Польский производитель APS хорошо известен среди звукорежиссёров: компания выпускает профессиональные студийные мониторы с высоким качеством звучания и адекватной стоимостью. Чтобы привлечь массового покупателя, бренд вывел на рынок более доступную модель APS Klasik 2020, предлагающую топовые характеристики и высочайшую производительность по разумной цене.
Мониторинг зарубежных магазинов показывает, что спрос на новинку значительно превышает предложение: подобранные пары Klasik 2020 уходят с полок магазинов практически моментально, а покупатели оставляют исключительно восторженные отзывы. О том, так ли хороша эта модель, как о ней говорят, и стоит ли игра свеч на фоне давно зарекомендовавших себя конкурентов — в нашем обзоре.
Польская компания APS закрепилась на рынке студийных мониторов в роли интересного и перспективного производителя, чьи динамики не уступают продукции популярных компаний. Доверие звукорежиссёров и профессиональных студий бренд заслужил топовыми и производительными устройствами, которые подходят для любых музыкальных задач.
Тем не менее массовый покупатель пока что недостаточно знаком с продукцией бренда. Оно и понятно: с 2006 года APS работали исключительно в верхнем ценовом сегменте, где основным потребителем выступают профессиональные звукорежиссёры, продюсеры и студии звукозаписи. В 2015 году компания представила подобранную пару APS Klasik 2015, которая стала самым доступным предложением в линейке компании и познакомила более широкий круг музыкантов с продукцией APS.
Снижение стоимости не сказалось на звучании. Klasik 2015 предложили качественный звук, присущий более дорогим устройствам, универсальность и адекватную стоимость. Мониторы также показали небольшим студиям, что качественный профессиональный мониторинг может быть доступным.
В 2020 году польская компания двинулась дальше и выпустила обновлённую пару APS Klasik 2020. Динамики сохранили топовую производительность, а заодно предложили работу на более высоких уровнях громкости вкупе с меньшим уровнем шума и искажений. Однако изменений оказалось даже больше, чем кажется на первый взгляд.
В случае с Klasik 2020 правильно говорить не о плановом обновлении в духе «поправили здесь, улучшили там», а о полном переосмыслении оригинальной модели. Объём кабинетов мониторов увеличился на 30%, чт напрямую сказалось на низкочастотных характеристиках модели. Вместе с тем выросла и мощность усилителей, которая теперь составляет 100 Вт на вуфер и 100 Вт на твитер против 75 Вт на вуфер и твитер у Klasik 2015 года.
Новая версия также получила усложнённую конструкцию фазоинверторного порта. На смену традиционному отверстию на задней стенке пришло нестандартное решение с двумя прямоугольными вырезами, как будто бы встроенными в панель управления монитором. По словам производителя, такое решение приводит к более открытому и контролируемому звучанию в низкочастотном диапазоне.
Вместе с тем модель отказалась от популярной цифровой обработки сигнала, использующейся в большинстве современных мониторов, и сохранила аналоговую схему настройки звука. То же коснулось и усиления: вместо популярных усилителей Class D, мониторы всё также полагаются на традиционные усилители Class A/B. При этом технология усиления строится вокруг полевых транзисторов, что приводит к снижению уровня шума и искажений.
В общем, на бумаге Klasik 2020 выглядят довольно интересно и многообещающе. Но так ли хороши эти мониторы на самом деле, и стоят ли они покупки на фоне многочисленных конкурентов, чьи названия давным-давно на слуху?
