in

Полиритмия, полиметрия, кросс-ритм: что это такое и какая между ними разница

Разбираемся в основах комплексных ритмов.

полиритмия и полиметрия

В популярной музыке чаще всего используются простые размеры — 2/2, 4/4, 3/4 и 6/8. Каждый из этих размеров строится на общих ритмах, состоящих из четвёртых, восьмых и шестнадцатых нот, которые довольно просты для исполнения. Чаще всего простая ритмика встречается в блюзе, роке, кантри, фолке, электронной и популярной музыке (даже несмотря на то, что некоторые размеры считаются мёртвыми для этих стилей).

Однако простыми ритмами дело не ограничивается — куда интереснее дела обстоят в джазе, хип-хопе, метале и народной музыке (африканской и индийской). Композиции в этих жанрах часто используют более сложные и комплексные ритмы в рамках привычных музыкальных размеров, построенные на полиритмах, полиметрах и кросс-ритмах. Редакция SAMESOUND разбирается, что такое полиритмы и полиметры, чем они отличаются от кросс-ритмов и рассказывает, как распознать их и применить на практике.

Что такое полиритмия

Полиритмия — одновременное сочетание двух и более ритмических рисунков, которые не совпадают по количеству временных долей в рамках такта. Когда в партии инструмента параллельно звучат несколько отличающихся ритмических фигур, они создают полиритм, который придаёт музыке больше выразительности и делает её намного интереснее. Большинство полиритмов, используемых в наше время, основаны на сложной ритмике африканской музыки, исполняемой на традиционных ударных инструментах.

Первопроходцами в использовании сложных ритмических рисунков стали джазовые музыканты. Позднее эстафету полиритмов приняли на вооружение металисты, со временем сформировавшие полноценные направления музыки, где основанные идеи строятся на полиритмах.

полиритмия гемиола
Пример гемиолы

Одним из самых простых и популярных полиритмических мотивов в современной музыке считается гемиола, также берущая корни из музыки Африки. Гемиола представляет собой наложение двухдольного ритма на триольный ритм.

Как устроена полиритмия

Чтобы разобраться в том, как устроена полиритмия, обратимся к формуле X:Y, где:

  • X — контр-ритм;
  • Y — базовый импульс.

В упоминаемой выше гемиоле используется полиритм с формулой 3:2, означающий, что на каждые два базовых импульса приходится три контр-ритма. Получается, что гемиола совмещает ритмическое исполнение дуолей с независимым исполнением триолей.

Полиритмия
Полиритм 3:2 на примере партии ударных
  1. Полиритм на примере партии ударных 0:12

Так как длительности ритмических фигур идентичны, первые ноты обеих партий совпадают, после чего ритмы расходятся. Вторая нота базового импульса в схеме 3:2 звучит между вторым и третьим контр-ритмом — между вторым и третьим звуком первой партии нужно уместить второй звук второй партии. Такая схема будет работать только при игре восьмыми нотами: если заменить ноты на четверти, то контр-ритм перестанет быть собой, а сама партия лишится полиритма.

Что такое кросс-ритм — частный случай полиритма

Кросс-ритм — особая форма полиритмии, относящаяся к системным полиритмам. Термин «Кросс-ритм» придумал Артур Моррис Джонс в 1934 году, использовав его для обозначения ситуаций, когда ритмический конфликт полиритмов становится основой музыкального произведения. В Гарвардском музыкальном словаре (англ. Harvard Dictionary of Music) кросс-ритм определяется как «ритм, в котором правильная картина акцентов преобладающего метра противоречит противоречивой схеме, а не просто мгновенное перемещение, которое оставляет преобладающий метр принципиально неоспоримым». 

Согласно словарю Musipedia, кросс-ритм представляет собой эффект, когда акценты в музыкальных партиях отличаются от стандартных акцентов, принятых в музыкальном размере. К примеру, если сместить акценты одной из партий (или части партии) в размере 4/4 со стандартного 2:2:2:2 на акценты 3:3:2, то образовавшееся сочетание акцентов создаст кросс-ритм.

полиритмия ритм клаве
Ритм клаве

Ранние исследования кросс-ритма говорили о нём, как о частном случае полиметра — считалось, что он возникает при соединении партий в разных размерах с несовпадающими акцентами. Теоретически такие партии никогда не зазвучат слаженно из-за разности размеров и акцентов на сильную долю, но на практике ситуация обстоит совершенно иначе: партии сливаются в единую, слаженную и необычную картину. Во многом связь кросс-ритма с полиметрией была обусловлена тем, что исследователи воспринимали африканскую музыку как полиметричную, где все партии инструментов в рамках композиции исполняются в разных размерах.

В качестве примера часто рассматривалась музыка йоруба, исполняемая на барабанах дундун. Два барабанщика играют стандартный ритм клаве из пяти акцентов в полиметрическом размере 7/8+5/8, при этом первый барабанщик объединяет три импульса, а второй — четыре, что смещает акценты и образует кросс-ритм. С течением времени восприятие африканской музыки изменилось — исследователи стали воспринимать её как полиритмичную, в которой все партии исполняются в одном размере, но с акцентированием на разных долях, что создаёт ощущение разноразмерности. По этой причине кросс-ритм теперь рассматривается как частный случай полиритма, а в музыкальной популярной литературе и обсуждениях на форумах «Кросс-ритм» и «Полиритм» и вовсе становятся синонимами.

