История создания гитары Джимми Хендрикса

Отношения Джимми Хендрикса с Fender Stratocaster привели к появлению одного из величайших гитарных саундов в истории музыки. Не так давно Fender выпустили (точнее сказать, перевыпустили) гитару, которая может приблизить каждого из нас к неповторимому саунду Джимми.

Честно говоря, Джимми Хендрикс спас всю серию Fender Stratocaster в конце 1960-х годов. Пока современники в лице Джимми Пейджа, Джеффа Бека и Пола Коссоффа ежедневно использовани Les Paul Standard, Хендрикс отдал свое предпочтение гитарам Stratocaster. Этот выбор вернул гитарам Fender статус легендарных инструментов, появившийся еще во времена Бадди Холли и Дика Дейла, которого именовали не иначе, как «Король серф-гитары».

Ирония заключалась в том, что несмотря на любовь к Stratocaster, Джимми никак не мог найти в продаже леворукий инструмент. Музыканту пришлось приспособить обыкновенную гитару под собственные нужды при помощи простейшего перетягивания струн в обратном порядке.

Так или иначе, но все мы хорошо помним фотографии Хендрикса с Stratocaster в цвете Olympic White. Все эти фото, в большинстве случаев, относятся к выступлению Джимми в Вудстоке в 1969 году. Помимо самого известного Стратокастера белого цвета, в коллекции Хендрикса были и другие гитары производства фирмы Лео Фендера.

Выбор Хендрикса

Споры о гитарных предпочтениях Джимми идут до сих пор, а все участники дебатов сходятся во мнениях, что в конце 1960-х годов Хендрикс играл на гитарах Fender из-за большего размера головы грифа этих инструментов. Увеличенный размер головы грифа якобы давал больше сустейна. На самом же деле, все выглядит намного проще: Хендрикс перешел на Fender лишь потому, что эти инструменты отвечали его причудливым запросам.

Новый Fender Jimi Hendrix Stratocaster, производящийся на фабриках в Мексике в наши дни, дает гитаристам всего мира возможность приблизиться к гитарному мастерству мистера Хендрикса. По заверениям представителей американской компании, новый инструмент очень близок по звучанию и ощущениям к гитаре, которой пользовался Джимми.

Джастин Норвелл — вице-президент по разработке продуктов в компании Fender — постарался рассказать об особенностях нового инструмента, а также о том, как шла работа над гитарой Fender Jimi Hendrix Stratocaster.

Дружелюбный инструмент

Это самый доступный именной инструмент Джимми Хендрикса. Основной идеей при создании данной гитары было создание высококлассного инструмента, чья стоимость не окажется привлекательной только для коллекционеров гитар с большим кошельком. В линейке моделей Fender гитары Хендрикса не было уже около 15 лет. Компания решила, что сейчас настал идеальный момент для выпуска: новое поколение гитаристов, вдохновленное примером Джимми Хендрикса, уже достигло того возраста, когда у них появляется желание и возможность приобрести что-то подобное.

Конечно, кто-то может сказать, что Jimi Hendrix Stratocaster мало, чем отличается от обыкновенных Стратов мексиканского производства. На первый взгляд, инженеры Fender попросту перевернули голову грифа и не более того, но это не так. Дело в том, что воссоздать инструмент какого-либо гитариста сложнее, чем кажется: необходимо собрать воедино гремучую смесь из современных наработок, элементов прошлой эпохи и клевого внешнего вида.

Кто бы что не говорил, но данный инструмент будет звучать и ощущаться совершенно иначе. Даже игра на нем будет иметь некоторые отличия от игры на современных гитарах. Вполне возможно, что именно это и позволит гитаристам открыть для себя что-то новое, найти свежее звучание.

Перевернутый гриф

Джимми «переворачивал» Страты из необходимости: Хендрикс был левшой, а в его времена левосторонние гитары не были настолько распространены. Так или иначе, но «переворот» инструмента оказывает определенное влияние и на общее звучание гитары.

Нельзя сказать, что это влияние очень заметно, но оно есть. Хендрикс был известен, как гитарист с нестандартным мышлением и подходом к игре на гитаре. Воссоздавая его гитару, нам пришлось внести некоторые корректировки в конструкцию, чтобы точно передать все нюансы и особенности звучания гитары.

В звучании и ощущениях от инструмента есть некоторые моменты, которые отличают Jimi Hendrix Stratocaster от любого другого Страта. К примеру, гитара рассчитана на использование нижних струн с более жестким натяжением. Это будет полезно для тех, кто хочет играть в строе Eb, которым пользовался Хендрикс.

Конструкция инструмента сделана таким образом, что понижение строя не изменит ощущений: струны будут ощущаться точно так же, если бы мы использовали стандартный гитарный строй. Это относится не только к настройке гитары в Eb, но и к настройке инструмента в любом пониженном строе.

Хендрикс использовал достаточно тонкие верхние струны, чей диаметр находился в пределах 10-38 миллиметров. Мы учли эту особенность и в итоге можем с уверенностью сказать, что комбинирование разных струн вкупе с пониженными строями инструмента никак не скажется на общем качестве звука гитары. Саунд Jimi Hendrix Stratocaster сохранил резкость и читаемость в районе верха вместе с плотностью и ясностью в районе низа.

Звукосниматели

Что же касается звукоснимателей, то мы постарались воспроизвести звучание оригинального инструмента: на именном Страте Хендрикса установлена комбинация из трех однокатушечных синглов.

В первую очередь, такое решение позволяет получить более сфокусированное звучание низких звуков и менее режущее звучание высоких. Несмотря на то, что выше говорилось об особенном характере звука верхних струн, резкость и читаемость не будет чрезмерной: звук не будет резать слух, не будет выбиваться из общей картины.

Во времена Джимми Хендрикса звукосниматели имели более агрессивное звучание сами по себе. Мы постарались осовременить общий саунд инструмента не в ущерб оригинальности. Инженеры подобрали идеальную высоту магнитов над второй и третьей струной. Магниты над четвертой струной имеют высоту и характеристики магнитов, которые ставятся над третьей струной в наши дни.

В общем, таких нюансов превеликое множество. Можно сказать, что мы сделали «ремикс» всех датчиков. Это позволило сохранить неповторимое звучание оригинального инструмента, но в то же самое время и осовременить его.

На гитару установлено три сингла American Vintage ’65. Такое решение обусловлено необходимостью в звукоснимателе, который характеризовал бы звучание своего времени. Мастера Fender старались максимально близко приблизиться к звуку, который ценил Хендрикс.

В отличие от датчиков American Vintage ’69, более сфокусированных на средних частотах, звукосниматели AV ’65 имеют более правильное, сбалансированное, современное и в то же самое время винтажное звучание.

Это не реплика

Задачей Fender было сделать самобытный инструмент, а не полную реплику гитары прошлого. Инженеры вдохновлялись изобретательностью Джимми Хендрикса, а затем проецировали наработки гитариста на современные инструменты. Таким образом, компании удалось сохранить некую «химию» гитары и перенести ее на современные инструменты не в ущерб эргономике, общему саунду и прочим характеристикам.

Fender провела собственное исследование, где выяснила все нюансы и замечания, которые давали гитаристы по поводу инженерных решений нового Stratocaster. Лид-гитаристы и фанаты оценят увеличенную ширину грифа (9,5 дюймов вместо 7,25), а также более плоский профиль.

Компания подумала о людях, активнее использующих левую руку, чем правую. Как уже говорилось, Джимми Хендрикс был вынужден перетянуть струны на своем Stratocaster, чтобы они отвечали его индивидуальным особенностям. С новой версией Jimi Hendrix Stratocaster у левшей не будет таких проблем: Fender выпускает инструмент в двух версиях, то есть как для левшей, так и для правшей.

При этом, чтобы сохранить оригинальные особенности инструмента, которым пользовался знаменитый гитарист, в Fender пошли на интересные компромиссы. Элементы управления и прочие части гитары имеют уклон в сторону правшей, но это никак не сказывается на удобстве игры как для леворуких, так и для праворуких гитаристов.

Такой подход обусловлен желанием сохранить уникальность гитары и дать современным гитаристам понять, что особенности игры Джимми Хендрикса складывались не только из его манеры игры, но и из инструмента, которым он пользовался.

Exit mobile version