История Fender: ранние годы

История Fender

В память о Лео Фендере, скончавшемся 25 лет назад, Same Sound вспоминает основные вехи истории компании Fender. С чего началась знаменитая гитарная фирма, изменившая мир музыки?

Когда Лео Фендер со своими коллегами выпустил первую цельнокорпусную электрогитару марки Fender в 1950 году, все говорили, что он сумасшедший. Усилители компании к тому моменту уже имели хорошую репутацию среди музыкантов, а вот выпуск первого полноценного цельнокорпусного инструмента был встречен с некоторым удивлением.

Любой гитарист тех времен знал, что корпус электрогитары (как и обычной гитары) должен быть полым внутри. Это было вполне очевидно: такая конструкция была легкой, а вырезы на топе корпуса позволяли звуку «выходить» наружу.

В то же самое время любой производитель знал, что для создания гитары требуются мастерство, талант, упорство и много внимания. И это тоже было очевидно, ведь необходимо сделать идеальные изгибы деревянного корпуса, вырезать или отпечатать верхнюю и нижнюю деку, с предельной долей аккуратности сконструировать специальный бокс, преобразовывавший сыгранное гитаристом в прекрасные звуки.

Gibson ES-175

Примерно с 1930-х годов производством электрогитар занялись все основные игроки рынка: Rickenbacker, National, Gibson, Epiphone. В те времена это были гитары, которые сейчас мы называем арктопами, то есть инструменты с полым корпусом, в который встраивались звукосниматели и различные элементы управления электроникой. Несмотря на своего рода технический прорыв, такие инструменты мало интересовали гитаристов, пока Gibson не выпустила знаменитую модель ES-175, ставшую настоящим стандартом в мире электрогитар тех времен.

Как бы то ни было, Лео Фендер старался смотреть на вещи несколько шире. По факту, молодой Фендер твердо решил сделать цельнокорпусную электрогитару, где в конструкции не будет места полостям, а по своим характеристикам она не будет ничем уступать арктопам. Намерения Фендера заслуживали похвалы, но были далеко не новы: как минимум трое из крупнейших производителей гитар того времени пробовали свои силы в создании цельнокорпусных инструментов.

В 1935 году Rickenbacker запустила в продажу практически цельнокорпусный инструмент, сделанный из бакелита. Гитара с треском провалилась на рынке из-за своих малых размеров, странного выбора материалов и ужасного внешнего вида. Около 1940 года знаменитый гитарист Лес Пол самостоятельно сконструировал три цельнокорпусные электрогитары с вклеенным грифом, которые стали продаваться под маркой Gibson Les Paul. Но и здесь эксперименты Лес Пола и фирмы Gibson не увенчались коммерческим успехом: путь к вершине славы для гитар Les Paul был сложным и тернистым, а любовь гитаристов пришла к ним много позже. А в 1948 году, примерно в 15 милях от штаб-квартиры Fender в калифорнийском Фуллертоне, Пол Бигсби создал собственную электрогитару с вклеенным грифом и специальным бриджем по заказу гитариста Мерла Трэвиса.

Первая гитара Fender

Несмотря на активные разработки различных производителей, отношение гитаристов к такого рода гитарам было крайне недоверчивым. Консервативные музыканты считали цельнокорпусные инструменты чем-то «надуманным», а их достоинства сомнительными. Новая цельнокорпусная гитара Лео Фендера, получившая сначала название Esquire, затем Broadcaster и, в конце концов, Telecaster, была, в отличие от экспериментов других производителей, сразу же нацелена на достижение коммерческого успеха.

Собственное видение и набор команды

Лео Фендер начал свою карьеру в 1930-х годах на должности бухгалтера. На службу в войсках, когда началась Вторая Мировая война, Лео не взяли — Фендер потерял один глаз в детстве после болезни. Пока шла война, молодой человек продолжал заниматься бухгалтерией в радиомагазине.

Док Кауффман

По окончанию войны Лео основал небольшую компанию K&F, где вместе со своим другом-гитаристом Доком Кауфманном производил гитарные усилители и лэп-стил гитары. K&F просуществовала недолго, а в 1946 году Фендер зарегистрировал другую компанию — Fender Manufacturing, где продолжил заниматься производством гитар и усилителей уже под собственным именем. Скромные производственные мощности компании переехали в калифорнийский городок Фуллертон, а на головах грифов гитар стал красоваться логотип Fender, знакомый каждому современному гитаристу.

Док Кауфманн решил не продолжать партнерство с Фендером, так как, по собственным воспоминаниям и утверждениям, был сыт по горло упертостью, целеустремленностью и трудоголизмом Лео. Кауфманн характеризовал Фендера как интроверта и трудоголика, который счастлив только наедине с собой или во время работы над очередным проектом.