Технические характеристики APS Klasik 2020 | |
---|---|
Общие сведения | |
Тип | Активные студийные мониторы ближнего поля, подобранная пара |
Тип усиления | Двухстороннее |
Диапазон воспроизводимых частот | от 39 Гц до 25 кГц (±2 дБ) |
Кроссовер-частота | 3,2 кГц |
Максимальное звуковое давление в пределах 1 м | 105,5 дБ (RMS, один монитор) 113,5 дБ (Peak, пара) |
Вуфер и твитер | |
Вуфер | Бумажный с прорезиненным окружением |
Диаметр вуфера | 7 дюймов 18 см |
Твитер | Алюминий, куполообразный |
Диаметр твитера | 0,75 дюймов 1,9 см |
Усиление | |
Усилители | DMOS, Class AB |
Мощность низко/среднечастотного усилителя | 100 Вт (RMS, 8 Ω) |
Мощность высокочастотного усилителя | 100 Вт (RMS, 8 Ω) |
Коэффициент гармонических искажений | 0.005 % (5 В, 1 кГц) 0.1 % (50 Вт, 20 Гц — 20 кГц) |
Максимальное входное напряжение (SPL 96 дБ, в поле 1 м) | 0,775 В (0 дБ) |
Защита усилителей | Защита от перегрузки Защита от перегрева Защита от короткого замыкания |
Управление | |
Общий уровень громкости | −10,5 дБ, −9 дБ, −7,5 дБ, −6 дБ, −4,5 дБ, −3 дБ, −1,5 дБ, 0 дБ |
Уровень высоких частот | −1,5 дБ, 0 дБ, +1,5 дБ |
Уровень низких частот | 1. 0 дБ (активный режим) 2. −2 дБ (пассивный режим) 3. −4 дБ (активный режим) |
Переключатель заземления | Двухрежимный: вкл, выкл |
Переключатель напряжения | 115 В 230 В |
Коммутация | |
Вход 1 | XLR (балансный), 10 Ω |
Вход 2 | RCA (небалансный), 10 Ω |
Индикация | |
Включение монитора | Белая и синяя LED-подсветка логотипа |
Перегрузка низкочастотного усилителя | Красная LED-подсветка логотипа |
Клиппинг | LED-подсветка |
Габариты, вес, комплект поставки | |
Габариты (Д×Ш×В) | 32×21×36 см |
Вес | 12 кг |
Комплект поставки | 2×Студийный монитор 2×Кабель для подключения к электросети Руководство пользователя Гарантийный талон |
Стоимость | |
Рекомендуемая стоимость | 999 € |
Стоимость в России на момент написания обзора | 84 990 рублей |
Где купить | KB Music Studio |
Внешний вид и комплект поставки
APS Klasik 2020 поставляются в большой картонной коробке с логотипом компании. Внутри — пара мониторов, кабели для подключения к электросети, инструкция и гарантийный талон.
Мониторы тяжёлые и крупные: габариты одной колонки составляют 32×21×36 см (Д×Ш×В), вес — около 12 кг.
Кабинет монитора выполнен из MDF тёмного цвета. Дизайн спокойный, без ярких или глянцевых элементов. К сборке претензий нет: элементы кабинета точно подогнаны друг к другу, корпус выглядит монолитным. Выделяется только логотип APS, который светится белым и синим цветом после включения монитора, и красным при перегрузке.
На фронтальной панели расположен алюминиевый твитер, созданный норвежской компанией SEAS, который закрыт металлической защитной сеткой. Твитер имеет форму купола, диаметр составляет 1,9 см. Вуфер, по всей видимости, создан APS, и представляет собой привычный бумажный динамик с прорезиненным окружением для лучшего смещения и предотвращения разрывов.
По информации производителя, корпус динамика выполнен из штампованной стали. Часто такой выбор обусловлен стремлением удешевить производство, однако в случае с Klasik 2020 речи о попытках сэкономить не идёт. APS отмечают, что корпус создан по технологии «Mirror Drive», которая предполагает использование колец демодуляции из алюминия или меди для «оптимальной геометрии полюсов».
Во время работы магниты создают дополнительные поля и вихревые токи, которые модулируют входной сигнал и повышают уровень гармонических искажений. Поля и токи, собранные в кольца демодуляции, подавляются материалами с низкой магнитной проницаемостью и высокой электропроводимостью, что улучшает звуковые характеристики аудиосистемы, хотя и негативно сказывается на конечной стоимости производства.
