Китайские гитары: какие они и что мы о них знаем

Как выглядит китайский гитарный рынок, какие инструменты можно купить в Поднебесной и почему в будущем мы перестанем смеяться над гитарами из Китая.

китайские гитары

На нашем рынке продается огромное количество китайских гитар, но реальной информации о них очень мало. В среде музыкантов и гитаристов бытует мнение, что китайская гитара, как и любая вещь сделанная в Китае, — дешевая поделка, ширпотреб и не имеет никакого отношения к качеству.

Такое мнение отчасти верно: большинство товаров, производимых в Китае, не отличается качеством. Тем не менее, нельзя забывать, что зачастую китайские гитары дядюшки Ляо делаются на тех же мощностях, что и китайские Fender. Днем работники фабрик делают более-менее качественные брендовые инструменты под надзором заказчика, а ночью (пока никто не видит) те же люди на том же оборудовании собирают точно такие же инструменты, но для собственного бренда (если это слово вообще применимо).

Китайские гитары пока не так распространены как те же б/у японцы, но с каждым днем их становится все больше. Проблема в том, что о таких инструментах мы знаем слишком мало и речь здесь идет не столько о стране происхождения, сколько об особенностях производства. Ситуация усугубляется тем, что обладатели гитары из Китая стараются лишний раз не рассказывать о наличии подобного инструмента в своем арсенале — не пристижно как-то для труЪ-гитариста. Спрашивать подробности о китайских инструментах на форумах себе дороже, вся консультация быстро превратиться в метание коричневых снарядов во всех участников беседы.

Редакция SAMESOUND.RU решила разобраться в вопросе подробнее и выяснить любые подробности про китайские гитары.

От ширпотреба к хорошим вещам

Подавляющее большинство китайских гитар — барахло, которое ничем не отличается от обычной доски со струнами. Конечно, из всех правил существуют исключения: в Китае могут и делают хорошие инструменты, но такое положение дел обусловлено не повышенным навыком китайских мастеров, а особенностями производства товаров во всем мире. Apple собирает айфоны в Китае и они прекрасно работают, потому что за сборкой пристально смотрят сверху, исключая любые дефекты. Ситуация с хорошими китайскими гитарами аналогична сборке смартфонов.

Чтобы понять, что такое китайские гитары, проведем параллель с японским и корейским автомобилестроением. В 1960-х японские автомобили считались дешевым и некачественным ведром с гайками, в 1980-х это звание также досталось и южнокорейским машинам. Американский и европейский автопром смотрел на азиатских производителей снисходительно, сбрасывая им какие-то заказы на производство и не даже не рассматривая местных в качестве конкурентов. Внимательно изучив все, что делают на «большой земле», японцы и корейцы к началу XX века стали штамповать отличные машины, а сегодня покупка корейца или японца во многом даже предпочтительнее (еще и дешевле), чем приобретение именитого европейца.

Кастомовый Chibson за 15 000 рублей.

Ситуация с гитарами аналогична. В 1960-1980 японские и корейские фирмы делали копии гитар по заказу тех же Gibson и Fender, над ними все смеялись и считали их наивными и забавными поделками. К началу XX века японцы и корейцы поднаторели в гитаростроении и теперь японские Фендеры и Гибсоны вызывают уважение и ценятся музыкантами. Китай ждет примерно тоже самое.

Если взглянуть на то, как гитаростроение развивалось в Японии и Южной Корее, можно выделить ряд характерных черт, демонстрирующих, что в ближайшем будущем китайские гитары перестанут вызывать смех и будут цениться в среде музыкантов.

Из грязи в князи

Мы не эксперты в экономике, но смоделировать простую ситуацию можем. Конечно, наша модель очень упрощенная, но отлично демонстрирует развитие промышленности и переход от дешевых поделок к реально качественной продукции.

Представьте себя на месте азиатской страны, которая поднимается с колен, планомерно развивает экономику, наращивает производство и осваивает новые для себя отрасли. Вы еще не экономический лидер, но правильное поступательное движение вперед постепенно повышает качество продукции. При низкой цене конечного продукта, покупатели обращают внимание на ваши товары, объемы продаж растут.

Чтобы расти и развиваться, вам нужно выбрать для себя одну нишу, ценовой сегмент, в котором вы станете королем. Логично предположить, что при выборе из бюджетного, среднего и премиального сегмента, вы выберете тот сегмент, в котором риски ниже. Именно в этом сегменте будут сосредоточены основные мощности вашего производства. При этом производство не готово предлагать что-то свое, все силы идут на копирование чьего-то опыта, поэтому из-под станков выходят реплики среднего качества.

Япония и Южная Корея в свои времена прошли через этот первый этап, Китай — тоже, хотя и не во всех отраслях. В качестве примера, стоит вспомнить те же Huawei и Xiaomi. 5-7 лет назад над ними смеялись из-за их дешевых смартфонов, но сегодня эти компании предлагают отличные продукты по более низким ценам в сравнении с конкурентами, а спрос на их товары стабильно растет (Huawei — один из трех крупнейших производителей смартфонов в мире, сразу после Apple и Samsung).

При меньших рисках бюджетный сегмент подразумевает бойню за каждого покупателя, но для вас это не так страшно: тот, кто предлагает самую низкую цену, — выигрывает. Пожертвовав частью доходов и прибыли, низкая цена обеспечит вам стабильный спрос со стороны покупателей. Вслед за этим рано или поздно произойдет повышение качества продукции при все той же низкой цене.

Повышение качества обусловлено опытом, вместе с которым к вам приходит понимание того, как сделать свои товары более качественными. Производство плавно переходит на выпуск хорошей продукции, причем речь идет не о каком-то одном производителе внутри страны, а обо всех компаниях. Конкуренция на внутреннем рынке заставляет все компании постепенно нарастить качество, и дело доходит до того, что делать дешевый одноразовый ширпотреб не получается уже даже специально. Улучшение продукции (это могут быть все те же реплики товаров других компаний, но значительно лучше, чем 5-10 лет назад) рано или поздно приводит к росту конечной стоимости товаров для покупателя, но этот рост отнюдь не стремительный — покупатели готовы принять такие правила игры.

Вроде Gibson, да не тот.

Конечно, массовости спроса пока что нет, но именно здесь у покупателей появляется возможность купить хорошую вещь за смешные деньги, пускай она и сделана не самым престижным производителем. Фактически, вы, как страна, теперь заинтересованы не в получении прибыли как таковой (это цель в долгосрочной перспективе), а в формировании позитивного отношения к своей продукции. На это потребуется много времени, но результат того стоит.

Изменение отношения к вашим товарам приведет к тому, что сомневаться в качестве будут только самые скептичные покупатели. Но вместе с изменившимся отношением людей, изменится и сама страна: за несколько десятилетий внутри государства выросло не только качество товаров, но и внутреннее потребление. Появились квалифицированные рабочие, профессионалы и специалисты в разных областях, уровень жизни также возрос.

Вместе с таким ростом повысились и издержки производства, которые теперь производители вынуждены закладывать в стоимость конечного продукта. Вы отходите от производства реплик и сами придумываете новые модели продукции. Если 10 лет назад вы могли продавать хорошую вещь дешево, то теперь ищете баланс между ценой и качеством. Музыкальные инструменты, автомобили, смартфоны, телевизоры, станки и любые другие производимые вами товары получаются высокого качества, но и стоят дорого.

Эта реплика Rickenbacker вряд ли звучит аналогично оригинальному инструменту. Такой только впечатлительных девчонок удивлять (если не говорить, сколько он стоит и откуда родом).

Если посмотреть на Японию и Южную Корею, то две эти страны уже прошли весь круг и делают качественные и дорогие товары. Китай пока что где-то в середине пути: страна уже научилась выпускать качество по низкой цене (смотрим на те же автопром и электронику), поэтому впереди ожидается появление еще более качественной продукции по более высокой цене.

Несмотря на то, что китайские смартфоны, машины и другая электроника уже готова отказаться от производства реплик и начать выпускать оригинальные вещи, гитаростроение Поднебесной пока что не способно выдать что-то свое.

Специфика производства в Китае

Работа гитарной индустрии в Китае мало чем отличается от любого другого производства в этой стране. Где-то в Китае находится завод или фабрика, производящая инструменты, а вокруг нее роем кишат перекупщики местных магазинов и фирм. Большая часть тех, кто продает товары на AliExpress, являются перекупщиками и готовы покупать и перепродавать товары всему свету через площадку на Али.

Внешне эти ребята выглядят как настоящие паразиты, пытающиеся заработать дважды (на производителе и на покупателе), но на деле они всего лишь посредники между фабрикой и потребителем. Их наличие упрощает жизнь обеим сторонам. На Али перекупщики продают гитары оптом и в розницу: у них вы можете заказать как конкретный инструмент, так и целую партию для своего магазина. Перекупщик скорее всего будет выдавать себя за официального представителя фабрики и показывать красивые фотографии с производства, рассказывая о том, что у них там все серьезно.

Он только что впарил кому-то «настоящий» Гибсон.

Каждый производитель руководствуется таким понятием, как минимальное количество заказа (МКЗ). К примеру, если МКЗ фабрики составляет 120 штук, то ей невыгодно запускать в производство партии меньше этой цифры. Перед тем, как начать производство, фабрика настраивает оборудование под ТЗ и конкретную партию товаров (в нашем случае гитар), но этот процесс довольно сложен и требует нескольких часов настройки оборудования. Чем больше партия, тем меньше времени тратится на перенастройку оборудования, тем больше выпуск и больше доходы и прибыль.

