Как написать биографию музыканта: о чём рассказывать слушателям, чтобы они заинтересовались вашим творчеством

Конвертируем читателей в слушателей.

Как написать биографию музыканта

Написать впечатляющую и захватывающую биографию — задача не из простых. Нужно заявить о себе огромному количеству людей, при этом написать о себе нужно так, чтобы всё выглядело на высшем уровне, но не отталкивало людей излишней самоуверенностью. Специально для тех, кто ищет ответ на вопрос о том, как написать биографию музыканта, авторы блога LANDR подготовили объёмный гайд по составлению описания исполнителя. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод материала.


Написание биографии — крутой рекламный инструмент. Неважно, с чем связано написание текста (выпуск сингла или первого альбома), важно то, что так вы можете заявить о себе всем. Вместе с тем биография — хороший способ рассказать что-то личное и стать немного ближе к слушателю. Отличный рассказ привлечёт новых слушателей, которые возможно никогда бы и не стали слушать вашу музыку, если бы не убедительная история вашей жизни.

Как написать биографию музыканта

Многие музыканты думают, что написание биографии — пустая трата времени, но это не так. Людям интересно, что стоит за музыкой, которую они слушают, люди жаждут историй и ярких впечатлений. Эта статья ответит на вопросы, как написать биографию музыканта.

Тезисы

Откройте блокнот или любой текстовый редактор и запишите самые важные и яркие моменты вашего музыкального пути. Так вы составите тезисы, на которых будет построена ваша биография. В первую очередь ответьте на следующие вопросы:

Отвечайте на вопросы максимально честно, пишите простым языком. Рассказывайте о своих планах по выпуску альбома, микстейпа, сингла. Поведайте о студийной работе, последнем туре или совместных проектах с другими исполнителями. Осветите свою основную работу, участие в радиоэфирах и мероприятиях.

Большинство исполнителей и менеджеров останавливаются после ответов на эти вопросы, собирают всё в кучу и заливают в Сеть в виде пресс-релиза. Не делайте так, тезисы — всего лишь короткие заметки о музыканте.

Лаконичность

via GIPHY

Как только ответы на основные вопросы будут даны, переходите к составлению увлекательного рассказа. Дополните заметки так, чтобы ответы на вопросы превратились в историю. При этом рассказ лучше вести от третьего лица — что-то обезличенное и нейтральное лучше воспринимается слушателями, чем гордые рассказы о своём Я.

Теперь самое главное: избегайте забитых фраз и повсеместных паразитических определений. Сразу же выкиньте из текста такие слова как «влиятельный», «признанный», «суперталантливый» и прочие подобные прилагательные. Эти слова убивают весь интерес к вашей истории и заставляют слушателя задавать вопросы, на которые у вас нет ответа: «Признанный кем?», «Влиятельный в каких кругах?», «Суперталантливый по чьей оценке?», «Кто все эти люди?».

Добавьте больше выразительности своему рассказу. Подойти к делу нужно как настоящий писатель, но не графоман — никакой воды, только самая интересная информация, читать которую легко. Избегайте длинных предложений. Пишите текст и читайте его вслух: если в какой-то момент вам не хватает воздуха, чтобы дочитать преложение на одном дыхании, смело сокращайте его. Чтение вслух — лучший приём для оценки легкости написанного.

Составляя рассказ по ранее выделенным тезисам, пишите всё, что приходит в голову. После того, как история напишется, дайте ей полежать некоторое время, а затем вернитесь и выкиньте всё лишнее. Не удивляйтесь, если половина написанного будет вычеркнута, а вторая половина переписана. Лишнее нужно выбрасывать без всяких сожалений.

Если самостоятельно написать текст тяжело, попросите кого-то из своих друзей, кто хорошо владеет языком. Отдайте тезисы своему писателю-призраку, дайте ему послушать свою музыку. Не просите приврать или как-то украсить текст — пусть рассказ будет искренним.

