Под конец 2019 года BOSS показала очередную новинку — педаль гитарного синтеза BOSS SY-1. Устройство оснащается специальным движком звукового синтеза, трансформирующим звук гитары в резкие лиды, мощный бас или сочную подложку. SY-1 заинтересовала многих гитаристов по всему миру: небольшая синяя коробка, способная изменить звучание гитары и сделать шестиструнный инструмент более гибким, явно обещала большой простор для работы со звуком и экспериментов. Так ли это — в обзоре BOSS SY-1.
В конце 2019 года японская компания BOSS анонсировала выход синтезаторной педали BOSS SY-1. Согласно промо, устройство объединяет 121 эффект, позволяющий менять звучание гитары или баса до неузнаваемости — возможности гитары резко расширяются благодаря полноценному синтезу звука. Работающая в полифоническом режиме, педаль способна превратить гитару в синтезированный бас, яркий лид или сочную подложку.
Описание устройства у японцев получилось убедительным, поэтому после начала продаж вопрос о покупке отпал сам собой.
Внешний вид и комплект поставки BOSS SY-1
Педаль поставляется в картонной коробке без какой-либо обёртки или заводской плёнки. Несмотря на простоту, SY-1 надёжно зафиксирована в корпусе, не катается и не летает по коробке — во время доставки устройство останется в целости и сохранности. Картон стилизован под чёрную кожу. Выглядит необычно. В центре — крупный логотип BOSS.
Внутри коробки ничего особенного:
- Педаль BOSS SY-1;
- Батарейка типа «крона» (в самой педали);
- Информационный флаер, предлагающий зарегистрироваться на сайте BOSS для обращения в техническую поддержку;
- Гарантийный талон (на японском);
- Стандартная инструкция об использовании бытовым прибором (техника безопасности и прочая информация, ничего полезного);
- Инструкция по использованию самой педали.
Приятных радостей в виде наклейки с логотипом BOSS в коробке нет. Неизвестно, должна ли она вообще быть, и если должна, то не потерял ли её продавец? Наклейка — вещь не критичная, но её отсутствие немного расстроило. Вроде бы мелочь, но приятная.
Также в комплекте не оказалось вкладыша с описанием пресетов SY-1, хотя на официальном сайте он выложен. Лист формата A4 описывает все предустановки и поведение ручек устройства в зависимости от пресета, что очень пригодится при первом знакомстве с педалью — непонятно, зачем было экономить на одном листе бумаги. Скачивать описание пресетов придётся с сайта самостоятельно.
Дизайн педали классический: сверху — регуляторы, снизу — отсек под крону, справа — входы, слева — выходы.
На верхнем торце вход для подключения блока питания и переключатель режима работы педали. В зависимости от используемого инструмента, электрогитары или баса, переключатель устанавливается в одно из положений.
Снизу педали также размещена информация об устройстве и серийный номер. Всё вполне стандартно.
Работа с педалью
Педаль оснащена петлёй эффектов для параллельного подключения других примочек. Гитара подключается в единственный Input, Output можно соединить с входом звуковой карты. В разрыв можно подключить другие педали эффектов — я так и делал. Подключение BOSS SY-1 ничем не отличается от любой другой педали эффектов. В SY-1 можно воткнуться напрямую, можно экспериментировать с её расположением в цепочке эффектов.
О своей работе педаль сигнализирует индикатором красного цвета на корпусе. Лампочку хорошо видно в любых условиях освещённости, но красный цвет несколько выбивается из общего дизайна. Вроде бы вокруг неон, синие оттенки и синтвейв, нарушаемый чужеродным красным. Я ожидал, что дизайнеры пойдут до конца и сделают цвет индикатора ярко-синим или молочно-белым (как у того же аудиоинтерфейса Steinberg UR22C). Вопрос вкуса, но небольшой вау-эффект можно было бы получить.
Элементы управления вполне привычны для педалей BOSS. Первый сдвоенный регулятор «Direct/Effect» отвечает за смешивание исходного (Direct) и обработанного педалью (Effect) звукового сигнала. Звук подмешивается плавно, выставить точное соотношение чистого и обработанного сигнала не составит труда. Дополнительно предусмотрена возможность убрать оба сигнала в ноль, чтобы создать эффект затухания.
Второй сдвоенный регулятор «Tone/Rate/Depth» отвечает за настройку пяти различных параметров, меняющихся в зависимости от активированного пресета (подробнее — в брошюре SY-1 Sound List). По умолчанию ручка управляет глубиной обработки, подобно эквалайзеру регулирует частотные характеристики звука. В некоторых предустановках регулятор изменяет скорость работы эффекта, а также выступает в роли контроллера высоты тона.
