Одна из самых сложных, острых и актуальных тем в музыкальной индустрии — это защита и монетизация творческих продуктов. Интеллектуальными правами в этой сфере защищаются не только произведения, но и их составные части. Кроме того, помимо авторского права здесь работают смежные права — артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций. С точки зрения бизнеса в цепочку добавляются ещё и названия брендов, товарные знаки, организационные решения и иногда секреты производства.
Какие результаты творческой деятельности охраняются законом и где пролегают границы их использования, как защитить свои права и эффективно управлять ими, каким должно быть адекватное вознаграждение и как используется музыка для бизнеса — эти и другие вопросы обсудили на «Российской креативной неделе. Москва Фест» ведущие специалисты в области интеллектуальной собственности в рамках сессии «Монетизация и защита: авторское право для музыканта».
Игра в правовую рулетку
В музыке в сфере авторского права можно наблюдать очень странную и неоднозначную судебную практику, рассказывает Екатерина Чуковская, модератор встречи и директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и правовой экономики Digital IP. Например, в 2002 году музыкант Майк Батт выпустил альбом кавер-версий классических произведений, в который включил трек с говорящим названием «A One Minute Silence» — «Минута тишины». Музыкант был обвинен в плагиате издательством Edition Peters, владеющим правами на знаменитое сочинение Джона Кейджа «4’33″», и проиграл суд.
По итогам ещё одного громкого дела Робину Тику и Фарреллу Уильямсу пришлось заплатить внушительную сумму за использование шестиминутной басовой партии из композиции Марвина Гэя, а позже, когда она прозвучала в песне Эда Ширана, решение суда стало диаметрально противоположным. Иск к Ширану с обвинением в плагиате был отклонён.
Юрист и партнёр юридической фирмы Semenov&Pevzner Екатерина Калиничева замечает, что в своей практике постоянно сталкивается с противоречивыми ситуациями, связанными с использованием авторских прав. Так, например, на одну и ту же фонограмму или произведение зачастую претендуют несколько лиц, считающих себя обладателями исключительных прав. При этом, больше всего в подобных ситуациях страдают исполнители, выпускающие новые версии произведений, так как именно им обычно поступают претензии от лиц, считающих себя обладателями исключительных прав, недовольные тем, что у них не спросили согласия на переработку композиции.
Плата за биты
Часто в ситуациях, связанных с обвинениями в плагиате, проблема заключается в том, что в законодательстве не существует четко прописанных норм — например, минимального по длительности отрезка произведения или количества нот, которые можно использовать без согласия автора. Юрисконсульт VK Records, преподаватель НИУ ВШЭ Илья Чамуха уверен, что музыкантам лучше не рисковать, обращаясь к творчеству коллег.
Есть очень много мифов, что можно без разрешения автора взять три секунды, два такта или четыре ноты из его трека, но это не так. Например, пионеры электроники — участники немецкой группы Kraftwerk — выиграли судебную тяжбу у хип-хоп-исполнительницы Сабрины Сетлюр, связанную с нелегальным использованием всего двух секунд барабанной партии из их композиции «Metall auf Metall». Дело, правда, длилось 20 лет, но стало показательным. Суд пояснил, что длительность заимствованного отрывка не имеет значения — если он узнаваем, то речь уже идёт о нарушении прав.
Илья Чамуха, юрисконсульт VK Records, преподаватель НИУ ВШЭ
По словам Екатерины Калиничевой, нередки случаи, когда исполнители покупают свободные от роялти биты на стоках, а затем получают блокировку своих композиций на цифровых платформах из-за претензий битмейкеров, требующих компенсаций за незаконное использование. Свободные от роялти произведения предполагают, что их можно использовать без каких-либо отчислений и упоминаний, но даже так они не приравнены к понятию «бесплатная музыка». По этой причине нужно всегда изучать условия лицензирования, где хватает подводных камней.
