Повышаем производительность DAW

Как повысить производительность DAW

После того, как все операции по оптимизации работы самого компьютера выполнены, неплохо бы заняться оптимизацией самих проектов в DAW. Правильно оптимизированный проект позволит добиться максимальной производительности от самой программы, в которой происходит создание музыки, а также будет меньше нагружать процессор компьютера.

Несмотря на то, что времена одноядерных процессоров прошли, многие советы, появившиеся еще в те времена, до сих пор актуальны. В любом случае, ни один из таких советов не повредит. Конечно, если компьютер относится к категории реликвий и не обновлялся с середины 2000-х годов, то абсолютно любые советы окажутся бесполезными.

Первоочередные советы

Очень важно получать максимум от всех возможностей компьютера и операционной системы. Практически все современные DAW поддерживают работу с многоядерными процессорами, но не всегда данная функция включена по умолчанию. Стоит удостовериться в этом лично и, в случае необходимости, включить поддержку нескольких ядер.

Помимо этого, неплохо не забыть старый совет о том, что любые дополнительные программы, работающие в фоне, могут сильно сказаться на производительности всей системы. Собственно, зачем держать активными браузер, антивирус и прочее подобное программное обеспечение, если в данный момент мы полностью сосредоточены на работе с музыкой? Отключение этих программ позволит освободить дополнительные мощности, как для самого компьютера, так и для DAW.

Разрядность и частота дискретизации (Sample Rate/Bit Depth)

Минимизировать возможные проблемы в работе можно с момента создания проекта за счет выставления верных значений частоты дискретизации и параметра разрядности аудио. Частота дискретизации обозначается как Sample Rate, а разрядность — Bit Depth. Если кто не в курсе, что такое bit depth, напоминаем: количество битов информации на каждый семпл звука. Дискретизация исчисляется в килогерцах, а разрядность в битах.

24-битные записи позволят добиться большего динамического диапазона, особенно в условиях домашних студий. Тем не менее, если любимый синтезатор имеет частоту дискретизации в 96 или даже 192 кГц, не стоит приводить аналогичные значения для всего проекта. Это лишнее для любых проектов, особенно для больших по размеру, где используется много треков и эффектов.

Значение частоты дискретизации стоит уменьшит и установить на отметке 44.1 кГц или, в крайнем случае, 48 кГц. Данных значений хватит с лихвой, ведь на данных значениях записывается столько аудиоинформации, сколько человеческое ухо не может расслышать чисто физически. Динамический диапазон этих записей будет на профессиональном уровне.

В некоторых случаях можно понизить разрядность проекта до 16 бит, а частоту дискретизации до 22.4 кГц. Например, если трек еще не готов и вся запись относится к категории «демо». Небольших значений хватит, что называется, «за глаза» для записи нескольких черновиков. Многие начинающие музыканты, садясь записывать свой первый трек в домашней студии, стремятся выставить все доступные параметры проекта на максимальные значения. По своему опыту можем смело заявить, что пока вы будете писать свой хит, новые идеи появятся десятки, если не сотни раз. До конечной записи очень длинный путь, так стоит ли сразу пытаться записать итоговый вариант композиции?

Другое дело, когда композиция полностью готова, отрепитирована и вышла на стадию записи идеального варианта, который потом выйдет в свет. В таком случае можно записывать с параметрами частоты дискретизации и разрядности, приведенными в предыдущем абзаце.

Ничего лишнего

Что на самом деле нужно проекту на старте его производства? Почти наверняка при создании проекта будет использоваться какой-либо заранее заготовленный шаблон, который применяется в большинстве случаев. В этом шаблоне уже есть некоторые эффекты, виртуальные инструменты и прочие предустановки. Но нужны ли они все с самого начала? Нет никакого смысла перегружать пустой проект, даже если какие-либо из плагинов и понадобятся после.

К примеру, зачем держать в проекте настройки входов и выходов, а также плагинов для записи ударных, если планируется использовать виртуальную драм-машину? Стоит всегда помнить о том, что каждый плагин, эффект, инструмент, даже вход и выход, используемый в проекте, сказывается на общей производительности рабочей станции.

Также стоит подумать о размере буферизации (Input/Output Buffer Size) и количестве шагов для отката назад. Конечно, хотелось бы иметь максимум возможностей для отката назад, но так ли они нужны? Какой прок от возможности откатиться к самому началу проекта? Верно, абсолютно никакого. Достаточно 5-10, максимум 20 шагов назад, чтобы вернуться к какой-то конкретной точке проекта. Все остальные сотни шагов будут нагружать жесткий диск и оперативную память, а также расширять проект до невероятных размеров. Так какой в них смысл?

Многие начинающие музыканты, садясь записывать свой первый трек в домашней студии, стремятся выставить все доступные параметры проекта на максимальные значения. По своему опыту можем смело заявить, что пока вы будете писать свой хит, новые идеи появятся десятки, если не сотни раз. До конечной записи очень длинный путь, так стоит ли сразу пытаться записать итоговый вариант композиции?

Размер буферизации влияет на задержку, которая проявляется во время записи. Конечно же, для успешной записи параметр задержки стоит снизить до минимума. Больший размер буферизации позволяет избежать многих звуковых «артефактов», особенно если эффекты накладываются в реальном времени. Но так ли нужна возможность слышать обработанный звук во время записи, если его все равно потом придется изменить десятки раз во время сведения и мастеринга? Стоит найти оптимальное значение параметра буферизации, чтобы уравнить производительность рабочей станции с задержкой звука. То есть, надо выставить такое значение, чтобы буферизация не была слишком большой, но при этом не появлялась значительная задержка звука при игре на инструменте. Обычно достаточно значения в районе 32-64-128.

Постоянный мониторинг и автоматизация

Не следует забывать отслеживать, какие плагины больше всего «нагружают» систему и рабочую станцию. В большинстве популярных DAW есть встроенные средства мониторинга, позволяющие в реальном времени оценивать ситуацию и выявлять те плагины, которые используют слишком много ресурсов в неподходящее время. К примеру, партия гитары звучит в треке всего один раз, а вот Guitar Rig находится во включенном положении на протяжении всего проекта, «поджирая» столь полезные ресурсы компьютера и DAW. В таком случае стоит воспользоваться возможностями автоматизации и настроить ее таким образом, чтобы Guitar Rig переходил в активное состояние только тогда, когда это необходимо. Все остальное время он будет находиться в выключенном режиме, что сэкономит ресурсы. Применять автоматизацию к работе плагинов стоит на всех дорожках, где это возможно сделать. Главное правило здесь будет заключаться в том, чтобы использовать плагины только в то время, когда они реально нужны. Это позволит оптимизировать потребление ресурсов компьютера, использовать их более разумно.

Помимо этого можно рассмотреть вариант с заменой плагинов. Говоря о том же Guitar Rig, можно попробовать отказаться от него и воспользоваться встроенными в DAW возможностями по моделированию гитарного саунда. Зачастую встроенные плагины потребляют меньше ресурсов, чем программы сторонних производителей.

Также стоит подумать об уменьшении количества используемых плагинов в рамках проекта. Даже крупные коммерческие студии ограничены в своих возможностях, несмотря на кажущееся обилие различных устройств. Профессиональные студии используют плагины крайне разумно, не нагружают проект ненужными эффектами и применяют только необходимый минимум. Зачем добавлять плагин реверберации на каждую дорожку, если можно создать шину и отправить на нее необходимые аудиофайлы? Это значительно сократит количество эффектов в проекте и освободит дополнительные ресурсы в системе.

Exit mobile version