Напевали ли вы когда-нибудь текст одной песни под мелодию другой? Подмечали сильные сходства двух разных композиций, да такие, что песни запросто можно объединить? Видели на YouTube ролики, где два разных трека склеивают в один?
Жанр мэшап (от англ. Mash-Up — смешивать, толочь, взбивать) объединяет между собой несколько музыкальных произведений в одно. Идея в том, чтобы наложить оригинальные партии вокала или инструментов из одной композиции на похожие партии в другой. Зачастую в результате объединения получается совершенно новая, оригинальная песня, хотя и собранная как лоскутное одеяло из кусочков других треков.
Самая популярная форма мэшапа — ремиксы от диджеев. Диджеи используют вокальные сэмплы и партии инструментов известных песен в своей музыке, создавая популярные ремиксы. Примерно тем же занимаются многие хип-хоп-исполнители, чья музыка также часто становится нарезкой элементов из разных треков.
Развитие компьютерных технологий и музыкального софта привело к выделению мэшапа отдельный жанр музыки. В рамках жанра стилистика треков сильно разнится: авторы создают как танцевальные и рок-композиции, так и джазовые и блюзовые треки.
Одним из самых заметных деятелей мэшап-сцены стал Петр Горст. Видео Петра набрали большую популярность в YouTube: ролики, в которых Slayer объединяются с Игорем Корнелюком, а System Of A Down — с Ярославом Евдокимовым завирусились во многих пабликах ВКонтакте, а затем перебрались и в другие социальные сети. Сегодня канал Петра на YouTube насчитывает почти 36 500 подписчиков, видео набирают десятки тысяч просмотров, а сам автор выкладывает ролики с завидной регулярностью.
Мы встретились с Петром, чтобы обсудить его творчество, спросить о том, как приходят идеи для мэшапов и что нужно автору подобного музыкального контента.
— Пётр, сегодня вы известны в Интернете как автор мэшапов. Но ваша история в музыке началась, наверняка, раньше?
Лет двадцать назад я недолго играл в группе Mad V. Исполняли трэш-метал. До этого была ещё одна альт-группа, играли что-то типа U2. Был участником коллектива, исполнявшего немецкую народную музыку.
— Как произошло знакомство с жанром мэшапа? Кто натолкнул на мысли сделать что-то подобное самому?
Где-то около десяти лет назад я увидел ролик, где смешали Carcass и Мадонну, который впечатлил меня. Потом попались два видео, где смешали Nirvana с Риком Эстли и Arabesque или кем-то ещё. Узнал, что это безобразие называет мэшап. Зацепило, я понял, что тоже хочу и могу сделать что-то подобное. Но тогда не смог найти, как всё это сделать, где взять отдельно голосовую дорожку.
— Сразу взялись за дело?
Сначала забросил всё это. А в 2014 году случайно узнал, что чистую дорожку вокала можно вполне себе скачать. К сожалению, найти голос можно далеко не к каждой песне.
Где-то месяца через два после начала работы в жанре я сделал Slayer с Корнелюком. Закинул в группу, посвящённую Slayer, просмотры стали расти. Многим людям понравилось, я понял, что у меня что-то получается. Позднее были ещё ролик на Metallica и Юлианну Караулову, который мне нравится, а также мэшап Pantera и Sandra, видео которого благополучно удалили с YouTube.
— Чем пользуетесь для работы над своими роликами? Применяете какие-то особенные плагины или программы?
Для работы использую в основном простой софт — Acid Pro, Adobe Audition. Для видео пользуюсь Sony Vegas. Если нужно отделить вокал, то беру iZotope RX7, но качество получается хуже в сравнении с тем, если скачать готовую дорожку.
— Где находятся идеи для мэшапов? Кто-то подсказывает? Может, подписчики?
Идеи приходят, в основном, спонтанно. В каких-то бытовых ситуациях типа мытья посуды или похода в магазин. Точно помню, что идея совместить Slayer и Ace Of Base пришла, когда собирался на работу. Сегодня это моё самое просматриваемое видео.
Часто предлагают что-то объединить, но я обычно полагаюсь только на свои идеи. Хотя бывают исключения.
— А что по поводу самого процесса работы? Просто берёте две композиции, закидываете в проект и начинаете крутить-вертеть? Есть какой-то сформировавшийся алгоритм работы?
После появления идеи берутся две или больше композиций, добавляются в проект. Подгоняются по темпу и тональности, если нужно. А дальше… если получается не смешно или трек просто не звучит, то дальнейшая работа отменяется.
— Сколько в среднем занимает создание одного мэшапа из двух песен?
Если делать аудио, то всё зависит от сложности. Может уйти один день, а может несколько месяцев. Видео, как правило, делается в течение одного дня.
— Как вообще монетизируется такой контент на YouTube? Всё-таки в последнее время площадка достаточно агрессивна в отношении нарушителей авторских прав.
По монетизации часто сталкивался с заявлениями [страйками — ред.] об авторских правах на то или иное видео до тех пор, пока меня окончательно не отключили от монетизации из-за нарушения этих самых прав. Особенно активными были представители Юрия Антонова, обещавшие в перспективе полностью удалить мой канал на YouTube.
— Сами исполнители как-то реагируют на ваше творчество? Что вообще происходит в комментариях под роликами? Как люди со стороны смотрят на это?
Из авторов оригинальных композиций комментарии никто не писал. Подписчики регулярно пишут, в основном оставляют сообщения, что участникам того или иного мэшапа нужно исполнить то, что я совместил.
В целом, реагируют по-разному. Однажды я показал на работе свой мэшап ЛЮБЭ и Guns N’ Roses коллеге, большому фанату Ганзов. Он посмотрел всё с каменным лицом и ничего не понял. В общем, не все понимают, что я делаю.
— Если отбросить навыки работы в аудио- и видеоредакторах, какие навыки нужны автору мэшапов? Что понадобится тому, кто захочет сделать своё объединение?
Чтобы делать мэшапы, нужно, наверное, быть хотя бы чуть-чуть музыкантом. Ну и обладать чувством юмора.
Топ-5 мэшапов Петра Горста по мнению SAMESOUND
Канал Петра насчитывает более 100 роликов в жанре мэшап. Мы выбрали пятёрку самых интересных, чтобы вы могли ознакомиться с творчеством Петра.