Яндекс.Музыка планирует разрешить слушателям добавлять свою музыку в общий каталог стримингового сервиса. Об этом сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на собственные источники в музыкальной индустрии.
По информации «Ъ», Яндекс.Музыка планирует открыть доступ к функции загрузки пользовательских аудиофайлов в каталог сервиса. Речь идёт исключительно о композициях музыкантов, не подписанных на лейблах и не ограниченных контрактными обязательствами.
Возможность загрузки треков тестируется на фоне сокращения медиатеки сервиса из-за ухода иностранных лейблов и отзыва прав на композиции. Как пишет «Ъ», за счёт пользовательского контента сервис планирует расширить каталог музыки.
Опрошенные газетой эксперты полагают, что обсуждаемая функция превратит Яндекс.Музыку в частичный аналог ранее заблокированного SoundCloud. Основная особенность немецкой площадки заключается в сочетании пользовательского контента с лицензионной музыкой.
Большинство музыкальных стриминговых сервисов не разрешают пользователям напрямую загружать собственные треки для всеобщего прослушивания. Чтобы попасть в каталог сервиса, не имея контракта с лейблом, музыканты должны пользоваться платформами дистрибуции музыки — например, TuneCore или Zvonko Digital.
Инициатива Яндекса позволит размещать собственные произведения в каталоге сервиса без контракта с лейблом и без помощи дистрибьюторов. Отмечается, что возможность загружать свои треки в Яндекс.Музыку существует с 2017 года, однако загруженные записи не попадают в общий каталог площадки. По словам представителя сервиса, функция предназначена исключительно «для прослушивания купленной на других платформах музыки, загрузки собственных треков и других подобных сценариев».
Источники «Ъ» сообщили, что загружаемые треки будут проверяться на соблюдение авторских прав, чтобы избежать ситуаций с использованием площадки для незаконного распространения контента. Эксперты отмечают, что предлагаемая возможность вряд ли приведёт к конфликту площадки с дистрибьюторами, так как речь идёт о композициях самих пользователей.
Несмотря на блокировку SoundCloud, функция вряд ли станет популярной, полагают эксперты. По мнению главного редактора агентства InterMedia Евгения Сафронова, инициатива может быть популярной среди начинающих артистов, но только в том случае, «если Яндекс будет качественно каталогизировать их треки и продвигать через рекомендации пользователям».
Так или иначе, пользовательская музыка вряд ли будет интересна массовому слушателю, полагает Сафронов. «Вся востребованная музыка, на которой можно хоть что-то заработать, уже подписана лейблами и размещается ими в Яндекс.Музыке», — отмечает эксперт.
Сафронов также предполагает, что загрузка пользовательских композиций обернётся новыми конфликтами для площадки. Речь идёт о ситуациях, когда исполнители изначально загрузили музыку самостоятельно, а затем заключили контракт с лейблом, который должен разместить её заново от своего имени.
Будет ли функция представлена в Яндекс.Музыке или останется только в черновом варианте, неизвестно. Представители сервиса отказались комментировать появившуюся информацию.
- Напомним, что в январе 2022 года Яндекс.Музыка приобрела сервис продвижения музыкантов BandLink. Планируется, что функции последнего станут доступны исполнителям внутри Яндекс.Музыки.
Прочитав недавно статью про то как лейблы и дистрибьютеры наживаются на музыкантах, а сами музыканты получают копейки, я утвердился во мнении, что мы сами порождаем ситуацию, когда появляются люди и организации которые не прочь заработать на лени музыкантов, желающих без хлопот размещать музыку для заработка. Как на рынке недвижимости — можно и самостоятельно найти квартиру для аренды-покупки, но для этого нужно немного потрудится и вникнуть в суть вопроса, а для большинства ленивых задниц всегда есть возможность обратится в агентство к риэлтору, который за солидные комиссионные сделает за тебя всё.
Понятное дело, что чем больше денег будет вложено, тем больше в итоге получится заработать и в плане капиталовложения известные лейблы и дистрибьютеры находятся в более выгодном положении, но и выгоду в большей степени получают именно они.
Резюмируя всё вышесказанное, уверен, что с музыкой можно точно так же — вникнуть в суть дела и начать зарабатывать на своём творчестве открыв свой лейбл. Возможно, если Яндекс не будет пытаться на этом наживаться, по крайней мере на первых этапах, то вполне возможно использовать новую площадку как реальный старт музыкальной карьеры. Но учитывая как Яндекс каждый пук пытается монетизировать (Тот же Spotify имеет бесплатный тариф, в отличие от Яндекса) — я не уверен в том что всё это будет бесплатно.
Кажется, это вечная история: если есть определённая услуга, всегда найдётся тот, кто поможет её получить, выступив посредником, равно как и всегда найдётся тот, кто будет рад такой помощи.
Если с позиции ремонта смотреть, то его можно сделать самому от начала и до конца, но нужно больше времени, нужно больше навыков, больше труда.Вот и получается, что теоретически всё можно сделать самому, но лень разбираться/сложно/страшно/дорого, потому и появляется цепочка из множества участников, где каждый делает что-то, за что берёт деньги. В итоге музыкант оказывается последним в очереди на итоговую раздачу.
Опять-таки, всегда можно стартануть свой лейбл и издаваться самостоятельно. Мы как-то давно публиковали статью о том, зачем музыканты создают свои лейблы и какие проблемы в этом находятся для них: https://samesound.ru/music/108275-how-to-start-a-record-label.
Там хоть и зарубежный рынок освещается первоначально, но думаю, что в общих чертах это всё релевантно и для РФ/СНГ. Пожалуй, надо заняться поиском и опросом отечественных музыкантов, узнать у них зачем они запустили свой лейбл и какие плюсы-минусы у этого дела здесь.
Мне кажется, что тут проблема с отдельно взятым Яндексом и размером компании. Им просто не интересно делать что-то, что будет работать бесплатно и, возможно, принесёт отдачу только в далёком будущем. Чтобы что-то запустить, нужно сразу показать, где деньги от вложений. Если бы что-то подобное запустила небольшая компания, то она, скорее всего, не вытянула бы продвижение/содержание/обслуживание платформы и, как следствие, закрылось. Так что тут вижу пока что тупик :(