Основное неудобство в работе с BOSS SY-1 связано именно с регулятором Tone/Rate/Depth. В зависимости от выбранного пресета, поведение регулятора меняется. В одних пресетах ручка работает строго как тумблер, в других — как обычный поворотный регулятор с дикой чувствительностью. К примеру, если ручка изменяет питч, то каждый её сдвиг изменяет звук на полутон. Тем не менее каких-то явных ориентиров о том, как именно изменится звук с поворотом регулятора нет.
О принципе работе ручки можно понять только с изменением пресета, но каких-либо индикаторов состояния нет — придётся записывать или запоминать, как работает регулятор с тем или иным набором настроек. Такое решение создаёт трудности: быстро переключить пресет и перенастроить педаль не выйдет — ручка переключается с тумблера на плавный поворот, но не запоминает ранее заданные настройки. Придётся крутить самому и делать это с филигранной точностью, особенно если речь идёт о завязанных на тайминге и темпе пресетах, где незначительное отклонение моментально выбьет инструмент из песни.
Регулятор «Variation» переключает параметры работы выбранного пресета и эффекта. На каждый из пресетов предусмотрено 11 вариаций звучания, по количеству делений регулятора. Четвёртый регулятор «Type» активирует сами эффекты. Положений регулятора — также 11 (описания взяты из документации к педали):
- PAD — мягкие звуки для заполнения пауз и пробелов между нотами;
- LEAD 1 — звуки для соло и лид-партий;
- LEAD 2
- SEQ 1 — звуки, тембр и высота которых меняется ритмически;
- SEQ 2
- SFX 1 — особые и уникальные звуковые эффекты;
- SFX 2
- BELL — звуки с металлическим оттенком;
- ORGAN — звуки органа;
- STR — синтезаторные звуки струнных инструментов;
- BASS — синтезаторные звуки баса.
11 эффектов вместе с 11 вариациями в сумме дают те самые 121 эффект, который обещала BOSS в рекламных материалах.
Педаль также умеет задерживать звук. Сыграв ноту или аккорд и зажав кнопку питания, SY-1 сохранит звук — сигнал продолжит звучать. Это не дилэй или лупер: сигнал просто длится до тех пор, пока не отпустишь кнопку питания. Плавного затухания нет: звук моментально прерывается стоит только отпустить педаль. Функция пригодится для генерации бесконечных пэдов, однако отсутствие фейда немного удивляет.
Звучание BOSS SY-1
Звучит BOSS SY-1 — отлично, красиво, сочно и интересно. В этом плане японская компания создала поистине качественную вещь. Первые несколько часов использования я просто брал одну ноту или квинту, крутил ручки и наслаждался звучанием. Перебор пресетов и вращение ручек — процесс увлекательный, эмбиент-треки сочиняются на ура.
Так или иначе, но чтобы получать от SY-1 максимум, возиться с настройками придётся часто: здесь нет варианта «Сделать круто», который за пару секунд нарулит желаемый звук. К тому же педаль достаточно требовательна к поступающему сигналу: важны не только цепь коммутации и качество сигнала на входе, но и чисто исполнительские факторы — сила удара медиатором, фразировка, чистота исполнения, точность слайдов и бендов.
На одном и том же пресете можно получить совершенно разные звуки: лёгкие касания дают один звук, агрессивные удары — совершенно другой. Благодаря этому красивые рисунки создаются только за счёт динамики исполнения и специфики фразировки гитариста.
Звучание также меняется от калибра струн. Речь не столько о частотах, сколько о глубине звука: крупнокалиберные комплекты отлично проявляются себя на пресетах струнных, баса, органа и пэдов, мелкокалиберные интереснее звучат на лид-партиях. Вместе с тем более тонкие струны часто клиппуют — нужно учитывать этот момент при работе с педалью.
Здесь же всплывает одна из сложностей в использовании BOSS SY-1. Обычно при подключении в усилитель или к компьютеру звучание гитары сначала настраивается на чистом канале, после чего на звук вешаются дисторшн, овердрайв или другой эффект. Гитаристы привыкли к тому, что если гитара хорошо звучит на чистом саунде, то и с обработкой проблем не будет. В случае с SY-1 ситуация обстоит иначе: хороший чистый канал не гарантирует, что при обработке не появится гул на низких и клиппинг на высоких частотах.
В общем, гитару нужно «готовить» к работе с конкретным набором параметров на BOSS SY-1. Скорее всего для качественного звучания педали и гитары потребуется наличие отдельного эквалайзера в цепочке эффектов.
Примеры звучания
Для записи демонстраций использовалось обычное подключение: гитару подключена во вход педали, выход педали подключен к звуковой карте. В некоторых роликах добавлены дорожки аккомпанемента — ударные, бас и клавишные. Гитара записана в одну дорожку. По тегу #KotrBossSY1 в Инстаграме можно найти больше примеров.
