Поиски необычного и оригинального звучания порой заставляют музыкантов (иногда и просто ученых, питающих любовь к музыке и звуку) создавать совершенно новые инструменты. При этом за основу берутся не только современные технологии, но и самые невероятные вещи: колеса, стеклянные стаканы, трубы, колбы с водой, целые жилые дома и даже пещеры.
Необычные музыкальные инструменты звучат (простите за каламбур) необычно: одни напоминают пение китов и игру ветра на арфе, другие стараются быть похожими по звуку на более привычные скрипки, виолончели или гитару.
Мы собрали (и продолжаем собирать) самые необычные музыкальные инструменты со всего света, разобрались в истории их возникновения и нашли лучшие примеры звучания.
Барсуквокс/Барсукмин (Badgermin)
В 2012 году таксидермисту и любителю музыки Дэвиду Кранмеру пришла в голову невероятная идея: поместить терменвокс (о нем читайте ниже) внутрь чучела… барсука!
Инструмент создан в единственном экземпляре на базе набора PAiA Theremax Kit, состоящим из панели управления терменвоксом, двух 8 мм антенн и необходимых для коммутации кабелей. Первое выступление с использованием барсуквокса состоялось 1 января 2012 года.
На специальном сайте Кранмер отмечает, что готов создать терменвокс любого вида по индивидуальному заказу. К примеру, позднее таксидермист создал терменвокс-сову по той же технологии, что использовалась при создании терменвокса из чучела барсука.
Полагаем, мистер Кранмер немного не в себе — музыкальные инструменты у него получаются скорее странные, чем необычные.
Вотерфон
Вотерфон изобрел и запатентовал Ричард Уотерс в 1968 году. В качестве музыкального инструмента вотерфон использовался в саундтреке таких фильмов, как «Впусти меня», «Полтергейст» и «Матрица».
Главная роль в инструменте отведена воде, благодаря которой он и звучит. Вотерфон состоит из чаши-резонатора из нержавеющей стали и множества бронзовых стержней различной длины, расположенных по краю чаши. Звуки извлекаются при помощи смычка, резиновых молоточков, пальцев и всего, что может создавать вибрации. Движение воды внутри чаши изменяет звучание вотерфона.
Звучание инструмента сравнивают с пением китов. По словам самого Уотерса, однажды Джим Ноллмен, друг изобретателя, играл на вотерфоне посреди океана. Уотерс утверждает, что импровизированный концерт недалеко от Гавайев привлек внимание синих китов, которые окружили Ноллмена и не уплывали до тех пор, пока мужчина не закончил выступление.
Гипербасовая флейта (Флейта-гипербас)
Гипербасовая флейта — самый большой и низкозвучащий деревянный духовой инструмент, длина которого может достигать 15 метров. Первый экземпляр гипербасовой флейты был создан флорентийским мастером Франческо Ромеи для итальянского флейтиста Роберто Фаббричиани, выступившего в роли спонсора проекта. Именно Фаббричиани назвал инструмент гипербасовой флейтой (англ. Hyperbass Flute, итал. Flauto Iperbasso).
Инструмент звучит на четыре октавы ниже, чем обычная концертная флейта (на 3 октавы ниже басовой флейты, на 2 октавы ниже флейты-контрабас и на одну октаву ниже двойной флейты-контрабас). Нижняя нота — C0 (До субконтроктавы), что делает звучание гипербасовой флейты на одну октаву ниже обыкновенного фортепиано. Нижний звук инструмента звучит на частоте 16 Hz, выходя за рамки возможностей человеческого слуха, различающего звуки в диапазоне от 20 до 20 000 Hz.
В качестве материалов корпуса выступают ПВХ и дерево. Отверстия флейты прикрываются всей рукой, а инструмент не имеет привычных клавиш.
Керамическая гитара
Неизвестно, кто создал керамическую гитару, но первым на необычный музыкальный инструмент обратил внимание американец Дэн Эрлвайн.
В 1963 году Эрлвайн устроился на работу подмастерьем в мастерскую Herb David Guitar Studio в городе Энн-Арбор, штат Мичиган (США), где начал осваивать азы ремонта и изготовления гитар. К середине 2000-х годов Эрлвайн превратился из подмастерья в уважаемого гитарного мастера, а количество гитар, прошедших через его руки, исчисляется десятками тысяч.
