Обзор AKG Lyra: нестандартный универсал

USB-микрофон с необычными и интересными режимами работы для авторов подкастов и блогеров.

Обзор AKG Lyra

Рынок USB-микрофонов растёт с каждым годом. Отсутствие необходимости возиться с проводами и общая простота использования делает подобные девайсы значительно популярнее на рынке в сравнении с обычными микрофонами. Популярность форм-фактора приводит к тому, что всё больше компаний выходят на рынок записывающих USB-девайсов. Одной из последних новинок рынка стал USB-микрофон AKG Lyra от известного бренда AKG, входящего в состав HARMAN, анонсированный в октябре 2019 года. Устройство предлагает стильный внешний вид, удобство использования и ряд уникальных для USB-микрофонов возможностей. О том, каким получился AKG Lyra — в нашем обзоре.


AKG Lyra позиционируется производителем как универсальное решение «всё-в-одном» для базовых задач звукозаписи. Логика производителя вполне понятна: предложить покупателям простое решение из разряда «сел и поехал». USB-микрофон подойдёт для создания подкастов, проведения стримов и записи вокала, ведения интервью и влогов. При этом Lyra не требует дополнительных трат: устройство объединяет мультипаттерновый микрофон с аудиоинтерфейсом, так что докупать ничего не придётся.

Внешний вид и комплект поставки

AKG Lyra поставляется в крупной коробке из бело-синего плотного картона. Фронтальная сторона упаковки украшена изображением самого устройства, задняя содержит информацию и характеристики микрофона.

Фронтальная сторона упаковки

Так, на задней стенке содержится описание возможностей устройства, схематичное изображение поддерживаемых диаграмм направленности, а также характеристики Lyra.

Задняя сторона упаковки

Комплект поставки достаточный для подобного девайса:

В общем, ничего особенного, но большего для работы с «Лирой» и не нужно.

Комплект поставки

Микрофон небольшой, но тяжелый — сказывается наличие встроенного аудиоинтерфейса. Устройство выглядит крепко и монолитно, но не громоздко. Дизайн получился удачным, в чём-то ретрофутуристичным: Lyra выглядит современно, но вместе с тем напоминает винтажные микрофоны.

Фронтальная сторона микрофона

Корпус Lyra сделан из прочного пластика, окрашен в темно-синий и серебряный цвета. Настольная подставка серебряного цвета, сделана из металла.

Верхнюю часть корпуса занимает сетка, скрывающая основные внутренности микрофона. Внешне кажется, что сетка металлическая, но на деле сделана из пластика. Нижняя часть корпуса, судя по всему, отведена под начинку аудиоинтерфейса и другие компоненты.

Элементы управления микрофоном расположись на лицевой и задней сторонах корпуса. Спереди размещены регулятор уровня громкости наушников, светодиодные индикаторы режима работы микрофона и кнопка MUTE с подсветкой. Сзади — поворотный переключатель диаграммы направленности и регулятор уровня гейна.

Задняя сторона микрофона

Все три поворотных регулятора обладают отличной отдачей. Переключатель направленности обладает четырьмя положениями, переключение происходит с заметным усилием. Случайные повороты ручки полностью исключены. Ручки громкости и гейна двигаются плавно и равномерно.

На фоне практически идеальных поворотных регуляторов разочаровывает только кнопка глушения звука. Кнопка крупная, совсем слегка выступающая над корпусом микрофона. Ход мизерный, при этом нажимать на неё лучше строго по центру, на нажатия по краям она реагирует далеко не всегда, да и звук нажатия очень неприятный.

Нижняя панель микрофона

На нижней части находятся порт USB-C для подключения микрофона к компьютеру или смартфону. Здесь же расположился мини-джек для подключения наушников. При одновременном подключении USB и наушников микрофон не держится прямо.

Кабели упираются в низ крепления к подставке, заставляя отклонять микрофон немного вперёд или назад. Кажется неудобным, однако производитель предполагает, что микрофон устанавливается на столе ниже источника звука и наклоняется под небольшим углом в его сторону.

Решение логичное, но только при работе с микрофоном в одиночку, когда человек сидит перед ним. Если же вести запись двух источников спереди и сзади «Лиры» (микрофон позволяет такое благодаря специальному режиму, о котором ниже), то поставить его прямо для обоих участников записи всё равно не выйдет.

Подключенный микрофон

Микрофон закреплён на настольной подставке. Боковые шарниры, удерживающие микрофон, поворачиваются по вертикали на 180 градусов.

Горизонтально Lyra не повернуть — нижний крепёж, хотя и создаёт ощущение возможности вращения по горизонтали, на деле скрывает механизм крепления микрофона к обычной напольной микрофонной стойке через комплектный переходник.

