В 1980-х, когда компьютеры еще не стали центром студий звукозаписи, особое место в музыкальном мире занимали клавишные рабочие станции (не путать с DAW) — специальные инструменты, которые с легкостью заменяли множество музыкантов в студии. Производители оборудования предоставили композиторам удобные программируемые устройства «Все-в-одном», позволяющие создавать сложные аранжировки с большим количеством различных инструментов при помощи всего лишь одного девайса.
SAMESOUND.RU вспоминает знаменитые клавишные рабочие станции, которые определили звучание музыки в 1980-1990-х годах.
Korg M1
Известные пользователи: Вангелис, Aerosmith, Pet Shop Boys, The KLF, Queen
В 1988 году японская компания Korg выпустила доступную рабочую станцию Korg M1. Устройство не было таким богатым по функционалу, как Fairlight, Synclavier или Roland D-20, но все равно отличалось высоким качеством звука и приятной ценой. Пользователи ценили Korg M1 за простой и удобный в работе секвенсор, а также отличную поддержку со стороны производителя — компания выпускала новые банки звуков в течение почти всех 1990-х, а также исправно добавляла совместимость с более новыми моделями синтезаторов.
Несколько лет назад Korg портировала M1 на iPad и даже выпустила VST-версию рабочей станции, которая показала, что патчи Korg M1 до сих пор звучат отлично.
Roland W-30
Известные пользователи: The Prodigy
Несмотря на высокое качество звука банков Korg M1, Roland не было равных в производстве рабочих станций, полагающихся на сэмплы. Главенство Roland на этом поприще закрепилось после выхода рабочей станции Roland W-30, внутри которой размещался сэмплер Roland S-330 и упрощенная версия секвенсора Roland MC-50 Mk II. Устройство оснащалось 8 аудиовыходами и позволяло композиторам и продюсерам создавать сложные аранжировки с множеством сэмплов, а также применять внешние эффекты для обработки звука.
Roland W-30 позволял повесить на один выход педаль дилэя, отдельно вывести звук ударных и соединить рабочую станцию с с процессором Alesis MIDIverb 3. Те, кому хватило терпения на изучение руководства пользователя, отмечали, что встроенный секвенсор предлагал богатый функционал, мало чем уступающий современным устройствам.
Дополнительно W-30 оснащался SCSI-портом для подключения жестких дисков для хранения сэмплов. Порт поддерживал «горячую» замену: можно было возить с собой несколько дисков с разными наборами сэмплов и переключаться между ними во время концерта — только успевай переставлять диски. Японцы даже продавали внешний SCSI-дисковод — сэмплы можно было хранить на обычных CD-дисках, но сам аксессуар отличался огромными размерами. Тем, кто не мог позволить себе жесткий диск или внешний CD-ROM, Roland W-30 предлагал сохранять созданные сэмплы на дискетах.
Среди самых известных музыкантов, пользовавшихся Roland W-30, стоит выделить несравненных The Prodigy, в творчестве которых W-30 занимал особое место. Поищите аудиодемо на YouTube, чтобы убедиться в этом.
Ensoniq ASR-10/ASR-X
Известные пользователи: Канье Уэст, Бек Хэнсен (Beck), The Neptunes, Rammstein
Ensoniq ASR-10 вышел в середине 1990-х и мог похвастаться огромной библиотекой сэмплов, секвенсором с поддержкой лупов, качественными эффектами и хорошей поддержкой со стороны производителя, постоянно выпускающего новые банки звуков.
Спустя несколько лет после выхода ASR-10, компания выпустила Ensoniq ASR-X — уменьшенную версию рабочей станции ASR-10, в которой клавиши заменили на пэды и увеличили размер барабанных библиотек, создав прародителя всех Akai MPC. ASR-X быстро обрел популярность среди хип-хоп продюсеров, которым приглянулся компактный корпус и возможность подключения внешних драм-машин к ASR-X.
Kurzweil K2000/K2500
Известные пользователи: Depeche Mode, Massive Attack, Frontline Assembly, Лютер Вандросс
В конце 1990-х годов Kurzweil K2000 стал лучшим другом многих композиторов и музыкантов благодаря продвинутому секвенсору и великолепно звучащей библиотеке звуковых патчей, отличающихся реалистичностью (струнные, клавишные, оркестры, а-капелла, басы, духовые). Чуть позже компания выпустила обновленную версию рабочей станции Kurzweil K2500, предложив больше звуков и фэйдеров наравне с увеличенным дисплеем.
Вскоре Kurzweil выпустила обновление KDFX, которое позволило рабочим станциям K2500, K2600 и K2661 использовать до четырех стереоэффектов одновременно, выводя сигнал через четыре стереовыхода массивных девайсов. Сегодня это звучит не так круто, но в конце 1990-х все только и говорили о K2500 с обновлением KDFX, подчеркивая его крутизну титулом Кадиллака от мира рабочих станций.
Access Virus B
Известные пользователи: Nine Inch Nails, Селин Дион, Erasure, Ханс Циммер
Ввиду отсутствия встроенного секвенсора, виртуальный аналоговый синтезатор Access Virus нельзя считать полноценной рабочей станцией. Тем не менее, в конце 1990-х и начале 2000-х Access Virus был синтезатором, о котором мечтали все музыканты. Virus быстро обрел популярность в среде электронных музыкантов, которые взяли его на вооружение и написали огромное количество популярных песен.
Успех синтезатора определили встроенная библиотека пресетов и арпеджиатор, чьи звуки и паттерны до сих пор не потеряли актуальности — многие пресеты все еще слышатся в популярных песнях на радио.