Эрлвайн признается, что за все время работы повидал множество самых причудливых гитар, но самым необычным инструментом стала керамическая гитара, оказавшаяся в руках Дэна в середине 2016 года. Информации о том, кто первоначально изготовил этот инструмент нет, как нет и информации о технологии производства керамической гитары.
Колесная лира (Hurdy-Gurdy)
Струнный язычковый инструмент известен в Европе с конца XII века под названием «органистр», а древнейшие изображения колесной лиры, датирующиеся 1175 и 1188 годами, были обнаружены в английской книжной миниатюре и на барельефе собора Святого Иакова в Испании. Самая старая колесная лира, дошедшая до наших дней, относится к XII веку и представляет собой громоздкий инструмент для игры двух человек — один вращает ручку, а второй изменяет положение стержней.
С появлением в XIII веке облегченной колесной лиры, инструмент стал обязательным атрибутом средневековой культуры менестрелей. Лира потеряла популярность в XV веку: к тому времени колесная лира считалась инструментом бродяг и нищих. Возвращение популярности инструмента пришлось на XVIII век, когда лира приобрела популярность среди французской аристократии.
В России колесные лиры появились около XVII века, также ассоциируясь с бродягами, нищими и скоморохами, исполняющими незатейливые и шутливые песни под аккомпанемент инструмента. Несмотря на непростое отношение со стороны людей, в России колесная лира приобрела статус русского народного инструмента.
Во время игры лиру кладут на колени, извлекая звуки при помощи вращения ручки колеса и изменения положения стержней, с которыми связаны струны. Количество струн достигает 11 штук: большая часть из них вибрирует монотонно и одновременно в результате трения о колесо, а 1-4 отдельных струны воспроизводят мелодию.
Звучание колесной лиры отличается мощью, монотонностью и минорным гнусавым оттенком, вызывая ассоциации с музыкой народов Среднего Востока. Во многом качество звука зависит от точного центрирования колеса и гладкости его поверхности.
Кошачье фортепиано/Кошачий клавесин/Кошачий орган
Подтвержденных сведений о существовании реального прототипа кошачьего фортепиано не существует, а сам инструмент описывается только в литературе XIX века в виде гротескной идеи. Тем не менее, мы не могли не включить его в список необычных музыкальных инструментов.
Описание кошачьего фортепиано первым сделал немецкий ученый Афанасий Кирхер в середине 1650-х годов. Согласно Кирхеру, инструмент состоит из цепи из 7-9 кошек, зафиксированных на одном месте, чьи хвосты связаны с клавиатурой. Кошки и коты подбираются по высоте тона мяуканья. Нажатия клавиш тянуло животных за хвосты, которые начинали кричать от боли. Таким образом, описанный немцем инструмент ближе к клавикорду, чем фортепиано, которое во времена Кирхера не существовало.
Упоминание о подобном инструменте (независимо от описаний Кирхера) встречается в произведении «Музициана, отрывки из сочинения о редких или странных изобретениях» французского писателя Жана-Батиста Векерлена, написанном в 1887 году. Векерлен рассказывал об инструменте «пиганино» (от англ. Pig — свинья), в котором в качестве источника звука использовались свиньи.
Кризалис
Струнный музыкальный инструмент под названием «Кризалис» сконструирован Крисом Форстером в 1975 году. Форстер признается, что дизайн инструмента создавался под влиянием каменных календарей ацтеков. Изобретатель описывает звучание инструмента, как игру ветра на арфе.
Идея создания кризалиса пришла в голову Крису в тот момент, когда его заинтересовала возможность использовать колесо с натянутыми струны в качестве музыкального инструмента. Кризалис представляет собой два деревянных колеса, на которые натянуто по 82 струны. Во время игры колеса свободно вращаются в противоположных направлениях.
Никельхарпа
Никельхарпа — традиционный шведский струнно-смычковый инструмент, чья история насчитывает более 600 лет. Раньше инструмент также называли никельгига, никельспел и никель-лира. В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».
Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащен одним рядом клавиш и двумя струнами.
В первой половине 1900-х годов инструмент считался «мертвым», а в Швеции практически не осталось музыкантов, владеющих никельхарпой. Тем не менее, в 1960-1970-е гг. никельхарпа вновь обрела популярность, чему не в последнюю очередь поспособствовала популярная музыка, искавшая новых и необычных звуков.
Современная никельхарпа оснащается 16 струнами (3 мелодических, одна монотонная и 12 резонансных струн) и 37 деревянными клавишами, устроенными таким образом, чтобы «скользить» под струнами. Диапазон инструмента составляет 3 октавы, а звучание напоминает скрипку с увеличенным резонансом.
