Запись бас-гитары: советы для гитаристов и звукорежиссеров — SAMESOUND
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
  • 🗓️ Мероприятия
  • 👫 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🔊 Звуковые волны
  • Генератор диаграмм
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
SAMESOUND
No Result
Все результаты
  • Телеграм
  • 🤘 Сообщество
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🎙 Как выбрать микрофон
  • 🔊 Изучаем звуковые волны
  • 🎛 Выбираем оборудование
  • 🔥 Лучшие VST
in Продакшн
Автор: Егор Ревенга
19.12.2017

Запись бас-гитары: советы для гитаристов и звукорежиссеров

Номинант премии Грэмми Рич Тоццоли — о том, как работать с басом в домашних условиях, если ты гитарист.

Обсудить
6 150
1 0
запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам
62
ПОДЕЛИЛОСЬ
6.1k
ПРОСМОТРЫ
ПоделитьсяТелеграмнутьТвитнуть
SAMESOUND в Телеграме
Подписывайтесь на SAMESOUND в Телеграме

Рич Тоццоли — звукорежиссер, композитор и продюсер, номинированный на премию Грэмми и работавший с Элом Ди Меолой, Эйсом Фрели, Дэвидом Боуи и многими другими известными музыкантами. Недавно Рич написал колонку из двух частей (раз, два) для портала Ask.Audio, в которой рассказал, как вести запись бас-гитары в домашних и студийных условиях. В своих статьях Рич рассказывает, что делать гитаристу, впервые столкнувшемуся с записью бас-гитары, объясняет подходы к написанию партий баса и утверждает, что, при должном усердии, нет никакой нужды в поиске реального басиста. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод материала.


rich-tozzoli
Рич Тоццоли

Эту статью я пишу с точки зрения гитариста и для гитаристов, столкнувшихся с проблемой записи баса. Высокое качество звучания баса — важная составляющая профессионального микса. Беда в том, что профессиональный басист справится с записью намного лучше гитариста — это очевидно.

За время сотрудничества с Fox, HBO, Discovery Channel и другими телеканалами, в заставках которых звучит моя музыка, мне приходилось выполнять функции басиста самостоятельно. Я набил много «шишек», набрался опыта, выявил несколько важных моментов и готов поделиться своими мыслями о записи бас-гитары.

Учись и слушай

Когда я решил самостоятельно вести запись бас-гитары, я начал внимательно изучать то, как играют профессиональные басисты и как бас взаимодействует с ударными. Так как мой основной инструмент — электрогитара, то партии баса для меня всегда оставались где-то в стороне. Да, я следил за тем, как бас сидит в моих миксах, но делал это недостаточно профессионально.

Будучи поклонником Led Zeppelin, первым делом я изучил партии и манеру игры Джона Пола Джонса. Я заметил, что партии Джонса во многом основаны на ритм-энд-блюзе, соуле и классическом роке. Наблюдения за ним показали, что подчеркнуть мощь гитарного риффа можно простым дублированием партии гитары на басу, а разнообразить дорожку баса можно обычным изменением длительности нот и позиций на грифе.

После изучения манеры игры Джонса, я переключился на других значимых басистов — Гедди Ли из Rush и Джона Энтвисла из The Who. Следом я исследовал отношения баса и бочки в записях Sade, плотное звучание баса в песнях Билли Айдола, характерный стиль игры Стива Харриса из Iron Maiden и фанковый подход Фли из Red Hot Chili Peppers.

Я слушал бас с разных сторон, анализировал игру на инструменте и пытался понять, как думают и чем руководствуются басисты при написании партий. Все это всячески искореняло во мне гитариста при работе с басом.

Медиатор или пальцы

Чем играть: пальцами или медиатором? Кто-то отдает предпочтение игре пальцами, кто-то, наоборот, медиатору. Рассуждения на эту тему — банальная вкусовщина. Играем пальцами — получаем мягкое, глубокое и более традиционное звучание. Играем медиатором и слышим острую атаку, высокую точность звуков и преобладание высоких частот в звуке бас-гитары. Я освоил обе техники, хотя игра пальцами далась мне с трудом.

Для музыки, которая большую часть времени будет звучать из динамиков телевизора, лучше остановиться на игре медиатором — такой звук баса легче услышать через маленькие колонки. При этом нельзя прекращать любые эксперименты: пробуйте медиаторы разной толщины и слушайте, как меняется звук баса на записи.

Плагины для обработки баса

При работе с басом я полагаюсь на плагины и не вижу в этом ничего зазорного. Каждый сам выбирает, как ему удобнее работать — мне больше нравится использовать плагины, а не полагаться на аналоговое оборудование. Я помещаю плагины прямиком на дорожку баса в микшере, избегая всевозможных шин, посылов и AUX-каналов.

Tech 21 SansAmp PSA-1

Несмотря на то, что Tech 21 SansAmp PSA-1 может показаться странным выбором для обработки баса, я пользуюсь им уже очень давно. Плагин помогает басу пробиться сквозь микс и делает его звук более различимым. Я опускаю регулятор LOW, чтобы бас звучал менее плотно, а затем работаю с ручками DRIVE и CRUNCH. Аккуратная настройка параметров этих регуляторов вместе с регулировкой уровня PRE AMP создает легкий налет сатурации. О конкретных настройках говорить сложно, все зависит от нужд композиции.

