Гитары Джо Бонамассы: инструменты Fender и Gibson в коллекции гитариста

Коллекция гитариста: винтажные гитары Джо Бонамассы и редкие гитарные усилители от Fender и Gibson с комментариями самого музыканта.

Оборудование и гитары Джо Бонамассы

В марте 2016 года Джо Бонамасса встретился с журналистами издания MusicRadar и рассказал о собственной коллекции гитар и усилителей. Известный музыкант предоставил фотографии инструментов и поведал историю их появления.

SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод рассказа известного гитариста.


Бонамасса не ограничивает себя какой-то одной маркой/моделью гитар, предпочитая использовать те инструменты, которые подходят под решение конкретных задач. Такой подход постепенно привел к образованию богатой коллекции электрогитар и гитарных аксессуаров, переплюнуть которую сможет далеко не каждый владелец магазина винтажных инструментов.

Техническое оснащение Джо Бонамассы во время тура 2010 года.

Тем не менее, избирательность, техническая осведомленность и оснащенность Джо достойна похвалы: для достижения правильного звука гитарист выбирает только лучшие и самые достойные музыкальные инструменты.

1950 Fender Broadcaster (s/n 0280)

«До того, как выпустить на модели Telecaster и Nocaster, Fender выпускала гитары Broadcaster», — рассказывает Бонамасса. — «Эти гитары отличаются от привычных Telecaster: к примеру, у Broadcaster вместо регулятора Tone находится регулятор Blend, отвечающий за степень смешения сигнала с двух звукоснимателей. Blend пропал с инструментов Fender около 1952 года. Плюс ко всему, гитара усыпана винтами с плоской шляпкой: на них крепятся все элементы.»

1956 Fender Stratocaster Blonde (s/n 12739)

Бонамасса отмечает, что гриф ясеневого Fender Stratocaster Blonde — один из лучших грифов, которые он встречал на инструментах этого модельного ряда. Джо купил гитару в Нэшвилле, штат Массачусетс, около 2012 года. Гитара участвовала в записи песен «I Gave Up Everything for You» и «‘Cept The Blues».

По воспоминаниям гитариста, владелец магазина продал инструмент с минимальной наценкой, хотя сам приобрел гитару в 1970-х годах за $100 000. В комплекте с гитарой нашлась оригинальная квитанция о продаже инструмента, датированная 1956 годом и несколько фотографий гитары, сделанных первым владельцем после покупки.

1955 Fender Stratocaster Howard Reed Black (s/n 10041)

Этот инструмент гитарист купил в 2014 году у Билла Блэкберна. До того, как оказаться в коллекции блюзмена, Stratocaster в течение 15 лет хранился в Зале славы рок-н-ролла в Кливленде, штат Огайо. Инструмент 1955 года в среде гитарных коллекционеров считается одним из первых черных Fender Stratocaster, созданных американским производителем.

«Когда я был ребенком, на стене моей комнаты висел плакат с этой гитарой», — говорит Джо. — «В апреле 1988 года Fender Stratocaster Howard Reed Black получил премию „Выбор коллекционеров“ от журнала Guitar World. После этого инструмент появился во многих книгах, фотоальбомах и брошюрах».

1952 Fender Telecaster ex Terry Reid (s/n 2581)

Изначально Telecaster принадлежал Терри Риду, участвовавшему в последнем туре «Cream». Рид вспоминал, что купил электрогитару в 1968 году, а к середине тура установил в нэковой позиции звукосниматель Gibson PAF. В коллекции Бонамассы Fender Telecaster 1952 года появился в 2015 году.

«Терри Рид — мой хороший друг и настоящая легенда рок-музыки», — делится Бонамасса. — «Многие величайшие записи 1960-1970-х годов в стиле кантри, рока и фолк-рока записаны при его непосредственном участии».

1960 Fender Telecaster: the Steve Cropper-caster (s/n 45935)

«В мире электрогитары существует понятие „Page-caster“ — инструменты Fender Stratocaster Джимми Пейджа. Мне же всегда хотелось пополнить коллекцию хотя бы одним Cropper-caster, названных по имени известного гитариста Стива Кроппера.

Такой инструмент не найти в продаже. Этот Кроппер-кастер в идеальном косметическом и техническом состоянии. Представляете, инструмент остался неизменным с 1960 года: достаточно включить его в усилитель, и можно убить наповал слушателя саундом этой гитары. Я не буду ничего менять в ней. Кто я такой, чтобы переделывать историю Fender?».

1963 Fender Stratocaster Blonde (s/n L14080)

Коллекция гитар Джо Бонамассы насчитывает пять разновидностей Fender Stratocaster Blonde: один инструмент 1956 года выпуска, два — 1957 года и два 1963 года. По признанию музыканта, эта гитара — лучший палисандровый Stratocaster из всех, что он видел.

«Я купил его спустя два дня после покупки другого Blonde 1963 года. Предыдущий владелец продавал гитару, чтобы помочь сыну с покупкой дома. Я узнал об этом совершенно случайно», — говорит Бонамасса. — «Эта гитара не требует доработок, ее никогда не разбирали и не переделывали. Бывший владелец сохранил инструмент в первозданном виде, и я надеюсь, что таким он и останется. Какой смысл менять гриф на винтажной гитаре, если с ним все в порядке? Всем вообще наплевать на гриф!».

1966 Fender Telecaster Tuxedo (s/n 204596)

Похожим Telecaster пользовался отец Бонамассы в конце 1970-х, подрабатывая выступлениями на свадьбах. «У отца был точно такой же Fender, только черного цвета. Раньше Telecaster кремового цвета Olympic White с черной окантовкой я видел только в каталогах», — вспоминает гитарист.

Бонамасса купил эту гитару у своего друга Нормана Харриса, владельца магазина винтажных гитар «Norm’s Rare Guitars», откуда началась известность музыканта. Джо не берет эту гитару в туры, играя на ней только дома.

1966 Fender Jazzmaster Sea Foam Green (s/n 238194)

Для того, чтобы купить эту серф-гитару, Бонамассе пришлось работать около пяти лет. Музыкант признается, что инструмент великолепен по звучанию и не имеет косметических дефектов.

1951 Fender Nocaster with a PAF (s/n 1755)

Этот Telecaster всегда сопровождает Бонамассу в турах и на студийных сессиях. В 1970-х гитара подверглась небольшому модифицированию: нэковый сингл заменили на хамбакер PAF от Les Paul Custom 1960-х годов.

«Этот инструмент очень понравился моему другу, гитаристу Киту Нельсону. Мы вместе ездили слушать его, и если бы тем же вечером я не решил посмотреть гитару еще разок, то Кит стал бы счастливым обладателем этого Telecaster,» — вспоминает историю появления Fender Telecaster 1951 года в своей коллекции Джо. — «Если говорить о звуке, то этот Fender отличается идеальным „ревом“, напрочь убивая все мои Les Paul вместе взятые. Я горжусь, что он в моей коллекции».

1963 Fender Stratocaster Sunburst (s/n L01310)

Этот Stratocaster Джо купил в 1993 году на осеннем гитарном шоу Philly за $4 200. Бонамасса отдал все накопленные средства. «Гитара стояла в отличном состоянии, но я был молод — мне было все равно на то, в каком она виде. Просто представьте, что вы находитесь на месте молодого парня, который только что заключил удачный контракт со звукозаписывающей компанией, чтобы понять степень моего безрассудства в то время», — делится Джо.

В 1998 году финансовое состояние гитариста резко ухудшилось — Джо находился на грани банкротства и продавал коллекцию инструментов. Несмотря на бедственное положение, Бонамасса не стал продавать инструмент. В 2006 году, когда финансы Джо вновь оставляли желать лучшего, ему предложили более $30 000 за этот Stratocaster, но гитарист оставался непоколебим.

Бонамасса считает этот инструмент своим ангелом-хранителем, а в общей сложности Stratocaster поучаствовал в записи 15 альбомов музыканта.

1960 Fender Esquire Custom (s/n 49887)

Джо считает этот кастомовый Esquire одним из лучших инструментов Fender в своей коллекции, отмечая простоту и универсальность. «Когда мне нужно напоминание о простоте музыки — я играю на Esquire», — говорит Бонамасса.

1958 Gibson Flying V (s/n 8-2857) ‘Amos’

29 мая 1958 года компания Gibson доставила этот Flying V в магазин Амоса Артура в Индианаполисе. В архивах и интернет-источниках найдется множество фотографий, датированных 1958 годом, на которых Амос позирует с этим инструментом. Редкий экземпляр Flying V с черным пикгардом и белой панелью вокруг входа для подключения кабеля.

«Я купил ее в магазине Нормана Харриса несколько лет назад. Норман хранил гитару порядка 40 лет, но не решался ее продавать. Пообщавшись с ним, Норм сказал, что доверит этот Flying V только мне. С точки зрения истории, эта гитара — самая важная в моей коллекции. Очень крутой инструмент, обладанием которым я поистине горжусь», — признается Бонамасса.

1959 Gibson Les Paul Standard (s/n 9-1951) ‘Principal Skinner’

Бонамасса берет этот Les Paul с собой на все выступления и сессии звукозаписи, называя его великолепной гитарой, которой он пользуется ежедневно.

1959 Gibson Les Paul Standard (s/n 9-1953) ‘Carmelita’

«Об этом Les Paul я узнал от одного парня, занимавшегося продажей винтажных гитар. В 2008 году мир постиг экономический кризис, а бизнес парня обанкротился. Ему пришлось распродать коллекцию своих инструментов за бесценок, а эта гитара оказалась одной из последних оставшихся в наличии в магазине», — вспоминает Бонамасса. — «Он рассказывал, что „Кармелита“ долгое время провела на Гавайях, затем попала к коллекционеру Тому Уиттроку из Спрингфилда, а после этого оказалась у того парня, чей магазин потерпел неудачу».

Бонамасса отмечает, что верхние частоты этого Les Paul острые, как когти тигра, а предыдущим названием гитары было «The Claw».

1960 Gibson Les Paul Standard (s/n 0-7453) aka ‘The Runt’

Этот инструмент Бонамасса приобрел в Германии в магазине Детлефа Алдера «Guitar Pointy». Джо говорит, что Детлеф — один из самых добрых и честных людей, которых он когда-либо встречал.

На первую встречу с Бонамассой Детлеф привез три разных Les Paul в цвете Sunburst, надеясь по окончании встречи с двумя гитарами. Конечно, количественные ожидания владельца магазина оправдались, правда, Джо купил Les Paul, который Детлеф не рассчитывал продать.

«За этой серией инструментов в США выстраивались настоящие очереди. Люди были готовы тратить все накопления, предвкушая будущую выгоду от перепродажи», — рассказывает историю этих Les Paul Бонамасса. — «Другими словами, когда эти гитары вышли на рынок, все торговцы „распушили перья“».

Детлеф рассказывал, что люди отговаривали его от покупки Gibson Les Paul Standard. Когда попытка оказалась неудачной, другие покупатели попытались очернить Детлефа в глазах Gibson, чтобы таким образом компания не стала продавать гитару владельцу «Guitar Pointy».

Бонамасса считает этот Les Paul одним из самых крутых инструментов в своей коллекции. После того, как Детлеф продал инструмент одному из постоянных посетителей магазина, гитара «переехала» в Южную Африку, где находилась до 2010 года. В середине 2010 года предыдущий владелец решил продать гитару и отправил ее Детлефу, после чего она оказалась в руках Джо, став его самым любимым Gibson Les Paul.

1960 Gibson Les Paul Standard (s/n 0-0162) ‘Blackburst’

«Я считаю этот Les Paul — самым ценным экземпляром моей коллекции», — говорит Джо. — «Модель Standard 1960 года выпуска в стандартном черном цвете. Фактически, это один из первых Gibson Les Paul Custom, заказчик которого передумывал переплачивать за другой цвет. Под черной краской можно проследить оригинальную расцветку Sunburst. У меня есть квитанция первой продажи и график расчетов платежей, датируемые январем 1960 года. Это очень редкий и дорогой инструмент, чьей мощи я даже побаиваюсь».

1959 Gibson ES-345 Blonde (s/n A32732)

«Знаете, я не понимаю, в чем причина востребованности ES-345 в наше время, как не могу понять, почему гитары Gibson в натуральном цвете дороже обычных окрашенных инструментов», — признается Бонамасса.

На корпусе инструмента нет следов краски — Gibson ES-345 Blonde сохранил натуральный цвет под небольшим слоем лака. Звучание гитары Бонамасса называет кристально чистым и ясным.

1961 Gibson ES-335 (s/n 10069)

В основу именной модели ES-335 Джо Бонамассы лег этот инструмент, приобретенный гитаристом в 2011 году. Джо использовал эту гитару на многих концертах и записях, включая вышедший в 2015 году DVD «Muddy Wolf (At Red Rocks)».

1954 Gibson Les Paul Standard Goldtop (s/n 4-1728)

Этим инструментом Джо пользовался во время тура «The Three Kings of Blues», проводящийся в память о трех Королях Блюза — Би Би Кинга, Альберта Кинга и Фредди Кинга. Бонамасса отмечает, что несмотря на почтенный возраст гитары (более 70 лет), ее техническое состояние идеально: ничего не разваливается, не шатается, не скрипит и не кряхтит.

1962 Gibson SG Special (s/n 44208)

Бонамасса купил этот SG в ломбарде города Форт-Уэйн, штат Индиана. Джо считает звучание SG Standard несбалансированным и всегда продавал SG, появлявшиеся в его коллекции. Так происходило до тех пор, пока в его руки не попал этот SG 1962 года, чье звучание Бонамасса считает великолепным.

1952 ES-5N (s/n A-9708)

В коллекции гитар Джо Бонамассы три модели Gibson ES-5, но именно этот инструмент музыкант называет одним из любимых. Тонкий корпус, идентичный корпусам ES-350, и три звукоснимателя P-90. Самое интересное, что этот ES-5N раньше принадлежал Би Би Кингу — на ней король блюза играл в начале карьеры.

1957 Gibson ES-350 (thin body) (s/n A26570)

«Чак Берри — мой герой гитарного мира. Мне все равно на скандалы, окружавшие его личность. Я всегда хотел гитару как у него», — признается Бонамасса.

1952 Gibson Les Paul Standard First Year

Это один из первых серийных Gibson Les Paul, покинувших фабрику Gibson в 1952 году, хотя на гитаре нет серийного номера — первые инструменты получали номера по принципу «как повезет».

Джо отмечает, что звук гитары нельзя назвать идеальным, но с точки зрения коллекционера — это важный элемент коллекции.

1953 Les Paul Custom First Year

После обновления конструкции Les Paul в 1953 году, Gibson начала выпускать обновленные инструменты на заводе в Нэшвилле. Этот инструмент, как и предыдущий, также считается одной из первых серийных гитар Gibson.

1958 EDS-1275 (s/n 8-6725) code-named ‘Electric Double Spanish’

Редкий двухгрифовый инструмент с корпусом из ели и в цвете Sunburst. Экземпляр из коллекции Бонамассы — одна из двух гитар с 6- и 12-струннами грифами, произведенная Gibson в 1958 году. Подобные гитары производились исключительно под заказ, так как продавцы не желали «впустую» выставлять на витрину такую дорогую и экзотическую гитару — ее попросту никто не купит.

Бонамасса считает, что Gibson стоит продолжить эксперименты с цельнокорпусными гитарами из ели, называя такие инструменты лучшими представителями своей эпохи. EDS-1275 оснащена четырьмя звукоснимателями Gibson PAF, тремя наборами колков Grover и тремоло Bigsby.

«Такие гитары — отличная цель для спекулянтов, торгующих подделками. В США огромное количество продавцов, которые находят редкие гитары, а затем заказывают их дешевые копии в Китае, продавая такие инструменты втридорога», — рассуждает о положении дел на рынке Бонамасса. — «Для любителей винтажных электрогитар (как и для самих инструментов) такие продавцы — величайшая опасность. К счастью, мой инструмент — оригинальный и находится в безопасности».

1969 Grammar Johnny Cash model (s/n 5411)

Самый редкий инструмент в коллекции гитар Джо Бонамассы — подписная модель акустической гитары Джонни Кэша, произведенная в 1969 году. Гитарист признается, что в его коллекции две такие гитары.

1968 National Bobbie Thomas Model (s/n 2-37128)

«Эту гитару я купил у Дика Дикерсона. Это недорогая подписная модель чикагской фирмы National, произведенная для локального гитарного героя», — рассказывает Бонамасса.

1959 Fender High Power Twin

Джо рассказывает, что в его коллекции много усилителей Fender Tweed Clean, но модель High Power Twin отличается чистейшим и ярким звуком. Кстати говоря, в книге Тома Уиллера «Soul of Tone» этот усилитель назван лучшим усилителем за всю историю Fender.

1957 Fender Bandmaster

Звучание этого усилителя можно услышать в песне «Won’t Get Fooled Again», где Бонамасса играл на полуакустическом Gretsch Country Gentleman.

1963 Fender Vibroverb

«В моей коллекции — два оригинальных коричневых усилителя Vibroverb, но тот, что представлен на изображении — лучше звучит. Представьте, что гитара подключен к великолепному гитарному усилителю с невероятной встроенной реверберацией. Вот так и звучит Vibroverb», — делится своими мыслями Бонамасса.

1962 Fender Deluxe Amp

Гитарист рассказывает, что это один из тех усилителей, которым он пользуется ежедневно.

1952 Gibson GA-75

«Я думаю, что это усилитель с самым крутым звуком, о котором никто не слышал», — комментирует изображение Джо.

1959 Gibson GA-83S

«А вот об этом усилителе точно никто не слышал», — продолжает гитарист. — «Gibson производила их между 1950-1960 годами. В этой модели, находящейся в моей коллекции оборудования, нет замененных современных деталей — он точно такой же, как и в день выхода с фабрики».

1958 Fender Super

«Этот усилитель отличает идеальное количество хэдрума — Fender Super может звучать громко, не сваливаясь в перегруз. При этом он идеален для использования в паре с двумя 18-ваттными комбоусилителями от Marshall».

1958 Gibson GA-40 Les Paul Amp

«Редкий усилитель, выпущенный Gibson специально для использования с гитарами Les Paul. Превосходный овердрайв и более низкая цена по сравнению с аналогичными усилителями Fender», — завершает рассказ Джо Бонамасса.

Exit mobile version