Сегодня никого не удивить сменой звучания. Музыканты меняют стили, как перчатки: рок-группы начинают играть поп, электронщики уходят в фанк, а поп-звезды выпускают альбомы с элементами рэпа и даже кантри. У такой тенденции есть четкое объяснение — тренды. Именно тренды заставляют музыкантов менять привычное звучание, чтобы оставаться на волне популярности.
Глупо думать, что только начинающие группы боятся следовать собственному звуку вопреки трендам — известные музыканты точно так же сталкиваются с этим страхом. В этой статье мы посмотрим на несколько примеров известных групп и исполнителей, которые не испугались перевернуть всё с ног на голову, изменили своему «музыкальному Я», открылись новому и не побоялись перемен.
Дерек Миллер
Прошел путь от гитариста в метал-группе до поп-продюсера
Что общего между группой Poison The Well и инди-коллективом Sleigh Bells? Талантливый продюсер, музыкант и автор песен Дерек Миллер.
Родившийся в Южной Калифорнии, в конце 1990-х Дерек примкнул к метал-коллективу Poison The Well в роли гитариста, но спустя всего год ушел из группы. Миллера всегда привлекало звучание Мадонны, Джорджа Майкла, Майкла Джексона и именно это заставило его кардинально сменить род деятельности и найти себя в группе Sleigh Bells.
Poison The Well (уже без Дерека, но суть ясна)
https://www.youtube.com/watch?v=v5UvMnZcvIc
Тяжелую музыку Дерек не разлюбил, но именно разносторонний взгляд сделал первые четыре альбома Sleigh Bells взрывными, агрессивными, но не отталкивающими.
Джони Митчелл
Была одним из основоположников фолк-музыки, стала автором множества джазовых хитов
За спиной Джони Митчелл — более 10 лет работы над фолк-хитами, две премии Грэмми, а также всемирно успешные альбомы «Ladies Of The Canyon» и «Blue», до сих пор считающиеся одними из величайших работы за все время существования фолка.
В конце 1970-х, на пике успеха, девушка полностью забывает о фолке и переключает внимание на джаз. Джони увлекается более традиционным звуком, включает в аранжировки больше инструментов, а также записывается с такими акулами джаза как Чарльз Мингус и Джако Пасториус.
Джони Митчелл до конца 1970-х
https://www.youtube.com/watch?v=4fvxx8cIdn4
Благодаря своим экспериментам, Митчелл оставалась популярной долгие годы. В течение 30 лет девушка постоянно меняла стили, переключаясь от фолка к джазу, от джаза к року и экспериментальному попу. Вне зависимости от стиля, получалось отлично.
Боб Дилан
От иконы фолка до всемирно известного скандального рокера
Путь на рок-Олимп Дилан начал неожиданно. Известный как один из ярчайших фолк-исполнителей, в 1965 Дилан выступил на фолковом фестивале в Ньюпорте, взяв вместо привычной акустики электрогитару и выдав сет тяжелых, резких и ревущих песен. Большая часть слушателей оказалась не готова к такому преображению и пребывала в шоке после концерта.
Сегодня такая смена направленности — безобидное и привычное занятие, но для публики 1960-х подобные перемены были сродни потрясению. Дилана не критиковал только ленивый, но желание Боба сменить звучание и попробовать что-нибудь новое было слишком сильным. Да, часть фанатов отвернулась от кумира, но Дилана это не пугало — ради желания свободно творить то, что хочется, Боб был готов на всё.
Такая смелость точно достойна уважения. Время расставило всё по своим местам — сегодня Боб Дилан настоящая легенда мировой музыки.
Тейлор Свифт
Из обычной и никому неизвестной девушки из Нэшвилла — в мировую поп-звезду
Тейлор Свифт прошла через удивительное преображение: девушка, певшая кантри для небольшой группы поклонников, стала известнейшей поп-певицей. Как и в случае с Диланом, девушка решила идти вперёд и не останавливаться на достигнутом.
Пластинка «1989», наполненная синтезаторами и драм-машинами, сожгла все мосты с миром кантри. Да, она также потеряла поклонников, но взамен получила миллионы новых слушателей по всему миру и небывалую славу.
Сейчас трудно понять, был ли такой поворот мимолетным решением или обдуманным шагом, но это не так и важно. Важно другое: писать одно и то же на протяжении нескольких лет — не лучшее решение.
Дэймон Албарн
Из вокалиста — в героя комиксов
Первым известным проектом Дэймона Албарна стала группа Blur, созданная в начале 1990-х под влиянием The Beatles и The Kinks. Коллектив играл бодрый рокешник и довольно быстро стал популярным. Тем не менее в 1998 году, неожиданно для всех, Албарн прекращает работу в группе, чтобы сфокусироваться на новом проекте — Gorillaz.
Для создания нового проекта Албарн пригласил своего друга и автора комиксов Джейми Хевлетта, вместе с которым они не только написали пяток треков с элементами хип-хопа, электроники и фанка, но и придумали целый вымышленный мир. При этом группа запомнилась не только неожиданным внешним видом, но и тем, что мультяшные музыканты проводили успешные туры, а также записывали треки совместно со Снуп Догом и Мэвис Стэплс.
Смелость Албарна позволила ему не только сменить музыкальное направление, но и открыть совершенно новое явление для мировой музыкальной сцены — виртуальные группы.
Брайан Уилсон
Из основателя группы The Beach Boys в студийного виртуоза
Альбом The Beach Boys «Pet Sounds», вышедший в 1966 году, был одной из первых концептуальных музыкальных работ, которая вызвала у критиков и поклонников и восторг, и недоумение. Представьте, что в один момент группа, игравшая простейший софт-рок на концертных площадках, решает отказаться от всех наработок и ударяется в нереальные студийные эксперименты.
Основавший The Beach Boys Брайан Уилсон был полон решимости создать что-то совершенно новое, устав от софт-рока. Коллеги по группе уговаривали Брайана сделать что-то более простое и привычное, не усложнять созданную для живого исполнения музыку, чтобы заработать больше денег на продаже пластинок, но Уилсон был непреклонен. Следуя зову сердца, Брайан полностью отказался ото всех наработок и занялся изучением работы в студии.
Итогом рвения Уилсона стал один из первых концептуальных альбомов, на создание которого Брайана вдохновил Фил Спектор и его концепция «Стены звуков». На пластинке проскальзывают новаторские для своего времени элементы: звуки клавесина, органа, удары банок Кока-колы. Стилистически «Pet Sounds» собрал в себе все стили (здесь встречается и джаз, и поп, и психоделика), а также положил начало новому стилю чеймбер-поп — оркестровой поп-музыке. Сегодня смешение стилей и смелые эксперименты практически не удивляют слушателей, но в 1966 году это было сродни ядерному взрыву.
Стремление Уилсона раздвинуть привычные рамки студийной работы и найти новый звук было таким сильным, что изменило музыку по всему миру. Это достойно восхищения.