Студийные бесполезности: 7 вещей, которые не нужны вашей студии

На что точно не стоит тратить деньги при покупке оборудования.

Бесполезное студийное оборудование

Факт: в каждой студии должен быть аудиоинтерфейс, микрофон, пара студийных мониторов, компьютер и программа для записи музыки. Речь о другом: чтобы давать результат, зачастую достаточно минимального набора оборудования. Не тратьте дни и недели на размышления, что ещё докупить в свою студию: не знаете, что ещё купить и зачем — выдохните и творите, вам ничего не нужно. Тем не менее, если «деньги жгут карман», а от желания купить что-нибудь нет спасения, то давайте поговорим, что не нужно покупать для студии звукозаписи.


Иногда музыканты зацикливаются на расширении своей студии звукозаписи. К рабочему сетапу постоянно добавляются какие-то новые устройства, аксессуары, инструменты, программы и прочие штуки. В 90% случаев люди не могут толком объяснить, зачем покупается очередная железка или софтина — Синдром приобретения оборудования даёт о себе знать в полной мере.

Нам часто кажется, что студии чего-то не хватает: вот куплю ещё одну приблуду и тогда заживу! Такие размышления — пустая трата времени. Вместо того, чтобы заниматься музыкой, вы просто фрустрируете, забиваете на музыку и мечтаете о том, что вам не нужно. Не оправдывайте свою творческую беспомощность, одной приблудой дело не ограничится — захочется что-то ещё. Всегда думайте дважды зачем вам тот или иной стафф и как он реально улучшит миксы.

Потребительские кассетные и катушечные магнитофоны

Идея обзавестись лентой и винтажно украшать свои записи посещала каждого из нас. Несмотря на то, что купить подержанный магнитофон сегодня можно за копейки, все эти устройства не дадут желаемого результата. Потребительские магнитофоны в этом случае относятся к технике низкого качества, поэтому такие устройства технически не способны качественно состарить или утеплить сигнал.

Классические модели катушечников, созданные с прицелом на студийную запись, наоборот, дадут желаемый результат, но их цена обычно неподъёмна. В свою очередь домашние деки созданы исключительно для прослушивания музыки: они никогда не предназначались для студийной работы, а функция записи в них не более, чем приятное дополнение.

Советские, японские и американские магнитофоны станут отличным украшением студии, классным элементом декора. На этом их польза заканчивается, а деньги лучше потратить на плагин, эмулирующий работу ленты. Благо вариантов полно: Waves Kramer Tape, Slate Tape Machines, Klevgrand AudioThing Reels, DAW Cassette и DAW LP. Цена таких разработок несравнимо меньше, а качество эмуляции намного лучше.

Больше 16 каналов АЦ/ЦА

Вы работаете за огромной консолью? В вашей студии стоит с десяток рэковых стоек, под завязку забитых различными процессорами эффектов? Вы постоянно записываете оркестры или музыкальные коллективы с десятком участников?

Если на все вопросы вы ответили отрицательно, то непонятно, зачем вам одновременно записывать более 16 каналов. Да, количество каналов в современных аудиоинтерфейсах растёт с каждым годом, но это не означает, что нужно срочно бежать за картой с большим количеством входов. Так зачем вам столько каналов? Можете представить ситуацию, что в ближайшие пару месяцев или даже лет вас ждёт сессия записи, в которой будут задействованы все входы и выходы?

Для тех, кто часто записывается, важно не количество портов, а умение ими пользоваться. Записать качественный трек можно на минимальном наборе портов. Для тех, кто постоянно сводит музыку, важнее достаточный набор выходов, чтобы организовать правильный мониторинг. Конфигурации 16×16 хватит на все случаи жизни. Для подавляющего большинства даже этого будет много: вспомните, когда вы в последний раз одновременно использовали 3-4 канала?

Иногда лимиты полезны — ограниченные ресурсы подстегивают креативность. Наращивание каналов не должно быть самоцелью. Ваша задача в том, чтобы досконально знать имеющееся оборудование и выжимать из него максимум.

Брендовые акустические панели

Брендовые акустические панели ничем не отличаются от точно таких же панелей неизвестных фирм. Посмотрите фотографии топовых студий звукозаписи — нигде нет брендовых поглотителей и басовых ловушек, только ровные ряды чёрной и серой звукопоглощающей массы.

Цель акустической звукопоглощающей панели в том, чтобы поглощать и минимизировать все столкновения частот, и исправить проблемное звучание помещения. Если панель справляется с этим, то её изготовитель не важен, а смысла переплачивать за известное имя нет.

При вдвое большей цене такое звукопоглощение не может предложить что-то такое, чего нет в обычных аксессуарах. В конце концов, сделать такую панель можно самостоятельно — по своим качествам она будет не хуже товаров известных компаний. Инструкций по самостоятельному изготовлению таких панелей предостаточно, одна даже лежит у нас на сайте.

Дорогая мебель

Дорогая студийная мебель и фурнитура для крепления и размещения рэкового оборудования и прочих девайсов выглядит, конечно, круто. Тем не менее проблема тут та же, что и с поглотителями звука — цена неоправданно высока, а преимуществ в сравнении с более дешёвыми аналогами нет.

Студийная мебель не может быть эффективной. Высокая стоимость фурнитуры не сделает треки лучше. Помните, что мебель должна быть удобной и крепкой, не более того.

Фурнитура удивит неискушенных и неопытных музыкантов: стильные дорогущие рэковые стойки, столы и полки производят отличный вау-эффект. Но для того, чтобы по-настоящему удивить музыкантов, вкладывать деньги нужно не в мебель, а в свои навыки и студийный стафф (плагины, процессоры). Качественно сведённый трек удивит покруче дорогой мебели: музыканты зальются благодарностью, расскажут своим друзьям и коллегам о вас — поток новых клиентов обеспечен.

Премиальные кабели (с золотом, платиной, бриллиантами, изумрудами)

Нет ничего более бестолкового, чем премиальные студийные кабели. Конечно, на аудиофильских форумах с этим утверждением не согласятся: дебаты о качестве и звучании золота и других драгоценных материалов не утихают ни на минуту.

Оставим споры всем заинтересованным. Реальность такова, что для улучшении звучания студии о кабелях нужно думать в последнюю очередь. Не переоценивайте важность кабелей: они должны быть достаточно качественными и надёжными, большего от них не требуется. Покупать что-то выходящее за рамки принятых базовых стандартов качества нет никакого смысла — пустая трата денег.

Если очень хочется повысить звучание своей студии, то улучшайте элементы в цепи прохождения сигнала. Купите новый аудиоинтерфейс, другие мониторы, преамп, компрессор — такие инвестиции, в отличие от премиальных кабелей, имеют смысл.

Внешние микшеры

Рекламные изображения и картинки по запросу «Студия звукозаписи» часто показывают нам, что в профессиональных и домашних студиях, помимо основной консоли или аудиоинтерфейса, присутствует дополнительный внешний микшер. Выглядит убедительно, но в реальности такой микшер бесполезен (даже если он аналоговый).

Нужно больше каналов с преампом? Купите предусилитель, подключите его через ADAT. Хотите увеличить число независимых мониторных миксов? Маршрутизируйте сигнал в DAW. К чему городить всю эту микшерную историю, опутывать студию проводами (конечно же, премиальными) и ломать голову над маршрутизацией, если все можно сделать более простыми и дешёвыми методами? Траты не имеют смысла.

Всё вышесказанное не касается качественных аналоговых суммирующих студийных микшеров, но это устройства другого уровня. К тому же многие западные продюсеры и звукорежиссеры активно спорят об их пользе. Ну и пусть спорят, вам оно ни к чему.

Огромные плазменные панели

Каждый из нас хотя бы раз думал о том, как круто иметь дисплей, на котором поместятся все 400 дорожек очередного эпичного проекта. После таких размышлений в голове обычно появляется жгучая идея о покупке большого телевизора, который станет экраном студии. А лучше двух. Или трех.

А теперь задумайтесь: так ли нужен такой огромный дисплей в вашей студии? Если вы активно занимаетесь пост-продакшеном, параллельно работая с аудио и видео, то смысл в большом экране существует. Если же в студии вы только и делаете, что записываете и сводите музыку, то целесообразность покупки нулевая.

Не забывайте, что большой экран, висящий на стене, станет ещё одним источником проблемных отражений звуковых волн в студии. Чтобы устранить эту проблему и правильно оформить помещение, придётся завесить всю стену дисплеями, но кому оно нужно? Именно поэтому в профессиональных студиях пользуются небольшими дисплеями. Здесь как никогда справедливо правило: меньше — лучше.

Exit mobile version