В конце 1960-х годов британский звукорежиссёр Глин Джонс придумал собственную методику записи ударных, позволившую получить объёмные и мощные барабаны с помощью всего пары микрофонов. Рассказываем, в чём заключается метод Глина Джонса и как записывать ударные этим способом.
Когда мы говорим о профессиональной записи ударных, в голове сразу появляется яркая картина с просторным помещением, в котором ведется запись большой ударной установки множеством микрофонов. Мы представляем комбинацию оверхед-микрофонов, отдельных микрофонов для каждого барабана и набора микрофонов, снимающих комнату, и думаем, что только так можно получить современное, сочное звучание ударных.
Конечно, барабаны можно записывать именно так, но зачем усложнять процесс, если есть более простые и действенные варианты? В конце 1960-х годов британский звукорежиссёр Глин Джонс разработал собственную методику записи ударных, позволяющую записать объёмные и мощные барабаны ограниченным числом микрофонов (от одного до четырех). Методика быстро обрела популярность в среде звукорежиссеров и получила название «Метод Глина Джонса».
Глин Джонс? Кто это вообще такой?
Глин Джонс — это британский музыкант, звукорежиссёр и продюсер, начавший свою карьеру помощником у Битлов. В разное время Джонс записывал Led Zeppelin, The Who, The Rolling Stones, The Eagles и Эрика Клэптона.
Специалист сделал себе имя на записях Led Zeppelin: монструозное и громоподобное звучание ударных Джона Бонэма — результат не только мощной игры самого барабанщика, но и студийной работы звукорежиссёра. С помощью разработанного метода записи Джонс смог четырьмя микрофонами получить качественный саунд ударных и захватить все особенности игры Бонэма.
Окей, с ним все понятно. В чем заключается метод Глина Джонса?
В идеале для записи ударных понадобятся 4 микрофона:
- 2 оверхед-микрофона (желательно конденсаторных и с большой диафрагмой);
- 1 спот-микрофон для бас-бочки (динамический или конденсаторный);
- 1 спот-микрофон для рабочего барабана (динамический).
Метод Глина Джонса предполагает, что два оверхед-микрофона записывают всю установку (общую картину звука, отклик комнаты). Микрофоны у бочки и рабочего служат эдакой точкой опоры — усилителями, которые делают звук основных элементов установки жирнее, а заодно дают больше гибкости при сведении ударных.
Оверхед-микрофоны — основа методики. Несмотря на простоту, микрофоны нужно расположить довольно необычно.
Хорошо, с чего мне начать?
Всё начинается с одного оверхед-микрофона, который записывает сигнал в моно (что логично!). Микрофон устанавливается строго над центром ударной установки на расстоянии 90-120 см.
Направление микрофона — между рабочим барабаном и напольным томом, примерно по центру бас-бочки. Сетка микрофона смотрит сверху вних на остальную установку.
Записав барабаны одним микрофоном, мы получим идеально сбалансированную картину: в общем миксе одинаково хорошо слышны рабочий, тома, тарелки. Слегка наклонив микрофон в сторону томов, мы выделим при записи высокий и средний томы, подняв его чуть выше — уберём песок и шипение у тарелок.
Поднимая, опуская и поворачивая микрофон, мы можем найти желаемый баланс барабанов в общем звуке установки: выделить тома, смягчить железо или другие элементы.
Ясно, что дальше?
Получив сбалансированный звук, добавим в сетап второй оверхед-микрофон. Микрофон устаналивается с правой стороны от напольного тома, на удалении примерно в 15-16 см от обода барабана. Второй оверхед смотрит прямо на рабочий барабан и хай-хэт.
Второй микрофон — не совсем оверхед-микрофон. Как видно из описания, он выступает в роли «стороннего слушателя», записывая установку с другого ракурса.
Добавляя второй оверхед, нужно следовать двум правилам:
- Первый и второй микрофоны обязательно должны быть в фазе по отношению друг к другу;
- Расстояние от решетки на конце второго оверхед-микрофона до ударной установки (до центра рабочего барабана) должно быть полностью идентично расстоянию между решеткой первого оверхеда и ударной установкой.
Два микрофона дают сбалансированную, ясную и сочную стереокартину. Рабочий и бочка в таком формате звучат строго в центре, будучи окружённые саундом тарелок и чистым звуком томов.
Тем не менее ударным может не хватать низа и атаки бочки, а также жира рабочего барабана. Исправить недостатки можно добавлением ещё двух микрофонов для бочки и рабочего.
Да, в звуке не хватает низа. Куда мне ставить дополнительные микрофоны?
Микрофон для бас-бочки нужно установить близко к мембране (пластику) или внутри самого барабана. Выбирайте место таким образом, чтобы в миксе у бочки появилась недостающая атака и полнота звучания.
Спот-микрофон для рабочего барабана нужно установить под углом к самому барабану, в нескольких сантиметрах (5-10-15) над ободом. Звучание рабочего будет меняться в зависимости от угла, под которым стоит микрофон.
Помните, что у вас уже есть сигнал рабочего и бочки, снимаемый оверхед-микрофонами. Не усердствуйте со спот-микрофонами — ваша задача заключается в том, чтобы восполнить недостающие пробелы в картине звука ударной установки.
Довольно просто! Что еще нужно учесть?
Метод Глина Джонса подразумевает, что вы учитываете ряд факторов, связанных с ударными.
- Новые пластики барабанов — залог успеха качественного саунда. Микрофоны не виноваты в том, что ударные звучат недостаточно ярко и плотно — скорее всего, проблема заключается в старых пластиках. Не спешите менять микрофоны и выкидывать кучу денег на ветер, начните с замены пластиков.
- Помещение, в котором ведется запись, влияет на итоговый саунд. Если вы хотите, чтобы ваши ударные звучали на записи, как у Джона Бонэма, вам понадобится просторное звонкое помещение. Тем не менее, это не означает, что вы не сможете записать качественные и мощные барабаны в меньшем помещении. Чем лучше звучит комната, тем лучше записанный результат.
- Нет никаких правил. Используйте метод Глина Джонса в качестве отправной точки для своих записей, но не бойтесь экспериментировать. Меняйте количество микрофонов, расстояние между ними и ударными, изменяйте помещение. По легенде, Глин Джонс открыл свой метод совершенно случайно во время поиска подходящего звука ударных.
Стоп. А если у меня нет четырех микрофонов?
Не беда — можно обойтись тремя, двумя и даже одним микрофоном. В зависимости от количества микрофонов, вам потребуется другое оборудование: к примеру, для записи ударных одним микрофоном лучше воспользоваться устройством с всенаправленной диаграммой. Тем не менее, суть метода записи будет оставаться прежней.
Подробнее прочитать и посмотреть на методики записи ударных одним, двумя и тремя микрофонами можно в этом материале.