Jam 1. Dirty Drums
Type: SEQ1
Variation 9: Rhythm + BASS 8th Note
Из всех базовых пресетов в первую очередь привлекают секвенсоры и самоиграйки, создающие аккомпанемент из поступающего гитарного сигнала. Если знакомы с луперами, возможности пресетов типа SEQ точно придутся по вкусу.
Педаль не всегда точно определяет темп исполнения, дополнительно ситуация осложняется настройками чистого канала. Если в цепи эффектов появляются дополнительные педали, для нормальной работы секвенсоров и самоиграек нужно основательно повозиться с настройками — поступающий на SY-1 сигнал должен быть понятен педали.
Добиться желаемого звука так и не получилось. Нужно более внимательно работать с настройками. Если брать SY-1 на репетицию или выступление, нужно заранее продумать настройки всей цепочки эффектов.
Jam 2. Whammy Arp
Type: SEQ2
Variation 1: Arpeggio 1
Тип эффекта SEQ2 в первой вариации выдаёт секвенсор-арпедижатор, который имитирует эффект педали Whammy. Шаблон секвенсора один, настроить можно скорость исполнения и сам звук. В режиме секвенсора педаль очень чувствительна к поступающему сигналу: даже не трогая струны, SY-1 постоянно улавливает шум и наводки датчиков, секвенсор активно работает по запрограммированному шаблону. При использовании надо точно ловить тайминг, чтобы не вступить мимо ритма.
Jam 3. Breathe
Type: SEQ2
Variation 4: Breath 1
Больше половины эффектов SY-1 — атмосферные. Подобные звуки отлично подходят для создания настроения композиции, их можно использовать в любой части трека, в любом месте аранжировки — в бридже, во вступлении или концовке, вместе с соло. Достаточно взять одну ноту, зажать педаль и SY-1 сгенерирует бесконечную фоновую подложку. Набор фоновых палитр огромный, звук меняется кардинально — так и не поймёшь, что он создан с помощью электрогитары.
Jam 4. El Condor Pasa
Type: BELL
Variation 5: BELL SAW
Несмотря на то, что настройка называется BELL и вроде бы должна создавать звуки в духе колокольчиков, звучание педали больше напоминает флейту или дудочку. Более колокольные звуки получаются при должной фразировке и чистоте исполнения.
Другие примеры
Хорошее демо BOSS SY-1 сделал Рабеа Массаад. Формат простой: всех пресетов по чуть-чуть. Никаких дополнительных обработок. Такой же звук получите после подключения педали.
Гитарист Майк Германс сделал несколько джемов с педалью. В отличие от меня, Майк классно сочетает несколько звуков друг с другом.
BOSS SY-1: для кого это?
Несмотря на сложность использования, SY-1 — хороший вариант для гитаристов, которые ищут особенный звук. Подмешав немного сигнала этой примочки в свой сетап и основательно поковырявшись в настройках, можно накрутить по-настоящему интересные и необычные звуки. Другое дело, что внедрить её в уже готовую цепочку не так-то просто. В Интернете без проблем найдётся много демонстрационных роликов, показывающих на что способна педаль, но все видео — не больше, чем демо. Каких-то реальных примеров её использования пока что нет. А жаль.
Так или иначе, любителям экспериментов с гитарой и басом стоит попробовать педаль. Найти неожиданный звук, выделиться в аранжировке, украсить партию — всё это про SY-1. Пользователям луперов педаль также может быть интересна — в одной примочке хранится огромное количество эффектов, что вкупе с лупером наверняка приведёт к необычным результатам.
Наконец, SY-1 точно заинтересует музыкантов, работающих в жанрах эмбиент, даунтемпо, синтвейв и чиллаут. Красивые и притягательные звуки SY-1 станут, как минимум, отличным источником вдохновения. К тому же для использования педали необязательно владеть гитарой или басом — в Интернете можно найти немало роликов, где SY-1 подключают к MIDI-клавиатурам, совмещают с вокалом. Получается отлично.
Что в итоге
Потенциал BOSS SY-1 огромен, но только в том случае, если применять педаль творчески. Несмотря на богатство эффектов, примочка создана для тех, кто готов разбираться и искать, как и где её использовать. Речь касается не только положения в цепи эффектов, но и жанровой принадлежности — девайс вряд ли пригодится тем, кто работает в экстремальных стилях музыки, рок-н-ролле, джазе и блюзе.
Что касается звука и спектра возможностей, то здесь к BOSS SY-1 невозможно высказать хоть каплю недовольства — примочка отлично звучит, забита обработками и эффектами под завязку. Да и пользоваться ей интересно: постоянно задаёшь себе вопросы в духе «а что, если поставить перед SY-1 дисторшн?», «а как она работает с квакушкой?», «а что будет, если совместить её с питчшифтером?». Примочка вдохновляет, пробуждает новые идеи, стимулирует творить и экспериментировать. Но нужна ли она лично вам — вопрос открытый.