Сегодня в Швеции насчитывается около 10 000 человек, играющих на никельхарпе, а среди известных музыкантов, свободно владеющих этим шведским инстрментом, можно выделить Ану Алькаиде и Ричи Блэкмора.
Октобас
Самым крупным по размерам и низким по звучанию смычковым инструментом считается октобас, также именуемый октавный контрабас или субконтрабас.
В основе инструмента лежит суждение некоторых мастеров о том, что размеры контрабаса слишком малы для произведения достаточно низких звуков. Первый экземпляр октобаса был создан французским скрипичным мастером Жаном Батистом Виййомом в 1850 году.
Инструмент поражал воображение размером и низким звуком, но большой популярности не снискал — тяжелый и громоздкий, предназначенный для игры вдвоем (один октобасист зажимает струны, второй использует смычок) октобас был дорог и неудобен, да и необходимость наличия в оркестре вызывала много вопросов. Тем не менее, некоторые композиторы писали партитуры специально для октобаса: услышать звучание инструмента можно в произведениях Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского, Иоганнеса Брамса.
История современного октобаса начинается с американского мастера Джона Гейера, создавшего четырехметровую версию инструмента ближе к концу XX века. Гойер оснастилоктобас тремя струнами, настроенными на ноты C0 (До субконтроктавы, находится за гранью возможностей человеческого слуха), G0 (Соль субконтроктавы) и D1 (Ре контроктавы). Что же касается практического диапазона инструмента, то он невелик — от С0 (До субконтроктавы) до А1 (Ля контроктавы).
Из-за огромных размеров октабаса, играть на нем можно как самостоятельно, так и вместе с другим музыкантом, стоя на специальном табурете. Техника игры аналогична игре на контрабасе или скрипке.
Паноптикон (Singing Ringing Tree)
Паноптикон, также именуемый Singing Ringing Tree (досл. с англ. «Поющее звенящее дерево») — музыкальный инструмент и, по совместительству, скульптура в виде набора выложенных в форме дерева труб, издающих звук за счет дуновений ветра. Скульптура установлена на вершине холма недалеко от британского города Бернли в графстве Ланкашир.
«Дерево» возвели в 2006 году, как часть серии «Паноптиконы», состоящей из четырех скульптур. Проект создан британскими дизайнерами Майком Тонкином и Анной Лью в рамках развития Восточного Ланкашира и повышения туристической привлекательности региона за счет создания серии необычных искусственных и природных арт-объектов.
Паноптикон представляет собой конструкцию трехметровой длины, состоящую из нескольких десятков труб из гальванизированной стали. Проходящий сквозь трубы ветер приводит к появлению немного нестройного звука, напоминающего хоровое пение. Диапазон звучания разнится в пределах нескольких октав.
Некоторые трубы выступают как элементы декора и общей композиции, в то время как остальные служат источником звука. Гармонические и певческие качества «дерева» зависят от силы ветра, наличия отверстий и выемок внутри труб, а также их длины.
Пирофон/Пирофонический орган
Пирофон (также встречаются названия «пирофонический орган», «огненный орган», «взрывной орган») — музыкальный инструмент, изобретенный и запатентованный в XIX веке физиком и математиком французско-немецкого происхождения Георгом Фридрихом Ойгеном Кастнером совместно с французским музыковедом Альбером Лавиньяком. Кастнер с детства увлекался наукой, а одной из самых известных работ ученого считается исследование «поющего пламени», появляющегося во время горения светильного газа в стеклянных трубках определенной длины.
В 1875 году Кастнер опубликовал брошюру «Поющие огни» (фр. «Les flammes chantantes»), которая вызвала интерес и привлекла внимание общественности к изобретенному инструменту. Одним из первых музыкантов, освоивших пирофон, считается Анри Дюнан — основатель Красного креста и близкий друг матери Кастнера.
Первый образец пирофона состоял из ряда стеклянных трубок разной длины соединенных с клавиатурой, клавиши которой управляли потоками пламени в каждой из трубок. Кастнер постоянно работал над совершенствованием пирофона: постепенно инструмент учился более точно контролировать пламя. В качестве топлива для пирофона использовался пропан, хотя позднее появились мобильные версии инструмента, подсоединенные к небольшим бочкам или цистернам с бензином, а также варианты пирофона с применением водорода.