«Лира» со снятым грилем. Фото: AKG

Под сеткой AKG Lyra располагается четыре небольших мономикрофона, которые улавливают звук в одном из четырёх режимов:

Выходной джек служит для подключения наушников, которые здесь служат системой мониторинга. Выход рассчитан на любые низкоомные наушники, чей импеданс не превышает 32 Ом. Более требовательные модели ушей выход не раскачает, понадобится предусилитель (сомнительная покупка в пару к микрофону).

Подключив пару ушей пользователь может мониторить всё, что записывает микрофон. К выходу можно подключить обычные колонки через AUX, однако смысла в этом нет — сигнал из динамиков неминуемо попадёт в поле зрения микрофона и испортит запись. В общем, способ мониторинга сигнала здесь один, и он вполне достаточный для микрофона. В любой момент сигнал с микрофона в наушниках можно отключить кнопкой MUTE.

USB-разъём предлагает универсальный форм-фактор USB-C, для подключения в комплекте предусмотрен кабель USB-C/USB-A. При желании и наличии порта USB-C в ноутбуке/компьютере, подключить «Лиру» можно и им. Сложностей с коммутацией нет: достаточно соединить компьютер и микрофон проводом, чтобы начать запись.

Работа с AKG Lyra

Устройство моментально определяется в системе, будь то macOS и Windows. В случае с iOS и Android драйвера также не нужны, однако понадобится переходник (например, Camera Connection Kit с подачей питания). В любом случае «Лира» удобна: достал из коробки, подключил, работаешь. Спасибо Plug & Play.

AKG Lyra

Согласно технической документации производителя, Lyra гарантирует следующее:

USB-микрофон AKG Lyra
Технические характеристики микрофона
Протокол передачи данныхUSB 2.0
Преобразователи4 запатентованные капсюли конденсатора с постоянно поляризованной задней пластиной
Режимы работыФронтальный (Front), круговой (Front & Back), фронтальный стерео (Tight Stereo), круговой стерео (Wide Stereo)
Частотный диапазон интерфейса20 Гц - 20 кГц
Частота дискретизациидо 192 кГц
Разрядностьдо 24 бит
Максимальный SPL129 дБ
Потребляемая мощность5 В (USB), 75 мА
Технические характеристики выхода на наушники
Импеданс16 Ом
Выходная мощность43 мВ
THD<0.009%
Диапазон воспроизводимых частот20 Гц - 22 кГц
Соотношение сигнал/шум98 дБ
Габариты и вес
Вес1,28 кг
Габариты (Д×Ш×В)225×150×253 мм
Комплект поставкиМикрофон, USB-кабель (2 м, USB-C/USB-A), ваучер на загрузку Ableton Live 10 Lite, инструкция

Рассказать что-то о встроенном интерфейсе сложно. Он есть и он работает. Уровень задержки при записи с размером буфера 256 сэмплов составляет порядка 15-18 мс. Для простой записи и мониторинга речи показатели вполне нормальные.

Микрофон может вести запись с частотой дискретизации от 44.1 до 192 кГц и разрядностью от 16 до 24 бит. Возможность записи в 192 кГц/24 бит явно избыточна, но здесь кроется подвох: 192 кГц получаются за счёт четырёх микрофонов под грилем, каждый из которых записывает аудио с частотой 48 кГц (48×4=192). Так или иначе, сомнительно, что основная масса покупателей «Лиры» выйдет за рамки стандартных 44.1 кГц/16 бит.

Как уже отмечалось, «Лира» работает в одном из четырёх режимов:

Фронтальный (Front)

Фронтальный (Front) режим работы. Фото: Sound Technology

Два микрофона одновременно записывают звук строго перед собой. Принцип работы режима очень близок к кардиоиде. Подойдёт для записи дикторской речи, когда человек находится прямо перед микрофоном.

Круговой (Front & Back)

Круговой (Front & Back) режим работы. Фото: Sound Technology

Микрофоны записывают сигналы, проступающие со всех сторон. Благодаря этому Lyra одинаково записывает источники сигнала как спереди, так и сзади микрофона. В таком режиме можно удобно брать интервью, сидя за одним столом друг напротив друга.

Фронтальный стерео (Tight Stereo)

Фронтальный стерео (Tight Stereo) режим работы. Фото: Sound Technology

Два передних микрофона независимо записывают звук со всех сторон. В этом режиме можно качественно и живо записать разговор двух человек, сидящих рядом. Такой режим наверняка приглянется авторам видео или подкастов.

