in

Басовые синтезаторы: 4 легендарных устройства, изменивших музыку

Четыре синтезатора от Roland, Moog и Sequential Circuits, изменивших звучание современной музыки и навсегда вошедших в ее историю.

Басовые синтезаторы никогда не сравнятся с обыкновенной бас-гитарой, когда дело касается живой игры. Тем не менее, гибкость настройки и богатые возможности по формированию звука позволяют использовать их в ситуациях, когда нужно получить максимально насыщенный и плотный звук.

Несмотря на нынешнее многообразие инструментов, одинаково хорошо подходящих под исполнение любых партий в широком диапазоне музыкальных жанров, ряд винтажных устройств остается непревзойденным идеалом в вопросах синтеза звука. Эти синтезаторы не теряют актуальности, а обладание ими часто становится сокровенной мечтой многих музыкантов и продюсеров.

SAMESOUND.RU продолжает серию материалов о винтажных устройствах и жанре синт-вейв и рассказывает о 4 легендарных басовых синтезаторах, которые не только изменили звучание современной музыки, но и навсегда вошли в ее историю. Помимо краткого рассказа о самом устройстве, материал продемонстрирует популярные примеры использования этих синтезаторов и покажет их виртуальные аналоги, отличающиеся намного меньшей ценой при аналогичных возможностях.

Moog Minimoog

Moog Minimoog.

Монофонический синтезатор Moog Minimoog, выпущенный Робертом Мугом и Дэвидом ван Куверингом в 1970 году, стал основой всего современного синтезаторного саунда. Музыкантам пришлись по вкусу три осциллятора (слегка нестабильных), легендарный транзисторный лестничный фильтр (24dB/oct), возможность маршрутизации сигнала наушников через секцию фильтра, два простых и производительных генератора огибающей, а также относительно невысокая цена, что, в свою очередь, сделало Minimoog невероятно популярным устройством.

Несмотря на то, что синтезатор был спроектирован как простой инструмент для создания лид-звуков и эффектов, музыканты по всему миру открыли для себя Minimoog в качестве мощного источника басовых звуков. Глядя на то, как Minimoog популярен у музыкантов в вопросах баса, Moog быстро разработали отдельный басовый синтезатор Moog Taurus.

Как получить звук Moog Minimoog?

Minimoog — один из самых популярных синтезаторов для эмуляции, новые виртуальные версии которого выходят чуть ли не каждый день. Среди самых качественных виртуальных вариантов Minimoog стоит выделить Arturia Mini V (€149), Native Instruments MONARK ($99), Synapse Audio The Legend ($99), а также встроенный в Logic Pro X синтезатор RetroSynth — звучание и возможности этих VST-инструментов ближе всего подобрались к оригинальному синтезатору. Тем, кому бюджет не позволяет использовать коммерческие разработки, стоит обратить внимание на плагин Steinberg Model-E.

Примеры использования Minimoog в популярной музыке

Гари Райт активно использовал синтезатор при записи альбома 1975 года «The Dream Weaver».

Услышать связку из трех Minimoog, исполняющих основной басовый рифф, можно в композиции Parliament «Flashlight», вышедшей в 1978 году. Два синтезатора в связке с секвенсором Oberheim DSX использовал Дэвид Фрэнк при записи альбома Фила Коллинза «Sussudio», вышедшего в 1985 году.

Уже упомянутый Moog Taurus, созданный на основе Minimoog, активно использовался прог-рок музыкантами — послушайте творчество Rush и Genesis 1970-1980-х годов.

Roland SH-101

Roland SH-101 можно было использовать в качестве клавитары.

Roland SH-101 вышел во времена, когда на рынке уже вовсю правили программируемые и полифонические синтезаторы, и стал последним моносинтезатором японской компании. Несмотря на изменившиеся предпочтения музыкантов, с 1982 по 1984 год Roland произвела более 50 000 SH-101, чему поспособствовала относительно небольшая цена на устройство — около $350. Как и в случае с Minimoog, SH-101 предназначался для лид-звуков, но популярность в музыкальной среде снискал за счет басового звука, отличавшегося плотностью и сочностью.

Roland SH-101 оснащался одним осциллятором и одним суб-осциллятором и предлагал три формы звуковой волны: Saw, Pulse и Noise. При этом смена используемой формы осуществлялась не отдельным переключателем, а с помощью специального микшера, с помощью которого музыкант мог настроить количество той или иной звуковой волны в общем миксе.

Подъем громкости до одинаковых значений создавал четвертую, комплексную звуковую волну, представляющую собой смесь всех трех форм. Объединенная звуковая волна проходила через резонансный фильтр, а в дальнейшем музыкант мог модулировать сигнал с помощью одного LFO, ADSR и клавиатуры.

Ключевой особенностью Roland SH-101 стал встроенный и простой в использовании секвенсор, который позволял направлять звуки на низкочастотный осциллятор. В дополнение к этому, у пользователя имелась возможность транспонировать любую секвенцию с помощью клавиатуры синтезатора.

Как получить звук Roland SH-101?

Получить виртуальную версию Roland SH-101 проще простого: компания Roland создала точную VST-копию синтезатора в рамках серии софтовых инструментов Synth Legends. Среди сторонних разработок стоит отметить платные D16 Group LuSH-101 (€149) и Togu Audio Line TAL-Bassline-101 ($59), а также бесплатный Togu Audio Line TAL-Bassline.

