Клавишный король: 6 причин уважать Кита Эмерсона

Ретроспектива и дань уважения творческому гению «Джими Хендрикса с клавишами» — Киту Эмерсону.

Вне зависимости от того, кому задать вопрос о Ките Эмерсоне, о нем будут говорить, как о несравненном музыкальном гении, великолепном клавишнике и прекрасном композиторе. Но, к сожалению, далеко не все знают, чем славен Эмерсон. Именно для них и создан данный материал. Своего рода дань уважения его таланту, умению и музыкальному мастерству.

Популярность к Эмерсону пришла в 1970-е годы, в эпоху бурного расцвета стадионного рока и двойных концептуальных альбомов, нового подхода к аранжировке рок-музыки, а также долгим спорам на тему «сырости» и простоты современной музыки. Кит Эмерсон и вся первая прогрессивная волна музыкантов, включающая в себя такие коллективы как King Crimson, Yes и Genesis, предложили иной, более современный и зрелый подход к использованию музыкальных инструментов. Новая волна музыкантов решила идти другим путем, усложняя аранжировки, внедряя комплексные элементы из джаза, блюза и классической музыки.

Молодые таланты, среди которых был и Кит Эмерсон, смело использовали джазовые элементы в написании мелодий, а также все наследие классической музыки для создания более серьезных и интересных композиций. В общем и целом, в 1970-е годы популярная музыка преобразилась, а многие музыкальные элементы, ходы и решения, впервые опробованные в те времена, популярны до сих пор.

Помимо того, что Кит Эмерсон являлся новатором в студийной работе, многие уважают его сценический талант, называя британца не иначе, как «Джими Хендрикс с клавишами». Такое прозвище появилось у Эмерсона в самом начале его карьеры, когда он был участником коллектива The Nice. На одном из концертов Кит разбил о сцену свой орган Хаммонд, что вскоре переросло в своего рода традицию заканчивать каждый концерт подобным образом.

Эмерсон вонзал ножи в клавиши, бил по ним руками и ногами, создавая поистине взрывные звуки, а также активно использовал фидбэк для обогащения звучания инструмента. Став участником Emerson Lake & Palmer (ELP), Кит стал еще более эпатажным на сцене: возросший бюджет и, в хорошем смысле слова, личные амбиции сделали свое дело. Несмотря на это, он продолжал работать в The Nice, где сочинял настоящие рок-увертюры, но именно в ELP Эмерсон трудился не покладая рук.

В общем, несмотря на 6 причин уважать Кита Эмерсона, представленные ниже, в его творчестве есть еще много неизведанного. Если вы любите сложные аранжировки, невероятные ритмические партии, необычный саунд, то обратите внимание, чем занимался Эмерсон. Огромное количество звуков, которые создавал Эмерсон, стали популярными семплами, используемыми и по сей день. А те вещи, которые создавались в ELP, до сих пор служат источниками вдохновения для очень многих продюсеров и музыкантов.

В целях отдать дань уважения личности и удивительной карьере Кита Эмерсона, покинувшего нас в начале 2016 года, редакция SameSound. ru выбрала 6 песен, которые характеризуют жизнь и творчество британского музыканта. Однажды эти песни помогли нам оценить всю красоту прогрессивного рока, а значит они смогут помочь и вам. В творчестве британца есть много всего интересного, но в качестве отправной точки для знакомства с музыкой Кита Эмерсона, материалом ELP и прогрессивным роком этих шести композиций будет более, чем достаточно.

The Nice — Diamond Hard Blue Apples Of The Moon (1968)

The Nice была первой рок-группой, в которой участвовал Кит Эмерсон. Коллектив совмещал несколько дикий саунд гаражного рока с длинными и сложными номерами в духе Леонарда Бернстайна, Дэйва Брюбека и Антонина Дворака.

’Diamond Hard Blue Apples Of The Moon’ — это плотный непродолжительный психоделичный грув, который смешивает качающий ритм с необычным фанфарным риффом, сыгранным на рожке. Орган Хаммонда, на котором играет Эмерсон, берет на себя несколько различных ролей по ходу композиции: от игры традиционной аккордовой «подложки» и до заполнения пространства необычными шумовыми эффектами.