Стиль и редактура

При написании важно соблюдать структуру текста. Делите рассказ на короткие параграфы по 2-3 абзаца из 2-4 предложений — так информация будет легче восприниматься читателями.

Обычно первый параграф играет ключевую роль. Эту часть нужно написать максимально круто, точно и сочно — по ней будут судить не только ваш музыкальный образ, но и само творчество. К тому же первый параграф чаще всего разбирают журналисты и составители пресс-релизов. Вряд ли эти люди читают биографию дальше первой части, все тексты в пресс-релизах написаны по одному шаблону, основанному на первой части вашей биографии: музыкант такой-то, родился там-то, учился здесь, в ранние годы делал то и сё, к музыке пришёл с таким вот трудом. По этой причине первый параграф нужно написать так, чтобы он выдал все козыри и с большей долей вероятности заинтересовал читателя.

Второй параграф посвятите фактам и подробностям о себе. Дайте читателю больше информации о своём творчестве и истории своей жизни. Главное не перегнуть палку и не свалиться в излишний драматизм — никаких «Таня была без ума от музыки с тех самых пор, как в девять лет услышала Битлов». Такая фраза встречается в 95% текстов, на неё никто не обращает внимания, в неё никто не верит.

Последний параграф посвятите своей текущей работе. Расскажите, чем вы заняты в настоящий момент, к каким успехам вы идёте, что и зачем делаете. Не стоит писать о своих наполеоновских планах по захвату всей мировой музыкальной сцены (так пишут практически все), открыто фантазировать тоже ни к чему. Честно расскажите о своей работе, будьте ближе к реальности — так шанс убедить читателя будет выше.

После того, как биография будет готова, создайте три версии одного и того же текста:

  1. Твит-версия — рассказ от первого лица короткими предложениями, которым можно делиться в социальных сетях (особенно в Твиттере, набрасывая факты о себе).
  2. Короткая версия из одного параграфа на 2-4 предложения, раскрывающая всю самую важную информацию о вас.
  3. Полная версия текста, состоящая из всех трёх параграфов.

Общий объём текста лучше сохранить в пределах 400 слов — биография должна уместиться на один или полтора листа А4. Несмотря на то, что мы предлагаем при написании текста как писатели, графомания ни к чему — никто не станет читать доклад на десяти страницах о сложном пути в музыке, текст будет закрыт на первой же странице со словами «Слишком много букв».

Не преувеличивайте свои заслуги и не умаляйте успехи. Даже если вы ничего не добившийся, но мечтающий о мировой славе новичок, в погоне за дополнительными красками биографии концентрируйтесь на самых сильных сторонах своего творчества и карьеры. То, что в кармане у вас нет пачки Грэмми или других мощных премий и наград не означает, что у вас не может быть захватывающей биографии.

Совет

Напишите биографию несколько раз, оттачивайте свои навыки, работайте с профессиональными редакторами. Почитайте описания исполнителей на Beatport, Hardwax, Bleep и Boomkat. Всё это поможет вам найти нужное русло повествования для своей биографии.

Не увлекайтесь именами, даже если вы отыграли с десяток крутых шоу с известными исполнителями. Выделите пару ключевых артистов, отдавая предпочтение тем, кто ближе всего по духу и стилю к вашему творчеству. Тем не менее не стоит придавать большое значение громким именам в своей биографии: окей, вы вышли на разогреве Deep Purple, Papa Roach и Sum 41 (бесспорно крутой факт), но что насчёт вашего собственного творчества? Не забывайте, что вы рассказываете о себе, а не о том, чьи концерты в последнее время прошли в вашем городе.

В рассказ можно добавить юмор или сатиру, но только если они будут к месту. Не уверены в шутке — отправляйте её в мусор. Также не забывайте о пунктуации и орфографии — отсутствие ошибок производит более положительное впечатление на читателя.

