхода выяснилось, что голоса исполнителей были сгенерированы одним из общедоступных ИИ-алгоритмов, при этом слушатели не заметили подвоха, приняв песню за реальную работу двух музыкантов. Песню даже хотели номинировать на «Грэмми», однако организаторы премии исключили вариант её попадания в списки номинантов.
Welt отмечают, что в настоящее время сервисы наподобие Suno и Udio, предназначенные для генерации музыки с помощью искусственного интеллекта, активно используются американскими звукозаписывающими компаниями для защиты интеллектуальной собственности. Лейблы заключают с разработчиками соглашения, по условиям которых последние обязуются не использовать песни подписанных на лейблах исполнителей для обучения своих моделей.
При этом ситуация всё ещё далека от разрешения: разработчики сервисов продолжают использовать выпускаемую на стриминговых платформах музыку для обучения. В случае, если лейблы добьются должного регулирования отрасли, создатели музыкальных генеративных моделей будут обязаны публично рассказывать, какие композиции каких исполнителей использовались в качестве материала для обучения искусственного интеллекта.
- Напомним, что ранее Roland и Universal Music Group опубликовали принципы ответственного использования искусственного интеллекта в музыке. Инициатива призывает компании аккуратно использовать генеративные модели и уважать творчество людей.
Диана Шурыгина на обложке.
Тоже пробовал генерировать песню. Хорошо получилось, надо заметить. Особенно если рассматривать генерацию как идею.
Уверен, при профессиональном подходе из «творества» ИИ несложно сделать настоящий хит.