Кросс-ритм
Пример кросс-ритма: разные партии сыграны в разном ритме, но в одном размере

Техника кросс-ритма работает с партиями любых инструментов (достаточно противопоставить один размер другому), хотя применяется не так часто — среди самых заметных пользователей кросс-ритма можно выделить только Dream Theater и TOOL. Пользоваться кросс-ритмом не так просто, так как бездумное заигрывание с ожиданиями слушателя и его восприятием времени может разрушить всю целостность композиции.

Если говорить о конкретных примерах, то среди интересных вариантов можно выделить композицию Этьена Жоме «Repeat Again After Me». Трек написан в размере 3/4, при этом на отметке около 3:40 появляется партия клаве в размере 3/8. Другой яркий пример — трек Âme «Rej», взрывавший танцполы в конце 2000-х годов. Помимо того, что композиция считается гимном эпохи Minimal Techno, её также отличает наличие кросс-ритмов. Определить размер мелодии довольно сложно, хотя трек написан в размере 4/4.

Etienne Jaumet — Repeat Again After Me

Âme — Rej

Что такое полиметрия

Полиметрия — одновременное сочетание двух и более размеров (метров). Принцип работы полиметрии совпадает с полиритмом и работает по той же формуле X:Y, в которой:

  • X — контр-метр;
  • Y — базовый импульс.

Самый простой пример полиметрии — формула 4:3, в которой одна партия исполняется в размере 4/4, а вторая — 3/4. По такому принципу написана композиция Led Zeppelin «Kashmir»: синтезатор и электрогитара играют на три четверти, вокал и ударные — на четыре четверти. Несмотря на различие размеров тактов у разных инструментов и смещение сильных долей относительно друг друга, общий ритм композиции остаётся единым.

Полиметрия — более сложный приём не только для исполнителя, но и для композитора, так как при написании каждой из партий нужно сохранять чёткую организацию внутри каждого из размеров. С точки зрения композиции при использовании полиметрии в первую очередь требуется внимательно следить за акцентированием сильных долей в разных партиях и только потом смотреть на то, как сочетаются размеры между собой.

Как устроена полиметрия

Все полиметры формируются по одному и тому же принципу — одна партия играется в одном размере, вторая — в другом. Экспериментировать с разными размерами довольно просто, если запомнить, где и когда ставить акценты на сильную долю, а также не путаться в ритмике исполнения.

Базовый рифф 4/4 в размере 4/4

Полиметрия пример 01

Самый обычный рифф в размере 4/4. Сыгран восьмыми нотами.

  1. Базовый рифф 4/4 в размере 4/4 0:25

Базовый рифф 3/4 в размере 3/4

Полиметрия пример 02

Самый обычный рифф в размере 3/4. Сыгран восьмыми нотами.

  1. Базовый рифф 3/4 в размере 3/4 0:20

Базовый рифф 4/4 в размере 3/4

Полиметрия пример 03

Теперь сыграем рифф на 4/4 в размере 3/4. Обратите внимание, что количество нот остаётся прежним, но смещаются акценты. Из-за того, что в 4/4 в рамках такта у нас умещается восемь восьмых нот, здесь часть нот переезжает в следующий такт.

  1. Базовый рифф 4/4 в размере 3/4 0:20

Базовый рифф 3/4 в размере 4/4

Полиметрия пример 04

Теперь сыграем рифф на 3/4 в размере 4/4. Обратите внимание, что количество нот остаётся прежним, но смещаются акценты. Из-за того, что в 3/4 в рамках такта у нас умещается шесть восьмых нот, здесь часть нот переезжает прямиком в следующий такт.

  1. Базовый рифф 3/4 в размере 4/4 0:21

Полиритмия и полиметрия: так в чём же разница?

Вопрос о том, чем отличается полиритмия от полиметрии встречается довольно часто. В английской литературе часто объединяют оба термина, подразумевая под полиритмией как наложение ритмов, так и наложение размеров (полиметрию). Так, например, в Музыкальном словаре Гроува (англ. Grove Dictionary of Music and Musicians) полиритм определяется как наложение различных ритмов и метров. В то же время в европейской и отечественной музыкальной теории принято использовать термины отдельно друг от друга. Тем не менее полиметрию Европа и Россия воспринимают как частный случай полиритмии с той оговоркой, что чёткого разграничения двух терминов не существует.

Тем не менее разграничивать полиритмию и полиметрию нужно — базовый принцип у этих терминов все-таки разный. Разница на деле проста: полиритмия говорит о соединении двух совершенно разных ритмических рисунков в единое целое, полиметрия — двух музыкальных размеров. Что же касается кросс-ритма, то термин можно воспринимать как синоним полиритма — вряд ли кто-то станет с моноклем и пеной у рта доказывать, что вы не правы, когда говорите об использовании полиритмов в своей музыке, а на деле у вас тут кросс-ритм.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
5 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии