in

Что лучше: пианино или синтезатор?

Рассказываем о плюсах и минусах обоих инструментов и помогаем с выбором тем, кто далёк от музыки.

пианино или синтезатор что лучше

Споры об оборудовании всегда актуальны в среде музыкантов: процессор или педали, лампы или транзистор, реальный инструмент или плагин. Рассуждения и жаркие дискуссии не утихают не на минуту. Тем не менее для людей не связанных с музыкой актуален другой вопрос: «Что лучше: пианино или синтезатор?». Особенно сильно он волнует родителей, собравшихся отдать ребёнка в музыкальную школу.

Ответить на вопрос не так просто, как кажется: у пианино и синтезатора хватает плюсов и минусов применительно к нашим бытовым реалиям. Эта статья расскажет, какие достоинства и недостатки присутствуют у обоих инструментов, а также поможет ответить на популярный вопрос, что же всё-таки лучше — пианино или синтезатор?


В чём разница?

Далекие от мира музыки люди представляют пианино и синтезатор как две совершенно противоположные вещи: пианино — «живой» механический инструмент, синтезатор — пластиковая электронная имитация пианино. Тем не менее понятия несколько шире, чем принято считать.

Фортепиано — клавишный инструмент, клавиши которого связаны с молоточками внутри корпуса. Обшитые войлоком молоточки бьют по натянутым струнам, что и создаёт звук. Корпус изготавливается из дерева.

Фортепиано встречается в двух видах:

  • Пианино (итал. pianino, дословно: маленькое фортепиано) — струнно-клавишный инструмент с ударным (молоточковым) способом извлечения звука. Пианино созданы специально для использования в небольших посещениях. Пианино представляет собой уменьшенную копию рояля, при этом струны и механика внутри корпуса натянуты не горизонтально, а вертикально.
  • Рояль (фр. royal, королевский) — основной вид фортепиано, в котором струны, дека и все механизмы расположены горизонтально. В отличие от пианино, звучание рояля более выразительно, насыщенно и богато.

Сравнивая пианино или синтезатор люди часто не знают, что синтезатор — очень общее название электронного (не обязательно клавишного) музыкального инструмента. Внутри синтезаторов нет никакой механики, всё построено вокруг микросхем и программного обеспечения, позволяющего инструменту звучать.

пианино
Пианино меньше рояля, струны внутри него расположены вертикально

Классификация синтезаторов очень широка, разделить устройства можно по способам генерации звука, используемым технологиям и ещё десятку признаков. Выделять все типы нет смысла (их реально много), рассмотрим только те, которые встречаются чаще всего (разделение условное):

  • Цифровые синтезаторы — внутри таких инструментов находятся процессоры и схемы, способные генерировать звуки различных инструментов (не только пианино). Одни модели оснащаются встроенными динамиками, другие нужно подключать к динамикам. В обоих случаях инструменту нужен источник питания: батарейки, электросеть или порт компьютера.
  • Цифровые пианино — гибрид акустического фортепиано и электронного синтезатора. Клавиатуры таких инструментов практически идентичны по ощущениям клавиатурам реальных роялей или пианино. Все эти молоточковые механизмы, эффекты послекасания и взвешенность клавиш обеспечивают ощущения аналогичные тем, которые вы получите при игре на акустическом инструменте. По функциям могут цифровые пианино объединяют базовые возможности синтезатора и MIDI-контроллера.
  • MIDI-клавиатуры — специальный MIDI-контроллер, который представляет собой клавиатуру фортепиано. Внутри устройства находится специальная плата и электронный блок, преобразующий нажатия клавиш в поток MIDI-команд. Сама по себе MIDI-клавиатура не воспроизводит звук — для работы нужно подключение к компьютеру и установленные библиотеки сэмплов и виртуальные инструменты.

К синтезаторам можно отнести ещё с десяток устройств, при этом в классическом понимании под синтезатором все же подразумевается устройство, оснащённое различными платами, схемами и модулями, которые генерируют и обрабатывают звук — что-то в духе Moog Modular или Minimoog. И всё же у далёких от всех этих осцилляторов, фильтров и модулей людей сложился стереотип о том, что синтезатор — пластиковая поделка, которая издаёт какие-то звуки, отдалённо напоминающие реальные инструменты.

пианино или синтезатор
Типичный синтезатор

Корень такого суждения — огромная распространённость и доступность бюджетных синтезаторов и так называемых «самоиграек» (аккомпанирующих клавишных инструментов) — синтезаторов и клавишных инструментов с встроенной функцией аккомпанемента. Обычно при слове синтезатор люди представляют сидящего за дешевыми клавишами дядьку, исполняющего шансон в кабаке — именно благодаря им сформировалось пренебрежительное отношение к таким устройствам. Тем не менее «самоиграйка» — не приговор, в этой категории хватает отличных инструментов с высоким качеством звука, суперкачественной клавиатурой и полезными дополнительными возможностями.

Все эти определения позволяют выявить самые очевидные плюсы и минусы выбора пианино или синтезатора. В отличие от синтезатора пианино не требует дополнительных заморочек: никаких подключений к компьютеру, множества настроек, поиска программного обеспечения — купил, поставил и играй. С другой стороны, если места дома мало, а инструмент нужен, то лучше синтезатора или цифрового пианино вы ничего не найдёте (речь про хорошие инструменты с качественной клавиатурой и звучанием). Главное быть готовым к тому, что скорее всего придётся докупить стойку для установки и педаль экспрессии, чтобы максимально приблизиться к настоящему пианино или роялю.

Пианино или синтезатор: в чём отличия

Представим распространённую ситуацию: вы или ваш ребёнок загорелись желанием играть на клавишах. Сразу же появляется куча дополнительных вводных: одним хочется просто освоить пару мелодий и песен, вторым становится интересно создание музыки, у третьих появляется желание поступить в консерваторию и стать профессиональным музыкантом. Желание и цели разнятся, что порождает новые вопросы: куда пойти учиться и какой инструмент покупать — пианино или синтезатор.

Конечная цель должна быть определяющим фактором при выборе инструмента. Только после этого нужно смотреть на вопросы бытового характера — всё-таки проблема свободного места всегда остаётся одной из самых острых. Компактность — основной плюс синтезаторов: за счёт меньшего числа октав и клавиш, а также пластикового корпуса синтезаторы легче и меньше в размерах. Найти им место в квартире довольно просто — после занятий их можно убрать в шкаф или поставить у стены (с цифровыми фортепиано так вряд ли прокатит, но они все равно занимают намного меньше места в сравнении с обычными пианино).

цифровое пианино или синтезатор
Цифровые пианино представляют собой идеальную смесь фортепиано и синтезатора

Может показаться, что выбор «Синтезатор или пианино» очевиден, так как первые удобнее по всем параметрам, но не всё так просто. Меньшее количество клавиш и октав может стать ключевым недостатком — вы не сможете сыграть некоторые произведения, а у ребёнка не получится отработать пройденный в музыкальной школе материал. Проблема решается цифровыми пианино или синтезаторами с клавиатурами на 76 и 88 клавиш (например, Casio WK-6600, этот синтезатор можете посмотреть здесь: https://forte-piano.ru/catalog/sintezatory), но их стоимость значительно дороже.

Переход на пианино после длительных отношений с синтезатором часто вызывает у музыкантов дискомфорт. Справедлив и обратный эффект — после пианино синтезатор ощущается несколько странно, клавиши чувствуются иначе, а контролировать динамику нот не так удобно.

Следующий важный момент: пианино — механический инструмент. При нажатии клавиш молоточек ударяет по струне, пианино издаёт звук. Сила нажатия напрямую влияет на громкость игры и динамику. Клавиши пианино изготавливаются по строгим стандартам, их размер всегда одинаковый (белые клавиши — 23×145 мм, чёрные — 9×85 мм), а сопротивление нажатию строго регламентировано. Этот момент может стать ключевым в выборе: в музыкальной школе ученики занимаются на акустических инструментах, а немалая часть учебной программы посвящена работе с динамикой. Скилл «Чувствовать клавиши» архиважен — пальцы должны выработать некий баланс, благодаря которому нажатия не будут слишком сильными или слабыми.

В большинстве синтезаторов клавиши кардинально отличаются от клавиш пианино. Обычно производители устанавливают клавиши меньшего размера, оставляя полноразмерные более дорогим моделям, имитация молоточкового механизма и чувствительность к силе нажатия также остаётся недоступной для бюджетных устройств. Например, клавиши Roland оснащается простейшей клавиатурой без каких-либо изысков, в то время как дорогой Roland BK-3 чувствительны к силе нажатия, но жмутся легко и совершенно не так, как клавиши более дорогого синтезатора Roland FA-06, оснащённого молоточковым механизмом (просто сравните модели разных синтезаторов).

СЭМПЛЫ

Сэмпл (от англ. sample — пример) представляет собой оцифрованный или искусственно созданный при помощи компьютерных программ звук живого инструмента. В случае с синтезаторами и цифровыми пианино сэмплы закладываются в память устройства. Во время нажатия клавиш инструмент воспроизводит заранее записанные звуки, объединяя их между собой в аккорды по заранее заданным алгоритмам.

Меняется и сам принцип работы клавиатуры, которая нужна не для создания новых звуков, а для запуска воспроизведения сэмплов. К тому же для комфортной игры синтезаторы зачастую оснащаются системой настройки чувствительности кнопок — можно отрегулировать инструмент так, что вне зависимости от силы нажатия все звуки зазвучат на одной громкости.

Наконец, пианино очень наглядный инструмент. Кому-то это покажется глупым, но в любой момент можно открыть крышку и посмотреть или показать ребёнку как молоточки бьют по струнам и как именно получается музыка. Такая возможность станет дополнительным фактором повышения интереса к музыке. Да, эффект краткосрочный, но если мы говорим о детях, то в вопросе обучения заинтересованность ребёнка важна не меньше хорошего педагога.

Разобравшись с бытовыми вопросами, поговорим о звуке. В цифровых пианино и простых синтезаторах звук уже сформирован программой или заботливо записан производителя. Благодаря этому вы можете выбирать разные тембры и менять инструменты нажатием одной кнопки. В ваших руках целый оркестр — рояли, скрипки, духовые, гитары, ударные и десятки других инструментов. Встроенный автоаккомпанемент (тот самый, которым прославились дядьки в кабаках) позволит играть и импровизировать вместе с другими инструментами, а функция записи даст возможность записать сыгранное или придуманное, если в вас проснётся жажда творить (не факт, но исключать такое нельзя).

Рояль или пианино всегда звучит одинаково, но компенсирует этот момент более богатым, глубоким и красивым звуком. По мнению педагогов и ценителей всего настоящего, каждый звук пианино имеет собственную индивидуальную окраску и тембр, зависящие от силы и скорости нажатия. Такое богатство недоступно электронным инструментам, многим цифровым пианино или синтезаторам (даже дорогим).

ИСТОРИЯ О ПРАВДОПОДОБНОСТИ ЗВУЧАНИЯ СИНТЕЗАТОРОВ

Известный американский изобретатель и основатель одного из самых топовых брендов клавишных инструментов Kurzweil Рэймонд Курцвейл в 1984 году продемонстрировал на выставке NAMM 1984 свой взгляд на электронные пианино. Мероприятие собрало 500 экспертов — музыкантов, звукорежиссёров, инженеров и простых слушателей. Эти люди должны были сравнить звучание реального рояля фирмы Steinway и цифрового пианино Kurzweil.

Прослушивание велось вслепую, собравшиеся не видели исполнителей и инструменты, а только слышали их звучание. По итогам мероприятия ни один из присутствующих не смог со стопроцентной точностью отличить, когда звучал реальный рояль, а когда цифровое пианино. Вот вам и разговоры про правдоподобность.

Также нужно учесть, что уход за инструментами кардинально различается. Синтезаторы не нуждаются в каком-либо специальном уходе в отличие от фортепиано. Любой деревянный инструмент требует определённой влажности воздуха в помещении и температурного режима, его нельзя ставить рядом с батареями отопления, хранить в слишком сухих или влажных условиях. Неправильное хранение и содержание ухудшает звуковые характеристики инструмента. К тому же пианино требуют периодической настройки, синтезатор же полностью лишён этого недостатка — он всегда в строю.

Напоследок стоит обсудить вопрос цены. Пианино стоит дорого — стоимость более-менее нормального инструмента может начинаться от 150 000 рублей. Цифровые пианино стоят дешевле, но и тут не всё так просто: хорошие цифровые клавиши (с полноразмерной клавиатурой и всеми имитациями механизмов) не бывают дешёвыми, поэтому стоит быть готовым к тому, что придётся расстаться как минимум с 50 000 рублей. Синтезатор станет самым выгодным приобретением — купить сносные клавиши можно от 15 000 рублей. К тому же никто не отменял вторичный рынок — там всегда можно найти что-то достойное за умеренные деньги.

Так что же лучше?

Однозначно сказать, что же всё-таки лучше — пианино или синтезатор, нельзя. Каждый инструмент обладает собственными плюсами и минусами, характерными особенностями. Профессиональные музыканты обычно владеют и тем, и другим, и пользуются пианино или синтезатором в зависимости от задач. Точно так же рекомендуем поступать и мы — выбирать между двумя инструментами нужно исходя из того, что вы собираетесь делать.

КритерийАкустическое пианино (рояль)Синтезатор (цифровое пианино)
ОбучениеЛучше подходит для обучения в музыкальной школеБольше подходит для хобби
РазмерыЗанимает много местаКомпактные
КлавиатураСтандартный размерРазмер и количество клавиш отличается в зависимости от модели
ОщущенияРеальные ощущения: плавный ход клавиш, полная отзывчивостьОщущение нажатия кнопок (для бюджетных моделей)
ЗвучаниеБогатое, насыщенное и естественное, без возможности выбора тембраОчень близкое к настоящему инструменту + возможность выбора различных звуков и тембров
ГромкостьБольшой запас громкости и динамики (думайте о соседях)Громкость управляется вручную, можно играть в наушниках
Уход и хранениеВысокая требовательность к уходуНе требует дополнительного ухода, просто не забывайте протирать пыль
Покупка на вторичном рынкеПри покупке на вторичном рынке легко оценить состояниеПри покупке сложно выявить брак или другие недостатки
Дополнительные расходыНе требует дополнительных расходовМогут понадобиться стойка, пюпитр, различный софт, коммутация

Если же решить никак не получается, то рассуждайте так: если музыка всего лишь хобби, клавиши вы изучаете для общего развития и не преследуете каких-то наполеоновских целей — берите синтезатор, если же собираетесь профессионально овладеть инструментом — смотрите в сторону качественных цифровых пианино или акустических инструментов. К тому же не забывайте, что вы всегда можете перейти с пианино на синтезатор и обратно. В общем, ориентируйтесь на потребности и бюджет, и помните: главное — желание заниматься музыкой, а не то, насколько у вас крутой и дорогой инструмент. Как говорится, в умелых руках…

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
7 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии