Все то время, что существовали Led Zeppelin, они славились своими громоподобными барабанами, за что стоит сказать отдельное спасибо Джону Бонэму. Джон наплевал на популярные тренды 1970-х годов среди барабанщиков, и пошел против течения.
В 1970-е годы в среде барабанщиков популярным явлением было снятие нижнего пластика с томов и бас-бочки, а также применение изоленты к педали бочки. Джон Бонэм не пошел на поводу у моды и использовал полный комплект пластиков на всех барабанах.
Звучание Бонэма отсылает нас к барабанщикам биг-бендов 1920-х годов. Во многом, его ударная установка была скопирована с той, что пользовался Бадди Рич, включая высокое звучание бас-бочки, а также наличие двух напольных и одного обычного томов. Позднее Бонэм возьмет за основу установку Кармина Апписа — одного из немногих почитаемых Джоном барабанщиков. Первая встреча двух барабанщиков состоялась в 1968 году во время первого американского тура Led Zeppelin.
Звучание барабанов Джона Бонэма всегда шло от его манеры игры, а не от конкретных настроек установки.
Барабаны
Кармин Аппис использовал две 26 дюймовые бас-бочки, а на напольный том устанавливал 22 дюймовый пластик, изначально предназначавшийся для бас-барабана. Сама же установка была изготовлена из клена. Компания Ludwig, производящая ударные установки и аксессуары к ним, снабдила Бонэма подобными барабанами, но количество бас-бочек было сокращено до одной ввиду стилистики игры музыканта. С начала 1970-х годов Бонэм играл на барабанах Glitter Green Ludwig, состоявших из 26 дюймовой бас-бочки, 14 дюймового подвесного тома и двух напольных томов — 16 и 18 дюймов.
До конца 1970-х годов данная установка оставалась стандартным инструментом Бонэма. К этому времени у него появилось еще две ударные установки: Sparkle Silver и Stainless Steel. Помимо цвета, эти комплекты барабанов отличались увеличенным до 15 дюймов подвесным томом.
Что же касается малого барабана, то Джон всегда использовал барабан 14×61/2 Supraphonic 402 ‘Ludalloy’, даже когда в течение 1973 года играл на установке Amber Visalite.
Тарелки
Музыкант отдавал предпочтение тарелкам фирмы Paiste на протяжении всей музыкальной карьеры. Изначально Бонэм использовал комплект Big Beats, который позже сменил на похожий набор 2002s. В любом случае, размеры тарелок всегда были большими — Бонзо, как прозвали музыканта, использовал 24 дюймовый райд и 15 дюймовый хай-хэт серии Sound Edge. Однако, крэши были меньше и, если позволите, быстрее — 16 и 18 дюймов. Иногда Джон дополнял свою установку еще двумя крэшами — вторым 18 дюймовым и отдельным 20 дюймовым.
Помимо этого, бессменный барабанщик Led Zeppelin имел в своем инвентаре гонг, вешавшийся за спиной, и набор перкуссионных инструментов — конги, коубелл (колотушка), а позднее к ним добавились и две литавры — большая и малая.
Ударная установка Джона Бонэма
A. Бас-бочка 26×14 дюймов
B. Подвесной том 14×12 дюймов (или 15×12)
C. Напольный том 16×16 дюймов
D. Напольный том 18×16 дюймов
E. Малый барабан 14×61/2 дюйма Supraphonic 402. На барабан устанавливался пластик Ludwig Silver Dot или Remo CS (с черным центром) или же Remo Emperor (двухслойный).
- 15 дюймовый хай-хэт Sound Edge из серий Big Beat или 2002
- 24 дюймовый райд
- 16 дюймовый крэш
- 18 дюймовый крэш, иногда дополняемый крэшами диамтером 20 и 22 дюйма
Помимо этого, Джон Бонэм использовал педаль бас-бочки Ludwig Speed King, педаль хай-хэта и стул фирмы Rogers, 36 или 38 дюймовый гонг от Paiste, пару литавр Ludwig Universal, коубелл, палочки Ludwig 2A и микрофоны Shure.
Легендарная мощь
Конечно, техническое оснащение — половина дела. Игра Джона Бонэма отличалась невероятной мощью в извлечении звуков, а многие и вовсе называли ее громоподобной. Личный техник музыканта Мик Хэнтон вспоминал: «У нас был специальный постамент для установки Джона, в котором мы просверлили отверстия для ножек напольных томов. Пришлось даже проделать специальные выемки под саму установку и педаль хай-хэта, чтобы установка не уезжала во время игры. Ребята из Ludwig сделали специальные отверстия в корпусе бас-бочки, благодаря чему я смог прикрепить всю установку к постаменту.
Джон пользовался педалью хай-хэта Rogers и педалью бас-бочки Ludwig Speed King с деревянной колотушкой. На каждый тур Ludwig присылала комплект палочек 2A, в среднем в комплекте было около 144 пар палочек. Что касается пластиков, то Джон предпочитал Remo CS.
Неизменным элементом установки всегда оставался малый барабан размером 14×61/2 дюйма, который устанавливался на держатель Gretsch 42. У пластиков бас-бочки не было демпфера и всех этих новомодных вещиц, мы обходились пластырем Dr Scholl.
Самое классное заключалось в том, что Джон самостоятельно настраивал все, что связано с малым барабаном, а мне оставалось только закончить начатое. Мы с Джоном предпочитали натягивать нижние пластики барабанов плотнее, тогда как верхние, наоборот, ослаблять. В любом случае, звучание барабанов Джона всегда шло от его манеры игры, а не от конкретных настроек установки. Я здесь совершенно ни при чем».