Подумайте над тем, какая аудитория слушает подобную вашей музыку и оцените, где она может жить. Зарубежная аудитория — тоже аудитория, поэтому если существует хотя бы маленький шанс зацепить дополнительных слушателей, то им нужно пользоваться. В общем, перевести текст на несколько языков — хорошая идея.

Возможно среди ваших друзей найдутся те, кто прекрасно владеет английским, немецким, французским или ещё каким-либо языком. Если друг неожиданно окажется носителем языка, то это вдвойне хорошо — он сможет передать особенности местной речи и сделать перевод более живым. Если друзей с виртуозным владением языка не нашлось, обратитесь к переводчикам. Не экономьте деньги на переводе — дороже выйдет.

Раз в несколько месяцев проверяйте биографию на актуальность. Вполне возможно, что за это время случится что-то такое, о чём стоит рассказать потенциальным слушателям, чтобы вызвать у них дополнительный интерес к вашему творчеству.

Что советуют те, кто уже писал биографии музыкантов

Организатор фестиваля MUTEK и радиоведущая Патриция Шмидт, часто помогающая музыкантам с написанием автобиографии, отмечает важность ведения заметок на полях при составлении текста. Работая над биографией девушка делает выводы и задаёт себе вопросы о людях, о которых она пишет — ответы простым языком и своими словами делают текст живее.

По мнению Патриции, ошибка многих музыкантов заключается в том, что они пишут о себе сухо, обезличенно и стереотипно. Музыка — это творчество, поэтому биография должна отражать творчество группы, а не быть набором сухих фактов о том, кто и сколько концертов отыграл. Биография — не каталог или список, не стоит превращать её в перечень всех релизов и концертов.

Девушка советует не сравнивать себя с другими музыкантами напрямую, а писать о себе как о настоящей индивидуальности. Дополнительно нужно отказаться от ярлыков и не торопиться с определением стиля — пусть жанровую принадлежность определяют слушатели. Достаточно оставить им намёки, описав свою музыку сравнениями: например, мечтательная, гипнотическая, мрачная, вдохновленная сценой Детройта 1990-х годов.

Стоит отказаться от пассивных конструкций в тексте, используя только активный залог:

НЕТ

Границы стиля стираются музыкой, созданной Авророй Халал, благодаря музыкальным экспериментам певицы и ощущению уединения с музыкой.

ДА

Музыка Авроры Халал стирает границы в понимании стиля благодаря музыкальным экспериментам и ощущению уединения.

Журналистка и редактор Кристина Какайре, в разное время сотрудничавшая с Pitchfork, Resident Adviser, Berlin Community Radio и Red Bull, считает, что краткость важнее всего. Даже если вы работаете музыкальной индустрии пару десятков лет, не нужно делать многотомные описания своих похождений — 300-400 слов более чем достаточно. По мнению Какайре, биография — часть маркетинговой истории вокруг музыканта, поэтому она должна привлекать внимание, а не отталкивать количеством текста.

Композитор Кристофер Каргнело считает, что главное в биографии — внимание на достижениях, а не рассказе о своём прошлом и пути к музыке. При этом важно подбирать правильные слова: текст не должен оскорблять других музыкантов и быть слишком самоуверенным — так вы выставите себя в худшем свете. Каргнело также советует не бояться таких словосочетаний как «разделили сцену», «писать музыку», «отыграли шоу». Звучит избито, но лучше, чем фразы наподобие «Любовь к музыке проснулась в те годы, когда мы услышали одну группу на радио» — такие фразы можно встретить в каждой второй биографии.

Заключение

Слова обладают огромной силой, поэтому отлично написанная биография становится половиной успеха рекламной кампании исполнителя. Текст становится инструментом, работающим на вас, представляет ваши интересы и служит хорошей рекламой. По этой причине подойти к написанию биографии нужно со всей ответственностью — только так получится создать что-то уникальное, захватывающее и интересующее слушателя.

Exit mobile version