Откровенно говоря, Лео, по собственным словам, был единственным человеком, который мог сделать все правильно в производстве. Самое интересное заключалось в том, что Фендер никогда не был музыкантом: Лео брал несколько уроков фортепиано, пробовал заниматься на саксофоне и никогда не учился игре на гитаре.

Тем не менее он думал, что если и есть какой-то хороший продукт на рынке, то он может сделать его лучше и дешевле, а значит и получить с этого прибыль. Несмотря на будущие феноменальные успехи компании, в начале своего пути Fender Manufacturing была крайне близка к провалу. От неминуемого краха гитарного производителя спасла уверенность самого Лео Фендера, а также удачное окружение из единомышленников, которые помогли преодолеть все проблемы.

Одним из важнейших слагаемых успеха стало партнерство Фендера с Доном Рэнделлом, который взял на себя все вопросы, связанные с продажами. В 1948 году к компании присоединился Джордж Фуллертон, которого коллеги часто называли «преданная рабочая лошадка Лео».

Эстер Фендер, жена Лео Фендера

Отдельного упоминания заслуживает и жена Фендера. В начале своего пути отсутствие денег было частой проблемой для компании. Эстер Фендер, жена Лео, отдавала часть своих денег, полученных в телефонной компании, где она работала, компании мужа. Временами ситуация доходила до того, что у Fender попросту не было средств для оплаты собственных счетов, особенно если работодатель Эстер задерживал выплаты заплаты.

В 1954 году к компании присоединился Форрест Уайт, который взял на себя руководство фабрикой Fender. Уайт реорганизовал важнейшую часть бизнеса так, что она стала эффективной производственной базой для молодой компании. А в 1957 году в компанию пришел Боб Перин из агенства Perine-Jacoby, активно занявшийся рекламой гитарного производителя. Именно Перин придумал первые слоганы Fender — «You won’t part with yours either…» («Вы не станете расставаться со своим…»).

Музыка в массы

Компания потихоньку встала на ноги, а организация работы на фабрике в Фуллертоне позволила работать в удовольствие. Фабрика была оснащена всем необходимым для производства гитар, включая собственные автомобили, за которые отвечал Хит Робинсон. Fender могла полностью обеспечить себя всем необходимым для полного производственного цикла одного инструмента.

На фабрике имелись прессы для производства металлических частей гитары и элементов финальной отделки. Одни работники занимались прикручиванием пикгардов, бриджей и колков, другие — паяли и «дружили» электронику инструмента. Одни занимались заключительным нанесением лака на инструмент, в то время как другие при помощи пульверизаторов красили корпуса. Наконец, был и цех тестирования инструментов, где каждая новая гитара получала собственный комплект струн и проверялась на усилителях.

Слева направо: Dakota Red, Inca Silver, Lake Placid Blue, Surf Green

Большинство гитар Fender начала 1950-х годов производились в стандартных цветах: блонд для Telecaster, Esquire и Precision, санберст для Stratocaster. В 1956 году среди дополнительных услуг появилась опция самостоятельного выбора цвета инструмента. В течение следующего года в каталогах Fender стали появляться гитары в цветовых решения DuPont с пометкой ‘Custom’, что сохранилось до наших времен. Лео Фендер решил использовать для своих инструментов цвета, подобные тем, что использовались для покраски автомобилей 1940-1950-х годов, а музыканты получили возможность увидеть и заказать гитары в таких расцветках, как Dakota Red, Lake Placid Blue, Inca Silver, Surf Green и так далее. Несмотря на это, обилие разных цветов в течение долгого времени не пользовалось большой популярностью среди гитаристов.

Слева направо: Duo-Sonic, Esquire, Jaguar, Musicmaster, Jazzmaster

В новое десятилетие Fender вошла в приподнятом расположении духа. Дела шли в гору, а в июле 1962 года линейка гитар пополнилась девятью новыми моделями электрогитар (Duo-Sonic, Esquire, Esquire Custom, Jaguar, Jazzmaster, Musicmaster, Stratocaster, Telecaster, Telecaster Custom) и тремя моделями бас-гитар (Precision Bass, Jazz Bass и VI). Был расширен модельный ряд усилителей, куда добавилось 13 новых устройств. Список инструментов производства Fender также дополнили пятью стил-гитарами и двумя моделями педал-стил инструментов.

К середине 1960-х годов компания Лео Фендера стала серьезным игроком на рынке, заслужив любовь музыкантов и гитаристов. Цельнокорпусные инструменты уже не казались чем-то странным и бесполезным, постепенно замещая собой гитары с полым корпусом. Новый 1965 год Fender встретила с отличными финансовыми показателями. Тогда же сюрприз всем поклонникам бренда преподнес и сам Лео Фендер — он продал компанию, стоившую ему стольких усилий…

Exit mobile version