Басовые синтезаторы: 4 легендарных инструмента, изменивших музыку

Устройства, сформировавшие современное звучание популярной музыки.

Басовые синтезаторы, легендарные басовые синтезаторы, аналоговые басовые синтезаторы

Басовые синтезаторы способны выдать насыщенный и мощный звук в нижнем регистре в любом музыкальном жанре. Несмотря на множество гибких и производительных инструментов, ряд винтажных синтезаторов остаются стандартом качества в музыкальной индустрии. Они не теряют актуальности и часто становятся сокровенной мечтой многих музыкантов и продюсеров. Из этого материала вы узнаете, какие басовые синтезаторы изменили звучание современной музыки.


Басовые синтезаторы — удивительная вещь. Гибкость настройки и богатые возможности формирования звука позволяют использовать их в ситуациях, когда композиции требуется максимально насыщенный и плотный звук в нижнем регистре.

Несмотря на современное многообразие инструментов, справляющихся с любыми партиями в широком спектре музыкальных жанров, ряд винтажных устройств остаётся настоящим стандартом в вопросах синтеза баса. И хотя эти басовые синтезаторы появились на свет более 40 лет назад, они остаются актуальными и по сей день.

Moog Minimoog

Moog Minimoog

Басовые синтезаторы существовали и до 1970 года, но именно Moog Minimoog сделал эту категорию устройств самостоятельной и важной в музыкальном мире. Монофонический синтезатор Moog Minimoog, выпущенный Робертом Мугом и Дэвидом ван Куверингом в 1970 году, стал основой всего современного синтезированного звука баса.

Музыканты и клавишники быстро оценили устройство. Три слегка нестабильных осциллятора, транзисторный лестничный фильтр (24 дБ/октава) и возможность маршрутизации сигнала через секцию фильтров давали большую свободу управления звуком.

Не последнюю роль сыграла и относительно невысокая стоимость по меркам своего времени — на старте модель оценивалась в $1595. На фоне других электронных инструментов, зачастую стоивших вдвое дороже, Minimoog стал очевидным фаворитом среди покупателей.

Несмотря на то, что синтезатор проектировался как простой в использовании инструмент для создания эффектов и лид-звуков, музыканты распробовали Minimoog именно как мощный источник низкочистотных сигналов. Компактный синтезатор закрывал любые басовые вопросы, генерируя мощные, насыщенные и пробивные звуки.

Увидев популярность Minimoog в роли басиста, Роберт Муг разработал отдельный басовый синтезатор Moog Taurus. И хотя «Таурус» также ждал успех, превзойти популярность Minimoog он так и не смог.

Как получить звук Moog Minimoog?

Minimoog — один из самых популярных синтезаторов для эмуляции, новые виртуальные версии которого выходят чуть ли не каждый день. Популярность инструмента не идёт ему на руку: для поиска качественной эмуляции придётся перебрать не один вариант.

Среди самых качественных платных виртуальных копий Minimoog можно выделить:

Среди бесплатных вариантов ближе всего к оригиналу подбираются:

Примеры использования Moog Minimoog в популярной музыке

Гари Райт активно использовал синтезатор при записи альбома 1975 года «The Dream Weaver».

Услышать связку из трёх Minimoog, исполняющих основной басовый рифф, можно в композиции Parliament «Flashlight», вышедшей в 1978 году. Два синтезатора в связке с секвенсором Oberheim DSX использовал Дэвид Фрэнк при записи альбома Фила Коллинза «Sussudio», вышедшего в 1985 году.

Уже упомянутый Moog Taurus, созданный на основе Minimoog, активно использовался прог-рок музыкантами — послушайте творчество Rush и Genesis 1970-1980-х годов.

Roland SH-101

Roland SH-101

Монофонический Roland SH-101 появился во времена, когда рынком электронных музыкальных инструментов правили программируемые и полифонические синтезаторы. Несмотря на изменившиеся предпочтения музыкантов, с 1982 по 1984 годы Roland продала более 50 000 устройств. Не последнюю роль в этом сыграла стоимость — монофонический японец оценивался производителем в $350.

Как и в случае с Minimoog, SH-101 проектировался для лид-сигналов, но популярность снискал за счёт генерации плотного и сочного баса. Модель оснащалась одним осциллятором и одним суб-осциллятором, предлагавших три формы звуковой волны — пилообразную, пульсообразную и шумовую.

Гибкая смена форма волны стала одной из ключевых особенностей синтезатора. С помощью небольшого микшера музыкант мог объединить все три формы между собой в любых пропорциях, что приводило к появлению уникальных сигналов.

Более того, выведение всех трёх форм до единой громкости создавало четвёртую, комплесную звуковую волну. Объединённая волна проходила через резонансный фильтр, могла быть модулирована и дополнительно настроена через ADSR-огибающую.

Другой важной особенностью инструмента стал простой в использовании секвенсор. Секвенсор позволял свободно транспонировать паттерны и секвенции, а также отправлять звуки на низкочастотный осциллятор. Последнее приводило к образованию поистине мощных басовых сигналов.

Как получить звук Roland SH-101?

Воспользоваться виртуальной версией Roland SH-101 проще, чем кажется: несколько лет назад японская компания создала точную копию синтезатора в рамках серии софтовых инструментов Synth Legends.

Среди платных эмуляций Roland SH-101 от сторонних разработчиков стоит выделить:

Тем, кто стеснён в средствах, отчаиваться не стоит: на рынке существует бесплатный Togu Audio Line TAL-Bassline, способный закрыть все потребности музыканта в эмуляции SH-101.

Примеры использования Roland SH-101 в популярной музыке

Несмотря на успех, след SH-101 в мировой музыке не так заметен, как хотелось бы. Всему виной развитие клавишных цифровых рабочих станций, ставших к середине 1980-х годов основным студийным инструментов многих музыкантов.

Тем не менее среди примеров использования синтезатора стоит выделить творчество The Prodigy, A Guy Called Gerald, а также Xeno & Oaklander.

Sequential Circuits Pro One

Sequential Circuits Pro One

Sequential Circuits Дэйва Смита известна программируемым синтезатором Prophet-5, вышедшем в 1978 году. Несмотря на стоимость в районе $4000, полифонический инструмент быстро обрёл популярность в музыкальных кругах. Спустя три года компания выпустила монофоническую версию синтезатора, получившую название Sequential Circuits Pro One.

Как и Prophet-5, Pro One оснащался двумя осцилляторами и резонансным низкочастотным фильтром (24 дБ) на популярном в то время чипе Curtis. Звучание осцилляторов радовало мощными и чистыми низкими частотами и особенно ярким верхом. Последнее позволяло Pro One пробиваться даже через самые плотные миксы.

Гибкие настройки модуляции и маршрутизации вместе с отдельными генераторами ADSR-огибающей для VCA-усилителей и фильтра значительно расширяли возможности инструмента по генерации интересных и запоминающихся басовых патчей. Ну, а наличие секвенсора и апреджиатора делали синтезатор удобным инструментом как на сцене, так и в студии.

Как получить звук Sequential Circuits Pro One?

Самая достоверная копия Sequential Circuits Pro One получилась у разработчиков из u-he — виртуальный u-he Repro (149 €) является довольно-таки точной эмуляцией Pro One. Плагин предлагает аутентичное звучание и полное повторение всех схем оригинального инструмента.

Среди других качественных эмуляций Pro One можно выделить:

Среди бесплатных копий инструмента стоит отметить u-he Repro-Alpha. Плагин представляет собой упрощённую версию Repro без некоторых функций. Так или иначе, но даже в таком урезанном формате Repro-Alpha остаётся одной из лучших копий Pro One.