Верхнюю половину задней панели монитора занимает отверстие фазоинверторного порта. Внешне создаётся впечатление, что монитор оснащается двумя портами, однако детальное изучение показывает, что Klasik 2020 получили одно отверстие, разделённое надвое небольшой полосой корпуса.
Под портом находится блок настроек монитора: ручки управления высокочастотным и низкочастотным фильтрами, громкостью и работой заземления. Ход элементов тугой, что исключает случайное изменение настроек при транспортировке или перестановке мониторов.
Переключатель Tweeter Level управляет высокими частотами. Система работает на стандартном заводском значении (0 дБ), либо в усиленном/ослабленном на 1,5 дБ режиме. В свою очередь ручка Bass изменяет количество низких частот в звуке, позволяя настроить звучание монитора исходя из места установки и особенностей студийного помещения.
Низкочастотный переключатель предлагает три значения:
- Активный заводской режим;
- Пассивный режим для работы с сабвуфером;
- Активный с уменьшенным низкочастотным диапазоном.
Следом за фильтрами высоких и низких частот находится регулятор уровня громкости монитора. Уровень сигнала меняется в диапазоне от −10,5 дБ до 0 дБ с ходом в 1,5 дБ. Значения фиксированные: уровень изменяется строго на одно из заданных значений, промежуточные варианты не предусмотрены.
Рядом с секцией управления располагаются разъёмы для подключения мониторов к звуковому оборудованию. Вариантов коммутации два: балансный XLR и небалансный RCA. Под входами установлен переключатель заземления, но насколько он эффективен неизвестно — в нашей сети нет проблем с фоновыми шумами и наводками.
Нижняя часть задней панели отведена под кнопку включения монитора и регулятор напряжения. С помощью последнего использовать мониторы можно в сетях с напряжением 110-115 В и 220-230 В.
Тестирование APS Klasik 2020
Для измерения характеристик мониторов мы отправились в студию Odyssey Studio в Москве. Замеры производились измерительным микрофоном miniDSP UMIK-2 в программном обеспечении RODE FuzzMeasure Pro.
Первое, что привлекает внимание при тестировании APS Klasik 2020 — достаточно ровная амплитудно-частотная характеристика. В диапазоне от 300 Гц до 20 кГц график удивительно ровный, если не считать небольшого подъёма на 1-1,5 дБ в районе 20 кГц.
Модель продаётся в виде подобранной пары студийных мониторов с согласованностью ±0,25 дБ, поэтому на диаграммах измерения представлены двумя графиками. Заявление о согласованности звучит интересно, но, к сожалению, в большинстве случаев не поддаётся проверке — для настолько точных измерений требуется идеально оформленная тестовая комната и дорогое измерительное оборудование. В нашем тесты удалось выйти на значения согласованности в пределах ±0,4-0,6 дБ. Цифры получились больше заявленных ±0,25 дБ, но все равно убедительные.
Смещение направления измерительного микрофона по вертикальной оси выше и ниже выявило закономерные среднечастотные провалы, варьирующиеся в зависимости от положения микрофона. Провалы типичны для большинства многополосных динамиков и вызваны разницей в длине пути звуковой волны от мониторов до измерительного микрофона.
Разница в длине пути приводит к кратковременному выходу сигналов из фазы в области кроссовера — месте пересечения звуковых волн двух мониторов. В итоге в сигнале появляются деструктивные помехи и провалы, которые видны на графиках. Положение и интенсивность провалов напрямую зависят от частотных характеристик мониторов, расстояния между ними и используемого кроссовер-фильтра.
Провалы становятся особенно заметными в ближнем поле, так как на итоговое звучание сильнее всего влияют отражения от ближайших поверхностей (например, студийного стола, полок, стен и других плоскостей). В среднем и дальнем поле просадки не так заметны — расстояние со временем «выравнивает» сигнал.