Тем не менее массовое производство наладить не удалось, а один из первых экземпляров пирофона взорвался во время игры и ранил музыканта. В настоящее время пирофон не используется, не производится и практически не применяется в музыке.
Реактейбл
Реактейбл (Reactable) — мультимедийный музыкальный стол, поверхность которого одновременно служит для ввода и вывода информации. Интуитивно понятный интерфейс не требует от пользователя специфических знаний и позволяет в буквальном смысле прикоснуться к созданию музыки.
Основной принцип работы инструмента позаимствован у модульных аналоговых синтезаторов фирмы Moog, в которых для синтеза звука используется система специальных сот, связанных при помощи кабелей. В случае с реактейблом, в качестве основы используются программные патчи, а роль сот выполняют специальные блоки, выполненные в форме разнообразных геометрических фигур.
Каждый из блоков содержит определенную информацию. При контакте с рабочей поверхностью стола на процессор системы поступает сигнал, преобразующийся в звуковое и визуальное сообщение. Положение и ориентация блока в пространстве изменяют параметры звучания — так, разные положения одного блока влияют на итоговую громкость, тональность и скорость извлечения звука.
Реактейбл создан группой европейских инженеров из барселонского университета Помпеу Фарба, а за разработку опытного образца отвечали Сержи Жорда, Маркос Алонсо, Мартин Кальтенбруннер и Гюнтер Гейгер.
Симфонический дом (Symphonic House)
Симфонический дом (Symphonic House) — это загородный коттедж на берегу озера Мичиган (США). Необычный проект дома-инструмента реализовали архитектор Дэвид Ханауолт и музыкант и мастер по изготовлению музыкальных инструментов Билл Клоз. Работа над симфоническим домом потребовала от создателей проведения исследования на предмет поиска идеальных гармоний в вибрациях, резонансе и геометрии помещений.
По признанию Клоза и Ханауолта, ими двигало желание узнать, возможно ли увеличить размер музыкального инструмента настолько, что внутри него сможет свободно перемещаться человек. «Находиться внутри инструмента и одновременно играть на нем позволяет почувствовать звук всем телом», — делятся авторы проекта.
Внутри и снаружи дома натянуты струны, длина которых достигает шести метров. В целях безопасности сила натяжения струн не превышает 43 килограммов. Для игры нужно надеть пропитанные специальным порошком хлопковые перчатки, защищающие струны от пота и частичек грязи, которые могут стать причиной коррозии и других разрушительных процессов.
Звучание симфонического дома отличается глубиной и богатством и чем-то напоминает виолончель или альт с более насыщенным верхом. Помимо физического воздействия на человека, дом начинает «петь» от порывов ветра, вызывающих колебания струн.
Скрипка Штроха
До того, как человечество научилось подзвучивать музыкальные инструменты при помощи усилителей и колонок, музыканты искали способы сделать звучание любимых инструментов громче.
Немецкий изобретатель Иоганн Штрох в конце XIX века решил задачу самым простым методом, скрестив скрипку и трубу. Получившийся инструмент получил название «Скрипка Штроха» и внешне напоминал обыкновенную скрипку, к которой приделан раструб. Таким образом, в качестве резонатора выступает не деревянный корпус скрипки, а алюминиевый раструб.
Использование раструба сделало звучание скрипки громче и сфокусированнее, а инструмент пришелся по душе театральным и гастролирующим музыкантам — легкая и громкая, скрипка Штроха позволяла насладиться выступлением музыкантов всем собравшимся слушателям и зрителям.
С появлением микрофонов и электроскрипок популярность инструмента пошла на убыль. Тем не менее, в начале XX века на территории Молдавии и Румынии появилась (независимо от изобретения Штроха) собственная разновидность скрипки с резонаторным раструбом, позаимствованным у граммофона.
Что касается современных музыкантов, то услышать звучание скрипки Штроха можно в некоторых записях Тома Уэйтса, Горана Бреговича и группы Bat for Lashes.
Сталактитовый орган
Уникальный и необычный музыкальный инструмент, расположенный в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США. По сути — это полноценный орган, созданный внутри пещеры из естественных природных материалов. В книге рекордов Гиннеса сталактитовый орган признан «Самым крупным подземным инструментом естественного происхождения».
Инструмент создан математиком Лиландом Спринклом в 1956 году. По легенде, сын Спринкла ударился головой о низко висящий сталактит, а звук удара произвел впечатление на ученого, оценившего акустические характеристики пещеры.
У Спринкла ушло несколько лет работы на то, чтобы добиться идеального звучания инструмента и полноценного функционирования сталактитового органа. Звуки, производимые инструментом, слышны на всей площади пещеры, составляющей 14 км².
Управляющая консоль органа была разработана компанией Klann Organ Supply по проекту Спринкла. К обработанным камням подведены провода, по которым на закрепленные молоточки передаются специальные сигналы, появляющиеся после нажатий на клавиши инструмента. Молоточки ударяют по камням, извлекая звук.
В 2011 году шведско-финский музыкальный коллектив «Pepe Deluxe» стал первой группой, записавшей собственную музыкальную композицию с использованием сталактитового органа. Композиции с применением органа вошли на альбом «Queen Of The Wave», вышедший в 2012 году.
Сегодня внутри пещеры проводятся экскурсии, по окончанию которых любой желающий может приобрести диски с записью музыки, исполняемой органистом Монти Максвеллом.
Стеклянная гармоника
Прародителями стеклянной гармоники послужили самые обыкновенные стаканы, игра на которых была известна в Европе с середины XVII века. С годами изобретательность и уровень мастерства музыкантов неустанно рос, а вместе с ними росла и популярность инструмента.
Прибывший в 1757 году в Лондон Бенджамин Франклин не смог устоять перед необычным звучанием стаканов, что вдохновило его на создание стеклянной гармоники. Заменив посуду на стеклянные полусферы, Франклин поместил полусферы на железную ось, которая вращалась при помощи ножной педали.
Нижние края полусфер погружались в ящик-резонатор, наполненный водой, что позволяло равномерно увлажнять стеклянные емкости. В свою очередь прикосновения пальцев музыканта к влажным полусферам приводило к появлению нежного и приятного звука.
В течение XVIII-XIX вв. обновленный инструмент пользовался огромной популярностью. Так, стеклянную гармонику в партитуры собственных произведений вводили Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Михаил Иванович Глинка, Рихард Штраус и многие другие композиторы. Тем не менее, в среде композиторов находились и противники гармоники, считавшие, что звук инструмента пугает животных, негативно влияет на душевное состояние людей, приводит к преждевременным родам и расстройству рассудка. Дело дошло до того, что в начале XIX века в некоторых городах Германии использовать стеклянную гармонику запретили, что вскоре привело к «вымиранию» музыкального инструмента.
В XX веке к стеклянной гармонике вновь начали проявлять интерес, а инструмент смог покинуть стены музеев и частных коллекций. С течением времени внешний вид инструмента всячески изменялся, но идеи Франклина оставались основополагающими.
Терменвокс
Терменвокс создан в Петрограде в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Фактически, Термен изобрел первый в истории человечества электронный музыкальный инструмент, но на этом уникальность терменвокса не заканчивается: звукоизвлечение происходит не за счет физического воздействия на инструмент, а благодаря движению рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи специальных антенн.
Терменвокс предназначен для исполнения музыкальных композиций любых музыкальных жанров. При этом популярностью инструмент пользуется не только в среде любителей-экспериментаторов, но и профессиональных музыкантов. Помимо исполнения музыки, терменвокс может создавать разнообразные звуковые эффекты, находящие применение в кинематографе, мультипликации, театральном и цирковом искусстве.
Существует несколько разновидностей терменвокса, отличающихся особенностями конструкции и функционалом. В классическом терменвоксе изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как левая антенна отвечает за громкость звука. В более поздних моделях, спроектированных другими инженерами, в конструкцию инструмента добавили регуляторы, позволяющие производить куда больше манипуляций со звуком. Несмотря на кажущуюся простоту, освоение терменвокса требует немалых усилий.
Флуба
Своим появлением флуба обязана легендарному тубисту Джиму Селфу и производителю духовых инструментов Роббу Стюарту.
Флуба — гибрид флюгельгорна и тубы или флюгельгорн размером с тубу. Принципы игры идентичны любому духовому инструменту, а звучание напоминает что-то среднее между инструментами-донорами.
Яйбахар (на турецком название звучит «Яйбахаж») придуман и сконструирован турецким музыкантом Гёркемом Шеном в 2014 году, и сочетает одновременно элементы ударных и смычковых инструментов.
Трудно поверить, но яйбахар — полностью акустический музыкальный инструмент. Колебания струн передаются через витые пружины к деревянной мембране, а звук, отражаясь от мембраны, передается обратно на пружины, что приводит к возникновению новых колебаний.