Из всех шести композиций, представленных в нашем списке, ’Diamond Hard Blue Apples Of The Moon’ является, пожалуй, самой явной отсылкой к истокам Эмерсона, а также традиционному гаражному саунду и соулу. Дело в том, что до своего прихода в The Nice, Эмерсон играл и учился в коллективе американской соул-певицы Пи Пи Арнольд.

Песня ’Diamond Hard Blue Apples Of The Moon’ была выпущена в 1968 году на второй стороне сингла ’America’, который являлся кавером на композицию Леонард Бернстайна. Чуть позднее песня была включена в компиляцию, выпущенную на лейбле Charisma под невнятным названием ’Autumn ’67 — Spring ’68′, в которую вошли ранние синглы и неизданные песни The Nice.

The Nice — Brandenburger (1968)

’Brandenburger’ была талантливым переосмыслением первой части Бранденбургского концерта № 3 (BWV 1048) Иоганна Себастьяна Баха. Песня была спрятана на второй стороне второго альбома The Nice — ’Ars Longa Vita Brevis’. Фактически, ’Brandenburger’ является частью композиции ’Symphony For Group And Orchestra», которая занимала всю вторую сторону пластинки.

Немного роковая, немного кичовая, но вполне себе интересная и позитивная вещь. Композиция напоминает лоскутное одеяло из совершенно разных инструментов и звуков, но именно это и держит ее в стороне от излишней серьезности. Прямолинейное звучание оркестра записано таким образом, что создается впечатление, будто оркестр находится где-то в другой комнате, а не там, где происходила запись трека.

Приятная и запоминающаяся мелодическая линия в ’Brandenburger’ заложила фундамент всему, что Эмерсон будет делать в ELP. Сейчас же, спустя множество лет, трек воспринимается, как первый манифест всех идей Кита Эмерсона.

Emerson Lake & Palmer — Knife Edge (1970)

После распада коллектива The Move, Эмерсон объединил свои силы с барабанщиком и перкуссионистом Карлом Палмером, ранее игравшем в Atomic Rooster и The Crazy World Of Arthur Brown, и бас-гитаристом и вокалистом Грегом Лейком, который только покинул King Crimson.

Первый альбом Emerson Lake & Palmer, увидевший свет в 1970 году, был крайне амбициозной работой: практически акробатическое владение перкуссией и ударными Карла Палмера, мощный вокал и басовые партии Лейка и несметное множество слоев из клавишных и синтезаторов Палмера, опиравшихся на знание классической музыки.

Сингл ’Lucky Man’ стал настоящим хитом, но это была далеко не единственная великолепная песня на альбоме. На второй стороне сингла ’Lucky Man’ попала песня ’Knife Edge’ — громогласный рок-трек, совместивший в себе мелодию Симфониетты Яначека, лучшие элементы прогрессивного рока и необычные ходы и решения. В начале песня напоминает творчество Black Sabbath, но в середине композиции происходит неожиданный поворот, превращающий ’Knife Edge’ в переосмысление Французской Сюиты № 1 в ре-миноре (BWV 812) Иоганна Себастьяна Баха.

Студийная версия звучит очень интересно, но не меньшего интереса заслуживает и живое исполнение данной композиции. Достаточно увидеть мастерское использование арсенала из инструментов фирм Hammond и Moog Китом Эмерсоном, чтобы поистине проникнуться его недюжинным талантом. Не хочется умалять чьи-либо профессиональные качества, но на фоне Эмерсона, Лейк и Палмер выглядят далеко не так убедительно.

Emerson Lake & Palmer — Tarkus (1971)

Нельзя писать статью прог-роке и не включить в нее какой-нибудь монументальный труд на полчаса-час времени. В 1971 году свет увидел альбом Tarkus, который заслуженно считается самой зрелой, качественной и продуманной работой Emerson Lake & Palmer с хронометражом в 39 минут. Фактически, весь альбом — это одна рок-сюита.

Невероятно амбициозный, концептуальный и сильный альбом, который стал началом конца совместного творчества Эмерсона, Лейка и Палмера, где каждый музыкант предстает на самом пике своей формы. Головокружительно плотные арт-фанковые грувы, сильные и запоминающиеся мелодические линии, яркие и острые риффы — вот, что такое Tarkus. Каждая песня данного альбома является несравненным хитом, но именно открывающий трек — это одна из самых сильных работ не только всего коллектива, но и самого Кита Эмерсона. Открывающая композиция является настоящей квинтэссенцией всего лучшего, что есть в прог-роке и с легкостью удивит даже самого искушенного слушателя.