Представьте, что в месяце 20 восьмичасовых рабочих дней, общее количество рабочих часов — 160. Завод выпускает в час 20 гитар. Настройка оборудования занимает 2 часа.

Если завод будет брать много заказов на партии по 40 инструментов, то в месяц на настройку оборудования может уйти до 80 часов — половина рабочего времени в месяце. Если же партии будут по 120 гитар в каждой, то на перенастройку уйдет намного меньше времени.

У каждого завода есть определенный порог, после которого производство начинает приносить прибыль. К примеру, чтобы выйти в ноль, фабрика должна сделать 2000 гитар, все остальные произведенные инструменты принесут прибыль предприятию. Не трудно догадаться, что чем больше заказ, тем лучше, а маленькие партии производителям не так интересны.

Посредники нужны, чтобы избавить завод от проблем и расходов на сбыт продукции, сосредоточить все внимание на основной деятельности — производстве. При этом посредники могут даже не иметь на руках инструментов (их может вообще не существовать, кроме как на фотках): зная МКЗ определенной фабрики и собрав примерно одинаковые заказы через Али, перекупщик идет к производителю и заказывает у него изготовление инструментов. Причем не редки случаи, когда один перекупщик собирает заказы с других перекупщиков и уже со всем этим добром идет на фабрику (эдакая пирамида). В любом случае, итоге все в плюсе: и покупатели, и продавцы и производители.

Описание выглядит так, как будто эта фабрика ничуть не хуже фабрик любого именитого бренда.

Контроль за производителем осуществляется только самим заказчиком. Заводы и фабрики стараются всячески усыпить бдительность конечного покупателя: первая партия будет отличной, а вот вторая и последующая — сильно так себе. Добиться высокого качества от фабрик можно, но только под постоянным контролем (у крупных брендов это получается легче): в Китае пинать друг друга, чтобы все было на высоком уровне — в порядке вещей.

Китайские гитары и ассортимент

Все китайские гитары условно можно разделить на несколько категорий: декоративные реплики, инструменты местных производителей, OEM-гитары и Major OEM-гитары. Все четыре категории звучат ровно настолько, насколько стоят инструменты: китайская гитара за 5000 рублей будет звучать, как деревяшка со струнами за 5000 рублей.

Обольщаться, что на AliExpress можно купить Fender в десять раз дешевле, чем в российских магазинах не стоит. Если ваш бюджет ограничен 10 000 рублей, то за эти деньги вы получите просто гитару за 10 000 рублей, но никак не настоящий Fender.

Декоративные реплики

Стратокастер с подсветкой? Почему бы и нет.

Самые дешевые китайские гитары, которые тысячами можно найти на AliExpress. Зачастую это либо плохие копии более известных брендов, либо авторские гитары низкого качества и причудливых форм, и именно о них идет речь, когда кто-то обсуждает китайские гитары. Покупать такие инструменты стоит только в том случае, если бюджет нереально ограничен, вам нужна гитара для разбития на сцене или элемент декора в дом.

Декоративные реплики — результат начального этапа вышеприведенной экономической модели. Такие поделки стоят в пределах 10 000 рублей, при этом каждый компонент гитары честно сообщит вам о максимальной дешевизне производства.

Реплики бывают дорогими и качественными, но это не про Китай — местные реплики всего лишь дешевые поделки. Сходства с оригиналом нет ни в одном элементе (другой пластик, ДСП вместо нормального дерева, другая краска и лак), звучание никакое, зато ассортимент нереальный: любые формы и цвета, настоящий гитар-порн.

Инструменты местных производителей

Автор блога Guitar Adventures однажды купил реплику Taylor Baby Guitar от фирмы Legpap за вдвое меньшую цену.

Практически идентичные декоративным репликам инструменты. Цена и качество могут быть чуть выше, но ждать откровений не стоит. С огромной долей вероятности, эти инструменты делаются теми же людьми, что и дешевые реплики. Основное отличие — название на голове грифа: внешне перед вами Gibson Firebird, но вместо гибсоновского лого — какой-то местный бренд.

Зачастую гитары местных производителей предназначены только для внутреннего рынка и не экспортируются из Китая, хотя продавцы на AliExpress без проблем отгрузят вам такие инструменты в любом количестве. Ассортимент еще больше, чем у реплик, при этом местные гитаростроители совсем не боятся экспериментов, предлагая совсем уж причудливые формы и компоненты.

Как бы не изголялись китайские продавцы, местные инструменты — это все равно декоративные поделки. Единственная возможная выгода от приобретения такой гитары — заработать на ее перепродаже не разбирающимся клиентам.

OEM-гитары из Китая (Original Equipment Manufacturer)

Гитары, ставшие результатом развития промышленности страны и демонстрирующие рост качества конечной продукции без роста цены. OEM-инструменты зачастую делаются по заказам европейских, американских и японских брендов, обладают повышенным качеством и более-менее сносно звучат. Купить OEM-гитару из Китая можно за 15 000-25 000 рублей во многих музыкальных интернет-магазинах (в основном зарубежных).

Производство подобных инструментов обычно происходит по одной и той же схеме. Крупный и известный мировой бренд присылает на один из китайских заводов заказ на крупную партию гитар и техническое задание, по которому должны изготавливаться инструменты. Процесс производства контролируется заказчиком, поэтому конечное качество получается выше в сравнении с репликами и поделками для внутреннего рынка. Всевозможные очень бюджетные китайские Фендеры и Гибсоны обычно относятся именно к этой категории гитар.

Помимо хорошего соотношения цены и качества для конечного покупателя, OEM-гитары позволяют китайским производителям приобрести необходимый в гитаростроении опыт. Китайские инженеры славятся доскональным изучением чертежей и техзаданий, но делают они это не ради заботы о заказчике, а ради собственной выгоды — можно повысить качество других инструментов, скопировав чертежи один в один, а также получить бесценный опыт.

Стоит отметить, что китайские OEM-гитары делаются на тех же заводах и мощностях, что и декоративные реплики. При этом заказчики не всегда заказывают готовый инструмент: к примеру, не редки случаи, когда в Китае заказывают производство отдельных компонентов, а саму гитару собирают уже в Японии или Южной Корее. При таком развитии событий, производители могут написать на инструменте, что гитара сделана в Японии или Корее и повысить цену на конечный продукт (никто все равно не поймет, что все было сделано в Китае).

В целом, сказать про OEM-гитары что-то конкретное сложно: гитары как гитары, ничем не лучше любых других инструментов средней руки.

MB-OEM-гитары (Major Brand Original Equipment Manufacturer, Major Brand OEM)

Производство этого Squier Telecaster контролировалось Fender, поэтому ее качество намного лучше других китайских инструментов.

В отечественных и зарубежных магазинах китайские гитары представлены именно MB-OEM-инструментами. В отличие от OEM-гитар, инструменты Major Brand — это точные копии оригинальных инструментов. Заказчиками таких гитар обычно выступают известные фирмы (Gibson, Fender, Jackson), при этом продаются инструменты под дочерними марками — Fender Squier, Cruzer by Crafter, Epiphone и т. д.

Эта категория — самая массовая на российском рынке. Популярность обусловлена тем, что за $700-1000 можно купить инструмент известного бренда. Такие гитары покупают обычные люди, для которых игра на электрухе хобби, а в планах никогда не будет записи в студии. Качество вполне сопоставимо по цене, звук — тоже (с оригиналом сравнивать смысла нет, конечно же). Плюс, такие гитары пользуются стабильным спросом на Авито и других барахолках, поэтому продать ее другому любителю не составит труда.

Некоторые считают, что MB-OEM-гитары не стоят своих денег, так как покупатель переплачивает на шильдик известного бренда, хотя качество MB-OEM и OEM-гитар идентично. Правда это или нет — сказать сложно. В любом случае, каждый сам решает и выбирает инструмент, который ему нравится по звуку и удобству: наплевать на лого Fender на голове грифа и не видите разницы в звуке между MB-OEM и OEM-гитарой от китайской фирмы — берите OEM, нужно хотя бы ощущение причастности к бренду — покупайте MB-OEM.

Стоит ли покупать китайскую гитару?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, все зависит от целей и задач, которые вы ставите перед собой и перед гитарой. В любом случае, все упирается в бюджет.

Если денег совсем мало, а гитару хочется, то посмотреть в сторону китайцев однозначно стоит, благо ассортимент невероятно велик. Только покупать такую гитару все равно лучше в отечественных магазинах, а не напрямую с Али — велик риск того, что продавец пустить вам пыль в глаза и пришлет уж совсем что-то невнятное (казалось бы, куда уже хуже). Разница в цене между покупкой китайца здесь и напрямую с Али будет не так велика (не забываем про стоимость доставки и пересылки почтой).

При этом китайские гитары скоро точно станут намного лучше по своему качеству, хотя точных сроков, когда это произойдет не может назвать никто. Если гитара нужна срочно, вы не суперигрок и покупаете инструмент на один раз — берите китайца, будет потом стоять в комнате как красивое дополнение интерьера. Если же гитара нужна, но покупать откровенную дрянь не хочется, то лучше подкопить денег и посмотреть в сторону подержанных японцев.


По материалам: Jablog, Harmony Central, China Guitar Sceptic, I Really Like Guitars, Guitar Adventures

Exit mobile version