Всё, о чём речь пойдёт ниже — мой личный опыт и личное мнение, которым я решил поделиться. Все бренды и модели устройств приводятся не рекламы ради, а задачи обидеть поклонников или ненавистников брендов не стоит.
Про педаль BOSS Metal Zone я услышал ещё в средней школе: брат играл на гитаре и как-то упомянул эту педаль, назвав её очень злым и отлично подходящим для трэш-метала дисторшеном. С детства мне нравились Slayer, Metallica и Kreator, поэтому, узнав что похожий на эти группы звук можно получить через Metal Zone, я заочно полюбил педаль. Название фирмы и модель мне тогда ни о чем не говорили.
Впервые я услышал примочку где-то через пару лет — знакомый гитарист принёс её на концерт в местный ДК. Он подключил её напрямую в микшер, и вывел на колонки. С техникой игры у него было всё в порядке, да и от звука я остался в полном восторге. Когда я попросил его наиграть что-нибудь из трэша, то понял, что при первой же возможности куплю себе Metal Zone.
Спустя несколько лет я исполнил мечту. Тогда у меня на руках был «типа Стратокастер» с китайскими датчиками — дома, подключая педаль напрямую в Input комбика, удавалось нарулить хороший звук, но вот на репетициях с этим были явные проблемы. Получилось, что с педалью я все время находился в одной из двух крайностей: либо звук примочки приемлем, но гитара потеряна общем миксе, либо гитару отчётливо слышно (особенно во время соло), но звук слишком резкий и плоский.
Меня это не устраивало. Я уже был знаком с насмешками по отношению к Metal Zone, но понимал, что дело не в педали. У меня было три версии, почему гитара звучит не так, как когда-то запомнилось мне в том ДК:
- Плохая техника игры
- Китайские датчики
- Транзисторные комбики
Проще всего было проверить последнюю версию. На одной из репетиционных баз я поиграл с педалью через ламповый комбик, и заметил, что звук немного улучшился (наверное, в лампе любая педаль будет звучать лучше).
Прошло немного времени и китайский Страт был заменён на нормальный инструмент с датчиками Seymour Duncan — Metal Zone звучал значительно сочнее. Но все проблемы не решились: теперь у меня получилось нарулить отличный звук или для ритм-партий, или для соло. Два в одном никак не получались.
Когда я готовил новость о выходе новой версии Metal Zone MT-2W, то часто встречал ролики западных блогеров с заголовком типа «Педаль в Return усилителя». Я же всё это время втыкался в обычный Input на комбиках и усилителях.
По видео разница весьма ощутима. Основная идея здесь в том, что дисторшен работает в качестве «преампа». Получается, что на сформированный звук усилителя мы подаём ещё один сформированный звук, но уже с педали. В технических тонкостях я не силён, но мне показался такой приём разумным — очевидная вещь, до которой я не додумался.
У Metal Zone MT-2, как и многие другие педали, оснащается встроенным эквалайзером. Когда мы выстраиваем звук чистой гитары на комбике, то подаём на него ещё один сигнал с педали, но со своими настройками частот. В итоге что-то усиливается, что-то ослабевает на спектре, а металзон выдаёт нормальный и плотный звук, а не тот, над которым все смеются.
Чтобы получить нормальный звук от BOSS Metal Zone, нужен прямой выход на усилитель или колонку — подключение к входу Return.
В общем, решил проверить такой вариант подключения. Если у парней с YouTube сработало, то чем я хуже?
Недавно меня позвали играть в группу, исполняющую смесь дум и дес-метала. Парни были знакомы со «злым» Metal Zone, поэтому полушутя сказали, что для стиля примочка отлично подходит. На первой репетиции я подключился по-старинке в Input лампового ENGL. Звук был приемлемый, но чувствовалась резкость и недостаток мощи.
На следующей репетиции я подключился в Return и картина реально изменилась, причём изменения заметили все присутствовавшие. Звук стал плотнее, ушла характерная песочная сыпучесть, гитара отлично легла в общий микс. Ощущения, как будто играешь на совершенно другой педали! Всё наконец-то встало на свои места, стало понятно, как должен звучать Metal Zone на самом деле.
Основное изменение по звуку в том, что при подключении Metal Zone в Return у педали появляется крепкий звуковой фундамент. На этой базе через эквалайзер и уровень эффекта можно накрутить желаемый звук под конкретный стиль. При подключении в Input нужно действовать в обратном направлении: убирать гейн, искать эквалайзером основу и думать, что сделать со звуком.
Мне кажется, что нет плохих педалей, просто некоторые из них заточены под определённые цели и задачи. Ну и нельзя забывать о личных вкусах. Для тех, кто не умеет играть и не хочет разбираться, любое оборудование будет плохим.
Напоследок, дам несколько советов владельцам Metal Zone MT-2. Всё ниже сказанное основано на моих наблюдениях и умозаключениях.
- Педаль не универсальная и заточена под определённые звуковые задачи. На одних и тех же настройках не получится одновременно играть и ритм и соло.
- Крутить ручки нужно по чуть-чуть — каждый миллиметр реально сказывается на звуке.
- Гейна поменьше. Начните с единицы или двойки. Я выше 5-6 делений (из 12) ручку не выкручиваю — этого вполне достаточно.
- При игре с металзоном очень важна чистота и чёткость каждого звука. Чуть-чуть поплыли по нотам, что-то испачкали — лажа слышна сильнее, чем при игре без педали.
- Качественный блок питания решает. У меня сейчас блок от Yerasov, и с ним педаль работает тихо. Низкокачественные блоки жутко фонят и дают дополнительную грязь.
- Корпус своей педали я обклеил алюминиевой фольгой изнутри. Дополнительная изоляция не помешает — фон пропал совсем.
Если у вас завалялся металзон или вы постоянно им пользуетесь, обязательно попробуйте этот приём. Новичкам тоже стоит знать об этой хитрости — все-таки MT-2 сейчас переживает новую волну популярности (не зря же BOSS даже выпустила новую версию MT-2 Waza Craft). В общем, металзон не так плох, как о нём принято говорить.