Пространство для маневра
По словам Екатерины Чуковской, закон предусматривает определённое количество зон свободного использования музыкальных произведений, когда разрешение автора или очистка прав от всех создателей не требуется. К примеру, без согласия правообладателей музыку можно использовать при проведении религиозных и траурных мероприятий, исполнять живьём в социально-ориентированных организациях — детских садах, школах, вузах, больницах и хосписах и даже в исправительных учреждениях.
В остальных случаях при публичном исполнении достаточно заключить договор с обществом по коллективному управлению правами и один раз заплатить вознаграждение по ставкам, установленным Правительством РФ ещё в 1994 году. Более того, с 2014 года законодательство официально разрешает цитирование музыкальных произведений для раскрытия собственного творческого замысла, однако в этом случае крайне важно указывать источник и авторство.
Музыка для бизнеса
В музыкальном контенте нуждаются и представители бизнеса в сфере услуг — владельцы кафе, ресторанов, салонов красоты и фитнес-клубов. Однако они не всегда знают, что послушать трек с колонки на кухне и включить его в шоуруме — это не одно и то же. Музыкальное оформление общественных пространств должно быть легальным.
«Здесь есть простое решение», — рассказывает Екатерина Чуковская. — «Если вы хотите открыть ресторан или другую торговую точку и вам нужно аудиооформление, то можете обратиться в сервис FONMIX, который занимается аудиобрендингом, и подобрать уже готовый плейлист лицензионных композиций в зависимости от ваших потребностей».
Те же, кто занимается непосредственно креативным бизнесом — владельцы студий видеопродакшна, режиссёры театра и кино, продюсеры, создатели шоу, рекламы, промо-роликов, подкастов, видеоигр и других многосоставных творческих проектов, могут приобрести готовые музыкальные треки, сэмплы и биты на первой российской платформе цифрового контента IPEX. Это биржа интеллектуальных прав, которая объединяет создателей, владельцев контента и тех, кто использует объекты интеллектуальной собственности.
Правообладатель может разместить свою продукцию на онлайн-витрине и сам решает, по какой цене и на каких условиях он готов предоставить права на ее использование. Об этом он договаривается во внутреннем чате с заказчиком, после чего автоматически формируется пакет документов и на площадке заключается сделка.
Таким образом, создателю креативного проекта, которому нужен музыкальный контент, не нужно думать об очистке прав — он сразу приобретает лицензию на использование. Кроме того, цифровые сервисы создаются для того, чтобы упростить для правообладателя процесс управления правами и дать ему возможность монетизировать результаты своей творческой деятельности: она, как и любой другой труд, должна быть оплачена.
Евгений Хильченко, директор по маркетингу платформы IPEX
Участники сессии «Монетизация и защита: авторское право для музыканта» сходятся во мнении, что важно относиться к своему творчеству как к бизнес-продукту, хотя и отмечают, что однозначного ответа на вопрос, какое авторское вознаграждение является адекватным, не существует. Всё зависит от уровня популярности, целей, которые преследует автор, и, конечно, его собственной самооценки.
По мнению Ильи Чамухи, исполнителям и авторам контента стоит особенно осознанно подходить к заключению договоров с партнёрами. В качестве примера он привёл одного грузинского исполнителя, чья композиция собрала за четыре года больше миллиарда прослушиваний и продолжает собирать по миллиону «шазамов» в разных странах каждый месяц. Несмотря на очевидный успех, музыкант не может измерить его в денежном эквиваленте — все права на музыку принадлежат лейблу по договору отчуждения, поэтому автор ограничен фиксированной суммой выплаты, которую он получил в момент выпуска трека.
Екатерина Чуковская отмечает, что структура музыкального бизнеса довольно сложна, а авторские зачастую представляют собой «матрёшку» интеллектуальных прав. «Чтобы защитить себя и уверенно чувствовать себя на рынке, важно знать, как они работают, какие подводные камни существуют. Об этом мы рассказываем в бесплатной образовательной программе для владельцев бизнеса, топ-менеджеров и индивидуальных предпринимателей в творческой сфере „ПРО.Креатус“. В ней принимают участие представители самых разных креативных индустрий, в том числе музыкальной», — резюмировала она.