Примеры использования Sequential Circuits Pro One в популярной музыке

Одним из самых известных пользователей Sequential Circuits Pro One — Винс Кларк из Depeche Mode. Музыкант покинул группу в год выхода синтезатора, но связаны ли эти события между собой — неизвестно.

Тем не менее услышать играющего на Pro One Кларка можно в балладе Yazoo «Only You». В песне синтезатор отвечает не только за басовую линию: с помощью Pro One Кларк также сгенерировал звук кика.

Среди других ярких примеров использования инструмента — композиции Chromeo «Hot Mess» и «Don’t Turn The Lights On», EP «Remission» группы Skinny Puppy. Активное использование Pro One также можно услышать в творчестве Hardfloor, Mouse On Mars, Überzone и The Prodigy.

Roland TB-303 Bass Line

Roland TB-303 Bass Line

Minimoog был единоличным Королём баса вплоть до выхода Roland TB-303. Недорогой японец с ценником в районе $300, пластиковым корпусом и ограниченной звуковой палитрой неожиданно полюбился музыкантам, да так, что стал настоящим стандартом для нескольких поколений музыкантов и продюсеров.

Тем не менее успех к синтезатору пришёл не сразу. Вышедший в 1981 году TB-303 был полон компромиссов: компания отказывалась от всего «лишнего», а ограничения здесь были буквально повсюду — японские инженеры сделали всё, чтобы уложиться в ценник в районе $300.

В не разбирающемся корпусе была установлена плата с одним осциллятором, предлагавшим две формы звуковой волны — прямоугольной и пилообразной. Совмещать волны было нельзя.

Сигнал с осциллятора может было пропустить через низкочастотный фильтр (24 дБ) и генератор ADSR. Последний также накладывал ряд ограничений и не давал свободно управлять всеми компонентами сигнала. Упростить жизнь был призван простейший секвенсор с функцией портаменто (слайдов между нотами).

Ограниченность инструмента убивала низкий ценник и интерес к модели в магазинах. TB-303 заслужил статус дешёвой поделки и провалился на рынке, а Roland быстро свернула выпуск инструмента и забыла о нём.

Однако, как только синтезатор попал на вторичный рынок, он получил культовый статус и стал настоящей легендой среди музыкантов. Ограниченные возможности никого не волновали: инструмент полюбился за широкий диапазон воспроизводимых тембров — по желанию пользователя, TB-303 мог звучать объёмно, мутно, грязно или ярко, но всегда — исключительно мощно.

Как получить звук Roland TB-303 Bass Line?

Простота устройства сделала TB-303 одним из самых популярных инструментов среди разработчиков музыкального программного обеспечения. Эмуляции японского инструмента встречаются почти так же часто, как и копии Moog Minimoog, при этом качество инструментов сильно разнится: на рынке хватает как хороших, так и откровенно бездарных копий синтезатора.

Среди лучших платных эмуляций Roland TB-303 можно выделить:

Помимо этого стоит отметить плагин Propellerhead ReBirth RB-338, являющийся одной из лучших виртуальных версий синтезатора. Плагин вышел в далёком 1998 году эксклюзивно для DAW Reason. Сейчас его разработка прекращена, но при желании пользователи Reason могут запустить инструмент в DAW.

Качественных бесплатных эмуляций TB-303 не так много, как хотелось бы. Среди достойных вариантов:

Примеры использования Roland TB-303 в популярной музыке

TB-303 используется в огромном количестве записей, вышедших в промежутке между 1983-1992 годами. За эти годы синтезатор стал одной из отличительных особенностей эйсид-хауса, хотя применение инструмента и не ограничивается только этим жанром.

В качестве ярких примеров использования японского инструмента можно выделить композицию Orange Juice «Rip It Up» и трек группы Hardfloor «Acperience».


А какие качественные виртуальные басовые синтезаторы, копирующие Roland SH-101, Moog Minimoog, Sequential Circuits Pro One и Roland TB-303, знаете вы? Расскажите в комментариях!

Exit mobile version