Ручка Tweeter Level в положении «+1,5 dB» изменяет уровень высоких частот в пределах от 1,3 дБ до 1,7 дБ. Положение «−1,5 dB» показывает схожие результаты: верх ослабляется в пределах от −1,2 дБ до −1,6 дБ. При активированной фильтрации графики достаточно похожи, если не считать небольших, едва заметных расхождений в области 4,5 кГц и 11 кГц. При детальном рассмотрении кривых можно увидеть небольшие и некритичные различия в характере передачи верха.
Низкочастотный отклик мониторов измерялся микрофоном, установленном на близком расстоянии к кабинету. Замеры производились с открытыми и закрытыми портами.
Как видно из графика, открытие и закрытие порта не сильно влияет на итоговую передачу низа — отклонения не превышают 1 дБ, находясь в диапазоне от −0,3 до −0,7 дБ. Открытие порта изменяет звучание в районе 20-50 Гц, что проявляется в виде небольшого провала в этой области.
Что касается фильтра низких частот, то здесь всё достаточно обычно: регулятор исправно понижает активность низа на −2 дБ и −4 дБ. Ослабление хорошо заметно не только на графиках, но и на слух.
ТЕСТИРОВАНИЕ В СВОЕЙ СТУДИИ
Производитель поощряет тестирование мониторов в собственных студийных условиях. Получить пару APS на тест можно через обращение и согласование с официальным дистрибьютером.
Прослушивание APS Klasik 2020
Первое включение APS Klasik 2020 генерирует неподдельный вау-эффект, вызываемый сочностью, богатством и глубиной звучания динамиков вне зависимости от стиля музыки. Низ — плотный и упругий, середина — ровная и детализированная, верх — чистый, читаемый и яркий настолько, насколько нужно.
Эффект усиливается великолепной работой со стереокартиной — Klasik 2020 точно располагает и разделяет инструменты в стереополе. Каждому источнику отводится место в пространстве микса, которое легко определяется на слух: ты буквально чувствуешь, кто находится левее, а кто правее, и понимаешь, насколько левее и правее звуки расположены относительно друг друга.
В какой-то момент я поймал себя на мысли, что слушаю любимые треки третий час к ряду и кайфую от каждой композиции. В общем, из коробки Klasik 2020 делает главное — приносит удовольствие как от простого прослушивания, так и от работы с миксами.
Модель представляет собой открытые мониторы с фазоинверторным портом, но звучание низа создаёт впечатление работы с закрытым монитором.
Мониторы достойно отрабатывают нижний диапазон: бочка и бас чётко разделены между собой, особенности низкочастотных инструментов (например, рычание баса или поскрипывание смычка о струну) не теряются за другими сигналами. При этом в любой ситуации низ остаётся точным, плотным и уверенным, без намёка на грязь или мутность.
То же касается и работы с миксами. Благодаря точности звучания низа, в проектах без проблем определяются низкочастотные конфликты, выявляются неприятные отзвуки, прослеживается маскировка частот. Не удивляйтесь, если после первых тестов миксов на Klasik 2020 некоторые треки захочется улучшить или переделать.
Регулятор низких частот работает без нареканий: ручка аккуратно и заметно ослабляет бас, но делает это без потерь в характере звучания. Благодаря этому можно корректировать работу мониторов исходя из особенностей помещения и не переживать, что настройки негативно скажутся на отработке низа.
Тестирование мониторов проходило в разных условиях:
- В обычной комнате без акустического оформления. Мониторы были установлены на звукопоглощающих подставках на обычном столе. Сам стол стоял в углу комнаты достаточно близко к стене.
- В редакционной студии со звукоизоляцией. Мониторы были установлены на звукопоглощающих подставках за студийным столом. Стол стоял по длинной стене комнаты.
В обоих вариантах регулятор низкочастотного фильтра позволил настроить мониторы так, чтобы низа Klasik 2020 было достаточно для комфортной работы с басом.
Так, например, дома регуляторы были установлены в положение −4 дБ для левого и правого мониторов, соответственно. В студии мониторы работали в активном заводском режиме без дополнительных настроек низа, хотя комфортная работа была возможна и при ослаблении диапазона на −2 дБ.
И дома, и в студии модель сохранила читаемый бас без каких-либо намёков на искажения, бубнёж и прочие недостатки.
Что касается среднечастотного диапазона, то здесь у APS Klasik 2020 всё в полном порядке: середина на месте, прекрасно слышна и отлично детализирована. При это мониторам не свойственно приукрашивание: звук остаётся нейтральным вне зависимости от инструмента.
Тем не менее итоговый характер звучания середины напрямую зависит от качества записи самого сигнала. Плохие записи и неудачные обработки заметны моментально из-за нехватки деталей. Благодаря такой точности передачи диапазона моментально понимаешь, что нужно переписать или доработать.
С высокими частотами также полный порядок. Твитер честно выполняет свою функцию и не привлекает лишнего внимания: верх заметен, хорошо детализирован, чист и ясен. Вне зависимости от источника сигнала диапазон получается адекватно мягким и ровным, без излишней резкости и жёсткости.
Заключение
Рынок студийных мониторов не испытывает недостатка предложений: производители выпускают десятки грамотно спроектированных моделей, без проблем справляющихся с мониторингом сигнала. Однако качество работы напрямую сказывается на стоимости: чем выше ценник, тем лучше детализация, точность, нейтральность и сбалансированность звука.
Модели с лучшими характеристиками и качеством передачи звука собираются в верхнем ценовом сегменте, где стоимость не знает границ. Цена отдельных устройств достигает шестизначных сумм и устремляется выше, поэтому такие мониторы доступны малому числу покупателей.
В среднем ценовом сегменте ситуация сложнее: студийные мониторы здесь становятся историей о компромиссах. Одни производители теряют в отдельных аспектах звука, жертвуя качеством материалов и компонентов, другие — выставляют не адекватные цены. В итоге модели с качественным исполнением, ровным звучанием, отсутствием компромиссов и разумной стоимостью становятся редкостью.
APS Klasik 2020 — тот самый случай бескомпромиссного устройства. Каким-то чудом польская компания обошлась без жертв при разработке мониторов и создала одну из лучших моделей на рынке по соотношению цены и качества.
На фоне конкурентов Klasik 2020 отличает удачный подбор компонентов: качественный глухой кабинет, не искажающие и не приукрашивающие звучание усилители и фильтры, отлично подобранные вуфер и твитер. В итоге звучание мониторов выделяется минимальными искажениями, объёмностью и осязаемостью нижнего и среднего диапазонов, и чистотой и аккуратностью в верха.
На первый взгляд стоимость в 85 000 рублей кажется завышенной для малоизвестного бренда. Но так ли велика эта сумма за пару производительных студийных мониторов, которые звучат значительно дороже своей цены? Кажется, что нет.
Что понравилось
- Прекрасная детализация и точность передачи звука.
- Достаточно ровная АЧХ по всему диапазону — мониторам не свойственно приукрашивание.
- Стереокартина с практически осязаемой шириной и глубиной. Сигналы располагаются в поле с высокой точностью, что позволяет с лёгкостью определять их положение в пространстве микса.
- Малое количество искажений и помех. Чистота по всему спектру — одно из отличий модели.
- Универсальность. Динамики одинаково хорошо проявляют себя как при работе с классикой, так и с поп-музыкой, роком и металом.
- Отличное соотношение цены и качества: покупатель получает сразу пару высокопроизводительных мониторов по относительно низкой цене.
- Возможность потестировать пару Klasik 2020 перед покупкой, обратившись к официальным дистрибьюторам в РФ.
Что не понравилось
- Для подключения доступен только балансный XLR, из-за чего для коммутации с рядом оборудования потребуется докупить кабель XLR-TRS.
- Упаковка излишне экономична и проста — пара плотно упакована в одну огромную картонную коробку с набором пенопласта. Из оформления здесь — только логотип и название модели. Покупая мониторы за 85 000 рублей, хочется получить что-то более презентабельное.