Tarkus изменил жизнь многих любителей музыки, уставших от засилья популярной и простой музыки. Tarkus дал понять всем музыкальным критикам, что современная музыка может быть сложной, интересной, но в то же самое время простой для восприятия. Как бы это не звучало, но своим успехом альбом во многом обязан великолепной работе Кита Эмерсона. Ну и танку-броненосцу, конечно же.

Emerson Lake & Palmer — When The Apple Blossoms Bloom in the Windmills of Your Mind I’ll Be Your Valentine (1973)

Отличный би-сайд от Кита Эмерсона. Изначально песня вышла в виде дополнения к синглу ’Jerusalem’ 1973 года, но от этого ее важность не становится меньше. Композиция ’When The Apple Blossoms Bloom In The Windmills of Your Mind I’ll Be Your Valentine’ претендует не только на одно из самых длинных названий в истории современной музыки, но и является показателем каноничного звучания ELP.

Инструментальный и несколько фанковый трек, где каждый из участников трио поочередно берет на себя ведущую роль, открывается великолепным барабанным вступлением. Все же остальное звучание создается за счет таланта Кита Эмерсона, который демонстрирует слушателям весь свой арсенал синтезаторов, а также умением работать с оркестровыми и классическими элементами.

Трек вошел на вторую часть недооцененного альбома Works, который состоял из смеси коротких кусков, наработок и экспериментов коллектива и длительных сюит и классических песен.

Emerson Lake & Palmer — Brain Salad Surgery (1974)

Странно, но композиция 1974 года с необычным названием ’Brain Salad Surgery’ не была включена на одноименный альбом группы, а была выпущена только в виде отдельного промо-диска на территории США. Позднее трек включили в состав уже упомянутого Works Volume 2.

Признаться честно, композицию нельзя назвать сильнейшей работой коллектива, но несмотря на это она остается все той же необычной нарезкой различных элементов, встречающихся в творчестве ELP. ’Brain Salad Surgery’ можно назвать арт-поп треком: большое количество синтезаторов Эмерсона, рваный хрипящий вокал Лейка, общее легкое звучание и достаточно серьезный текст песни, авторами которого выступил поэт и лирик King Crimson Питер Синфилд.

Вместе с альбомом Works Volume 2 коллектив близко подошел к созданию поп-рокового альбома. Пластинку нельзя однозначно назвать комплексной работой Emerson Lake & Palmer, но в роли отправной точки для знакомства с творчеством коллектива она является самым подходящим вариантом. Весь альбом состоит из экспериментов с джазом, синтетическим блюзом, космическим фанком и даже регтаймом.

Так или иначе, но на Works Volume 2 трио музыкантов звучит легкомысленно и даже несколько непривычно. Самое интересное заключается в том, что несмотря на попытку звучать более легко и, в хорошем смысле, попсово, ELP все равно остаются собой, не теряя своих особенностей.

Клавишный король современной музыки

Следующим альбомом группы стала пластинка Love Beach — одна из самых провальных и слабых работ ELP, которая была выпущена с целью выполнить обязательства по контракту перед лейблом. Критики и слушатели негативно восприняли работу, оказавшуюся довольно-таки безвкусной со всех точек зрения. Хотя сейчас, спустя столько лет, эта безвкусица выглядит даже немного очаровательно.

Несмотря на все, Эмерсон решил распустить Emerson Lake & Palmer, начал сольную карьеру, писал музыку к европейским фильмам, а также в конце 1980-х сотрудничал с коллективом Goblin — итальянскими мастерами саундтреков к фильмам ужасов. После в жизни Эмерсона был переезд в Калифорнию, воссоединение Emerson Lake & Palmer, запись отличных сольных и сложных сольных работ и многое другое.

Не важно, какие музыкальные вкусы имеются у каждого из нас: Кит Эмерсон был человеком недюжинного таланта, который ценили тысячи поклонников по всему миру. Эмерсон не собирался попросту почивать на лаврах и постоянно искал новые пути для самовыражения, удивлял новыми необычными работами, оспаривал свой талант и продолжал работать до последних дней жизни. Rest In Keys, Keith…

Exit mobile version