Круговой стерео (Wide Stereo)

Круговой стерео (Wide Stereo) режим работы. Фото: Sound Technology

Все четыре микрофона независимо записывают звук вокруг себя. По идее, такой режим подойдёт для проведения бесед с четвёркой участников, сидящих за круглым столом — каждого будет хорошо и отчётливо слышно. К тому же так можно создать для слушателя объёмный эффект нахождения в центре разговора.

Назвать тот или иной режим кардиоидой или перекрёстной XY-записью не получается. Варианты работы отличаются от привычных сценариев записи микрофонами. Так или иначе, предложенные режимы выглядят интересно: те же Tight Stereo и Wide Stereo обещают лучшее ощущение и захват пространства при записи, что может положительно сказаться на качестве записываемого источника звука.

Тест микрофона

Производитель заявляет, что микрофон записывает все частоты от 20 Гц до 20 кГц, однако цифры явно составляли маркетологи. При записи заметен высокочастотный фильтр, который обрезает низ до 80-100 Гц.

Более того, амплитудно-частотная характеристика далека от идеала — верх явно задран, середина в районе 3 кГц приподнята для большей чистоты речи, при этом ощущается нехватка остальной середины. Но даже при таких недостатках AKG Lyra звучит вполне неплохо для своего ценового диапазона. Однако не обошлось и без ряда нюансов.

В микрофон встроены лимитер и компрессор, которые работают всегда, отключить их нельзя. Для неискушенных пользователей такое решение будет полезным: можно обораться в микрофон, но так и не пересечь отметку в 0 дБ, улетев в зону пиков. Да и записанный голос по умолчанию поджат: остаётся на одном уровне, без явных перепадов между самыми тихими и громкими звуками.

Для теста воспроизвели максимально простые условия: подключили микрофон к компьютеру, открыли DAW, включили запись. Записывали речь во всех режимах работы, для теста использовали специальные фразы для проверки микрофона. После записи не использовали обработку, не применяли эффекты, чтобы показать умения «Лиры» сразу из коробки.

  1. Фронтальный (Front) режим. Тест №01 AKG Lyra 0:16
  2. Фронтальный (Front) режим. Тест №02 AKG Lyra 0:12
  3. Фронтальный (Front) режим. Тест №03 AKG Lyra 0:16
  4. Круговой (Front & Back) режим. Тест №01 AKG Lyra 0:16
  5. Круговой (Front & Back) режим. Тест №02 AKG Lyra 0:12
  6. Круговой (Front & Back) режим. Тест №03 AKG Lyra 0:16
  7. Фронтальный стерео (Tight Stereo) режим. Тест №01 AKG Lyra 0:16
  8. Фронтальный стерео (Tight Stereo) режим. Тест №02 AKG Lyra 0:12
  9. Фронтальный стерео (Tight Stereo) режим. Тест №03 AKG Lyra 0:16
  10. Круговой стерео (Wide Stereo) режим. Тест №01 AKG Lyra 0:16
  11. Круговой стерео (Wide Stereo) режим. Тест №02 AKG Lyra 0:12
  12. Круговой стерео (Wide Stereo) режим. Тест №03 AKG Lyra 0:16

Вместе с тем за удобство придётся заплатить итоговым звуком. Записанные сигналы, хоть и не уходят в пики, но часто звучат перегруженными — заметны принудительные компрессия и лимитирование. Всё-таки Lyra — история больше про тех, кому не требуется многого, но нужен быстрый и качественный результат.

С «Лирой» можно записывать любой материал, однако требовательным к звуку пользователям понадобится перед записью решить перекосы по частотам, а также заранее побороть лимитер и компрессию.

Заключение

Выход AKG на рынок USB-микрофонов получился уверенным. За примерно 12 000-13 000 рублей покупатель получает простое и гибкое устройство с отличным для своего уровня и стоимости звуком.

Нестандартные режимы работы придают модели дополнительный интерес, да и сам микрофон производит исключительно приятное впечатление. Четыре режима работы «Лиры» однозначно пригодятся авторам подкастов и видеоблогерам: режим «Front & Back» и «Tight Stereo» окажутся незаменимыми для интервью, более стандартный «Front» прекрасно справится с озвучкой роликов и записи инструментов.

Для подкастинга, озвучки и записи музыкальных черновиков возможностей AKG Lyra окажется более, чем достаточно. Для более серьёзных музыкальных задач микрофон не подойдёт: придётся повозиться с неидеальной АЧХ и устранить встроенную постобработку сторонними средствами.

На фоне конкурентов AKG Lyra в любом случае выглядит выигрышно. За свою цену модель предлагает смесь микрофона и рекордера с уникальными и, что немаловажно, не бесполезными режимами записи. «Лира» полностью оправдывает свою стоимость и может стать незаменимым помощником на долгие годы.

Exit mobile version