В преддверии выхода нового киноблокбастера Marvel Studios «Мстители: Война бесконечности» (Avengers: Infinity War), подводящего итог 10-летней истории комиксовой кинофраншизы, мы решили вспомнить саундтрек первого фильма о команде супергероев — «Мстители» (The Avengers, 2012).
Автором музыки первого фильма выступил американский композитор Алан Сильвестри, имеющий в своем послужном списке несколько Грэмми и номинаций на Оскар. Среди фильмов, музыку к которым писал Сильвестри, — «Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Изгой», «Судья Дредд», «Миссия невыполнима». Что касается Marvel Studios, то знакомство Сильвестри с киностудией произошло в 2011 году, во время работы над фильмом «Первый мститель» (Captain America: The First Avenger, 2011).
Режиссер Мстителей Джосс Уидон вспоминал, что кресло композитора досталось Сильвестри благодаря его опыту и способности точно выражать искренние эмоции с помощью музыки и учитывать характеры героев.
Сильвестри признавался, что работа над музыкой к Мстителям была непростой задачей — требовалось создать музыкальное повествование для фильма о совершенно разных героях, со своей уникальной историей и характером.
Для меня это был уникальный опыт. Я работал над фильмами с участием звезд и создавал музыку для лент, в которых было множество одинаково важных для сюжета персонажей. Но в Мстителях это достигло апогея: у каждого персонажа — свой собственный мир. Очень сложно найти правильный способ уделить внимание каждому герою. В то же время фильм рассказывает об объединении героев, которое приводит к созданию единого целого — команды Мстителей.
Алан Сильвестри
Поскольку командный боевик был прямым продолжением похождения Капитана Америка в своем сольном фильме, Сильвестри решил использовать некоторые ранние наработки, позволившие избежать прямого заимствования музыкальных идей из других супергеройских фильмов Marvel. Благодаря этому у композитора получилось лаконично вписать уже знакомые мотивы в саундтрек Мстителей, дополнив их новой музыкой.
Сильвестри и Уидон отмечали, что от первоначальной идеи создания музыкальных мотивов для каждого персонажа пришлось отказаться. Такой подход приводил к излишней перегруженности музыкального повествования, а мелодические линии плохо сочетались между собой.
Неизменной идеей было создание общей, узнаваемой музыкальной темы для всей команды супергероев. По замыслу авторов, это позволяло бы подчеркнуть идею команды, сделать ее сплоченнее в глазах зрителей и избежать нарушения баланса между героями.
Персонажами, получившими собственные темы, стали только Локи и Черная вдова. Первый был главным злодеем фильма и заслуживал отдельного внимания, второй повезло с позиционированием — женский персонаж находился несколько в стороне от основной команды, да и Сильвестри смог написать подходящие композиции.
Запись музыки для фильма проходила в известной лондонской студии Abbey Road при участии Лондонского симфонического оркестра. По словам Сильвестри, общая продолжительность саундтрека составила около 110 минут, хотя количество записанного аудиоматериала было намного больше.
Помимо музыки Сильвестри, в фильме прозвучали композиции и других авторов. Так, в начале сцены захвата заложников в Штутгарте, звучит Струнный квартет № 13 Ля-минор «Rosamunde» Франца Шуберта в исполнении Квартета Такача. Примечательно, что в съемках сцены приняли участие четверо участников симфонического оркестра Toledo Symphony Orchestra, исполнивших роли музыкантов в зале.
Позже в этой сцене появляется Железный человек, сопровождаемый композицией AC/DC «Shoot To Thrill». Интересно, что в индийской версии фильма песня австралийской рок-группы была заменена: герой Роберта Дауни-мл. появляется под песню «Hello Andheron» группы Agnee.
После выхода фильма в прокат, Marvel выпустили сборник музыки «The Avengers: Original Motion Picture Soundtrack», состоящий из 19 композиций общей продолжительностью около 76 минут. Вслед за этим, на лейбле Hollywood Records был выпущен диск Avengers Assemble: Music from and Inspired by the Motion Picture, содержащий песни «по мотивам» фильма. Релиз содержал 13 песен, среди которых была «Live to Rise» группы Soundgarden, также прозвучавшая в фильме. Первоначально альбом должен был включать кавер-версию песни AC/DC «Shoot to Thrill» в исполнении группы Theory of a Deadman, но по неизвестным причинам она так и не попала в саундтрек Мстители.
Несмотря на большой объем работы и запоминающуюся заглавную тему, саундтрек Мстителей был прохладно встречен критиками и зрителями. Положительной оценки были удостоены композиции «A Promise» и «The Avengers», в то время как остальные треки слушатели посчитали музыкально слабыми, а заглавную тему — не оправдавшей надежд.
Шанс реабилитироваться в глазах публики у Сильвестри все равно остается: композитор уже написал музыку для «Мстителей: Война бесконечности» и принялся за работу к продолжению похождений о команде супергероев, которое выйдет в 2019 году.