Экспорт и импорт информации между разными DAW

Изучаем варианты переноса музыкальных проектов между разными рабочими станциями.

Процесс переноса информации между разными DAW всегда сопровождается дискомфортом, болью и ненавистью. В принципе, оно и понятно: производители рабочих станций стараются сделать все, чтобы пользователь оставался с их разработкой как можно дольше.

Между тем, обмен информацией между профессиональным программным обеспечением для работы как с аудио, так и видеоматериалом становится все более важным вопросом ввиду активного распространения домашних студий разного уровня оснащенности и профессиональности. Многие музыканты переходят на домашнюю работу в комфортных условиях, отправляя созданный материал при помощи Интернета.

Так или иначе, но каждый сам волен выбирать рабочую станцию и здесь выбор строится именно на собственных предпочтениях. Помнить об этом архиважно. Именно поэтому крайне необходимо иметь полноценное представление о возможностях импорта и экспорта собственного программного обеспечения, в целях минимизации повсеместных трудозатрат на открытие проекта в другой программе.

К счастью, практически все разработчики внедряют функции экспорта и импорта разнообразной информации о проекте посредством использования форматов OMF, AAF, XML и функции экспорта стэмов (Stem Exporting). Давайте посмотрим на то, какие плюсы и минусы может предложить каждый из этих форматов.

OMF

Название OMF происходит от словосочетания Open Media Framework. Фактически, OMF — это встроенный в программные продукты набор функций, обладающий разнообразными возможностями обеспечения совместимости между различными программами. OMF изначально был разработан в стенах небезызвестной компании Avid для обмена информацией между видеоредакторами, но по мере развития формат позволил обмениваться данными и между аудиоредакторами.

Файлы в формате OMF являются набором медиа элементов, информации о редактировании и суммарных данных об использованных эффектах. Одним из преимуществ OMF можно назвать поддержку базовых эффектов и результатов редактирования аудио. Так, например, если в аудиопроекте есть довольно простые обрезки аудио, эффекты Fade In/Fade Out и прочие подобные «радости», вы можете не переживать за перенос подобной информации между разными рабочими станциями.

Конечно, OMF — это далеко не новый и современный формат, который к тому же практически не развивается, а его возможности уступают возможностям преемника в лице AAF. Несмотря на это, до сих пор огромное количество музыкантов и звукоинженеров хранят необходимые данные именно при помощи этого формата.

Как это не парадоксально, наибольшим минусом OMF можно назвать сам процесс импорта и экспорта. Обмен информацией не между разработками Avid может стать небольшим кошмаром для неподготовленного пользователя.

AAF

AAF или Advanced Authoring Format во многом превосходит возможности OMF. Многие современные рабочие станции поддерживают обмен данными при помощи AAF: Logic Pro X, Pro Tools, Final Cut Pro, Adobe Premiere, Adobe Audition, Steinberg Cubase и многие другие.

AAF предлагает более рациональный подход к работе с данными, позволяя более тонко «вытаскивать» структуру оригинального проекта. Преимуществом формата является возможность экспортировать множественные данные между рабочими станциями. К примеру, если у вас барабанный трек, в котором произведены какие-то подрезки или «скрещивания» с другим аудиотреком, при переносе между разными платформами и DAW вся эта информация окажется записанной в AAF-файл. То есть, все изменения файлов успешно подвергаются экспорту и импорту.

Конечно, перенести цепочки эффектов или конкретные плагины не удастся. Тем не менее, скопировать информацию о том, как была «собрана» аудиодорожка (с какими эффектами и настройками основных плагинов и т.д.) вполне себе можно. Это будет удобно в тех случаях, когда вы еще не накопили невероятную коллекцию установленных плагинов: в таком случае перенос проектов и восстановление их работоспособности может стать мучительным занятием.

AAF может стать хорошим подспорьем в вопросе совместной работы над музыкальными проектами в разных DAW. К примеру, если у вас имеется записанная сессия, а ваши друзья по творчеству желают добавить в проект несколько дорожек, то организовать работу разных людей в различающихся рабочих станциях можно при помощи AAF-файла. Экспортируя свой проект, вы можете быть уверены в том, что в какой бы DAW он не был открыт, пользователь по ту сторону экрана увидит правильную структуру и особенности композиции будущего трека. Ну а эффекты (эмуляторы гитары, компрессоры, эквалайзеры и т.д.) всегда можно добавить самостоятельно.

XML

XML-файлы — крайне не однородная вещь. Их структура и особенности восприятия разнятся от программы к программе. Так как формат XML очень вольно подходит к вопросу своей структуры и разметки, разные программы «переваривают» его совершенно разными способами.

Несмотря на это, у XML имеется специальное музыкальное ответвление — формат musicXML, который был спроектирован для передачи музыкальных партитур между различным программным обеспечением, предназначенным для написания, редактирования и печати музыкальной литературы.

Как нам может быть полезен XML? Допустим, вы работаете над видеороликом в Apple Final Cut или Adobe Premiere. В какой-то момент у вас появляется необходимость отредактировать аудиоматериал для будущего ролика. Согласитесь, готовить аудио в отдельном проекте в другой программе (в отрыве от самого ролика) не очень-то и удобно. Благодаря XML у пользователя появляется возможность создавать связку из нескольких программ, обменивающихся необходимой информацией: в случае необходимости, видеоредактор будет «подгружать» своего аудиособрата, а все изменения аудиофайла будут передаваться при помощи XML.

С другой стороны, можно отредактировать аудиофайл в DAW, а затем перейти в видеоредактор, где импортировать XML-файл в новый проект. Таким образом, можно без лишнего труда экспортировать/импортировать таймлайны с настройками громкости, панорамы, а также некоторой информации о внесенных изменения в структуру самого файла (Fade In/Out, подрезка и т.д.). Короче говоря, времени это может сэкономить уйму!

Кстати говоря, если вы используете Logic Pro X и Final Cut Pro X, у вас появляется возможность экспортировать несколько дорожек в один результирующий аудиофайл, сделать экспорт этого файла в XML, после чего проделать обратные действия в Final Cut. Да-да, Final Cut умеет разбирать результирующие аудиофайлы на составные части (дорожки, инструменты) при работе с правильными XML-файлами.

Экспорт стэмов

Практически все современные профессиональные рабочие станции имеют встроенную функцию экспорта стэмов, позволяющую экспортировать все аудиодорожки в виде стэмов. Говоря более простым языком, пользователь может экспортировать каждую дорожку своего проекта со всеми инструментами и эффектами примененными к ней.

Такая функция станет полезна в то время, когда необходимо отправить свой проект на сведение или стэм-мастеринг. Можно быть на 100% уверенным, что получатель будет работать с файлами одного качества и одной длины, которые без труда он сможет импортировать в любую DAW. Как вы понимаете, это автоматически предполагает правильное расположение партий по ходу композиции.

В принципе, стэмы являются самым универсальным вариантом обеспечения совместимости между проектами. Фактически, вы отправляете пачку файлов одной длины (1 файл = 1 дорожке), которые потом можно без проблем импортировать в любой аудио- или видеоредактор.

Вместо заключения

Как видите, каждый из вариантов экспорта и импорта аудио в современных DAW подходит для разных задач.

Подводя итог всему вышесказанному, если вы собираетесь отправить свое творчество на сведение или мастеринг, то воспользуйтесь экспортом стэмов. Если же перед вами стоит задача перенести проекты между разными DAW, то воспользуйтесь AAF или OMF форматами файлов.

Exit mobile version