Примеры использования Roland SH-101 в популярной музыке

Roland SH-101 не оставил заметного следа в истории музыки — всему виной развитие клавишных цифровых рабочих станций, ставших к началу-середине 1980-х основным студийным инструментом. Тем не менее, среди примеров использования синтезатора стоит выделить творчество The Prodigy, A Guy Called Gerald, а также Xeno & Oaklander.

Sequential Circuits Pro One

Sequential Circuits Pro One.

Компания Sequential Circuits прежде всего известна своим программируемым синтезатором Prophet-5, вышедшем в 1978 году. Prophet-5 быстро обрел популярность и даже цена в районе $4 000 никого не остановила. Спустя три года после релиза, компания выпустила монофоническую версию синтезатора, получившую название Sequential Circuits Pro One.

Как и Prophet-5, Sequential Circuits Pro One оснащался двумя осцилляторами и резонансным LP-фильтром 24 dB, основанным на популярном чипе Curtis. Оба осциллятора отличались качественным звуком — низкие частоты звучали мощно и чисто, а высокие отличались яркостью, которая прорывалась даже через самые плотные миксы. В дополнение к этому, Pro One предлагал богатые возможности модуляции и маршрутизации, а также отдельные генераторы ADSR-огибающей для VCA и фильтра.

Наличие встроенного секвенсора и арпедижатора, вкупе с остальным оснащением, делало Pro One идеальным устройством для создания интересных, необычных и качественно звучащих басовых патчей.

Как получить звук Sequential Circuits Pro One?

Самая достоверная копия Sequential Circuits Pro One получилась у разработчиков из компании u-he — виртуальный синтезатор u-he Repro-1 является точной копией Pro One, которая предлагает максимально аутентичное звучание и полное повторение всех схем оригинального устройства.

Тем, кто не готов выложить $99 за Repro-1, стоит обратить внимание на u-he Repro-Alpha (бесплатную и упрощенную версию Repro-1), а также на звуковые библиотеки Spectrasonics Trilian, среди которых нашлось место звукам в духе Pro One.

Примеры использования Sequential Circuits Pro One в популярной музыке

Одним из самых известных пользователей Sequential Circuits Pro One можно назвать Винса Кларка, который покинул состав Depeche Mode в год выхода синтезатора (связаны ли эти события между собой — неизвестно). Услышать играющего на Pro One Кларка можно в популярной балладе группы Yazoo «Only You». В песне синтезатор отвечает не только за басовую линию, но и за бас-бочку.

Среди других ярких примеров использования можно вспомнить композиции коллектива Chromeo «Hot Mess» и «Don’t Turn The Lights On», и EP «Remission» группы Skinny Puppy. Активное использование Pro One можно услышать в творчестве Hardfloor, Mouse On Mars, Überzone и The Prodigy.

Roland TB-303 Bass Line

Roland TB-303 Bass Line.

Позиции Minimoog в качестве Короля баса казались непоколебимы вплоть до выхода Roland TB-303. Недорогой синтезатор с ценником в районе $300, пластиковым серебряным корпусом и ограниченной звуковой палитрой неожиданно полюбился музыкантам, подвинул с царского трона Minimoog и ворвался во многие музыкальные стили, где стал настоящим стандартом для нескольких поколений музыкантов и продюсеров.

Тем не менее, успех к синтезатору пришел не сразу. Вышедший в 1981 году Roland TB-303 провалился на рынке и считался дешевой поделкой, а сама Roland вскоре решила свернуть производство и выпуск синтезатора. Синтезатор постепенно попал на вторичный рынок, где получил культовый статус и стал настоящей легендой среди музыкантов. Несмотря на ограниченные технические возможности, TB-303 полюбился публике за широкий диапазон воспроизводимых звуков — синтезатор с легкостью создавал объемные, мутные, грязные или яркие, но неизменно сочные и мощные звуки.

Не разборный корпус устройства предлагал плату с одним осциллятором, который производил две формы звуковой волны — Square и Saw — без возможности их совместного использования. Звучание осциллятора можно было пропустить через LP-фильтр (24 dB) и единственный генератор ADSR, который накладывал различные ограничения на настройку огибающей. В дополнение к этому, японцы встроили в TB-303 простой во всех смыслах секвенсор и возможность создания портаменто (слайдов между нотами).

Как получить звук Roland TB-303 Bass Line?

Простота Roland TB-303 сделала его не менее популярным в среде разработчиков музыкального программного обеспечения. Несмотря на большое количество эмуляций, одной из лучших виртуальных версий синтезатора является инструмент Propellerhead ReBirth, вышедший в (уже) далеком 1998 году, чья разработка, к сожалению, уже прекращена. Помимо точной копии TB-303, ReBirth также предлагает отличные эмуляции драм-машин Roland TR-808 и TR-909.

Тем, кто ищет более новые разработки, стоит обратить внимание на платные плагины AudioRealism BassLine 3 (€99), D16 Group Phoscyon (€59), Audio Blast Acid Box (€39,99), а также на бесплатную разработку с открытым исходным кодом Freebirth.

Примеры использования Roland TB-303 Bass Line в популярной музыке

Услышать TB-303 можно в огромном количестве записей, вышедших в промежутке между 1983-1992 годами — в течение этого времени TB-303 стал одной из отличительных особенностей музыки в стиле эйсид-хаус, хотя применение синтезатора не ограничивается только этим жанром. В качестве ярких примеров стоит выделить песню «Rip It Up» коллектива Orange Juice и трек «Acperience» группы Hardfloor.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии