Roland запатентовала внешний вид легендарного басового синтезатора Roland TB-303 и драм-машины Roland TR-808, а также получила исключительные права на дизайн этих инструментов на территории Германии. Об этом стало известно благодаря наблюдательному пользователю немецкого форума Sequencer.de, поделившегося ссылками на патенты (раз, два), зарегистрированные в патентном комитете Германии.
Регистрация дизайна TR-808 и TB-303 (патенты 018016158 и 018016159 от 7 февраля 2019) могла пройти незаметно, если бы не портал CDM, решивший разобраться в происходящем. В 2018 году Roland зарегистрировала торговые марки TR-808 и TR-909 на территории США, что, очевидно, является ответом японской компании на деятельность Behringer по созданию доработанных клонов. Более того, в 2018 на сайте Roland появилась специальная страница, разъясняющая политику компании в области охраны интеллектуальной собственности.
Судя по информации в выданном немецкими властями документе, Roland запатентовала не только внешний вид инструментов, но и их конструкцию и технические особенности. При этом патент регулирует не только копирование элементов Roland TR-808 и TB-303 в других музыкальных инструментах, но и в одежде и обуви. Получается, что теперь любая продукция, использующая отсылки к внешности TR-808 и TB-303, должна создаваться исключительно с разрешения Roland. Конечно, кроссовок от PUMA этот патент не коснётся, но любые другие вещи теперь обязательно должны получить одобрение японской компании.
Самое интересное в этой ситуации то, что о регистрации патентов стало известно сразу после того, как Behringer рассказала о скором поступлении в продажу клонов синтезаторов и драм-машин Roland, Oberheim, Sequential Circuits и других компаний, а также показала их возможности. Должна ли Behringer будет отчислять деньги японцам за Behringer RD-808 — до конца не ясно: внешне инструменты схожи, но технически различаются. Сами немцы говорят, что их драм-машина — всего лишь трибьют оригинальной Roland TR-808, но с рядом изменений, улучшений и модификаций.
В целом, регистрация товарных знаков японцами — ответ на мнение Ули Беринджера, который в 2018 заявил, что люди неправильно понимают концепцию интеллектуальной собственности, а также отметил, что если технологии не защищены законом, то они бесплатны для всех. Теперь, по всей видимости, технологии перестали быть бесплатными, хотя и непонятно, почему японцы не зарегистрировали всё это раньше. Ситуация выглядит так, как будто в течение 40 лет Roland не было никакого дела до своих инструментов, пока другие производили не взялись за возрождение драм-машин и синтезаторов 1970-1990 годов в ответ на спрос музыкантов и бездействие японцев. Теперь же, когда классика переживает второе рождение, руководство Roland спешит заработать на этом и переживает о безопасности своей интеллектуальной собственности.
Драм-машины, синтезаторы, Behringer, Roland
Как выбрать драм-машину: все, что нужно знать начинающему перед покупкой
Эффективное клонирование: все синтезаторы Behringer, которые выйдут в 2019
Винтажные драм-машины Roland: от TR-606 до TR-909
Лучшие синтезаторы для начинающих музыкантов: 7 отличных моделей для знакомства с миром синтеза
Ули Беринджер назвал себя реверс-инженером в ответ на обвинения в подражательстве
Не хуже оригинала: в сети появилось видео с демонстрацией возможностей Behringer RD-808
Атака клонов: Behringer готовит бюджетную копию Sequential Circuits Pro-One
Behringer выпустит 13 Eurorack-модулей в линейке Behringer M100