SoundToys Decapitator

SoundToys Decapitator — аналоговый моделирующий сатуратор, придающий басу приятный ламповый характер. При помощи этого плагина я стараюсь обогатить бас эдаким ленточным эффектом.

Порядок действий такой: повернуть регулятор DRIVE к отметке 2 или около того, уровень OUTPUT выставить на 0 dB, соотношение DRY/WET — полностью в сторону WET, включить ручку THUMP. Регулятор TONE, в зависимости от потребностей, смещается или в сторону параметра BRIGHT, или в сторону DARK. Иногда я опускаю регулятор HI CUT для того, чтобы сгладить частоты в районе верхнего низа или прибавляю LOW CUT для уплотнения низких частот.

В случаях, когда нужно острое звучание баса, стоит повернуть регулятор DRIVE к более высоким значениям или нажать на кнопку PUNISH. Тем не менее, при таком варианте настройки стоит быть осторожным — можно запросто убить микс, сделав его не читаемым.

Sonnox Oxford Dynamics

Когда нужно получить чистый и гладкий бас, я пользуюсь Sonnox Oxford Dynamics. Плагин универсален и гибок, а секция компрессора аккуратно сбивает любые переходные частоты без потерь в атаке. Функцию WARMTH я активирую, когда басу нужно добавить больше выразительности.

Universal Audio/Softube Summit TLA-100A

Компрессор Summit TLA-100A от Universal Audio и Softube также призван сглаживать звучание баса, когда этого требует микс. При работе с басом я использую TLA-100A повсеместно, даже если используются другие плагины.

Тумблер LOW CUT я переключаю в положение INPUT (тогда срез низких частот происходит на входном сигнале), а сам регулятор поворачиваю к отметке в районе 100 Hz. Это помогает очистить низ микса и освободить место для бас-бочки.

Запись баса в линию или через усилитель

Несколько лет назад я начал записывать бас на собственной студии через голову Mesa/Boogie mkIV и кабинет Marshall 4×12. В путь прохождения сигнала всегда включается квакушка Dunlop Cry Baby (см. Обзор Dunlop Cry Baby Mini Wah), но ее я использую только в случае необходимости или когда мне хочется сделать звук баса чуть-чуть интереснее.

  1. Бас через Mesa/Boogie и педаль wah-wah Рич Тоццоли
  2. Бас только через Mesa/Boogie Рич Тоццоли

Несмотря на это, иногда я подключаю бас напрямую к аудиоинтерфейсу через ди-бокс — это происходит в тех случаях, когда мне нужно записать чистый необработанный бас без компрессии, эквализации и других эффектов. Обработку сигнала баса я произвожу позднее с помощью плагинов. Такой подход дает больше возможностей в вопросе формирования звучания баса.

  1. Бас медиатором через ди-бокс и после обработки Tech 21 SansAmp PSA-1 Рич Тоццоли

Здесь нет правильного или неправильного подхода: запись бас-гитары можно вести как через усилители и педали эффектов, так и напрямую, в линию. Однако, стоит отметить, что записывая бас с использованием педалей эффектов, убедитесь в их реальной необходимости — внести правки в звук после записи уже не получится.

Запись бас-гитары в линию и последующее улучшение звука

Если вы пишете бас в линию, подумайте о двух важных вещах:

  1. Как вписать дисторшн в путь прохождения сигнала?
  2. Какие плагины понадобятся для получения сочного звука?

Я уже говорил о плагинах SansAmp, Decapitator, Sonnox Oxford Dynamics и Summit TLA-100A, которые обогащают звучание баса, но не ограничивайте себя. Используйте любые инструменты и разработки, которые придадут басу драйва и уберут пики при помощи компрессии.

Добавление дисторшна

Добавить дисторшн можно с помощью любого плагина, который сделает звук бас-гитары острее. Тем не менее, многое зависит от исполняемой музыки: одним стилям подойдет кранчевый саунд, другим — острый и резкий перегруз.

Я использую дисторшн даже в спокойных и «чистых» композициях — легкая острота помогает басу найти свое место в миксе, выделяет его на фоне других участников аранжировки. Сначала я добавляю много дисторшна, а затем постепенно снижаю количество эффекта до тех пор, пока бас не зазвучит в миксе так, как мне хочется.

Не бойтесь экспериментировать с обработками — результаты работы плагинов легко отменить.

Работа с эмуляторами усилителей

Tech 21 SansAmp выводит уровни параметров Punch, Crunch и Drive далеко за максимальные значения. В композициях с напористым и тяжелым звучанием я поворачиваю регулятор Drive на 3 часа и увеличиваю значения входного гейна. Это делает бас еще тяжелее и создает настоящий эффект дисторшна.

В Decapitator я слегка прибавляю ручку Drive, а затем настраиваю соотношение Wet/Dry по вкусу, в зависимости от требуемого для композиции и аранжировки количества эффекта. Повторюсь, нет нужды в использовании идентичных плагинов — подойдут любые разработки, которые добавят зернистости и остроты звучанию.

Для достижения экстра-тяжелого звучания баса я применяю эмуляторы усилителей. Мне нравится звучание Universal Audio Engl E765 и Universal Audio Engl E646 VS. Плагины E765 и E646 VS — двухканальные, с небольшой разницей в структуре гейна. Несмотря на это оба канала подходят для работы с басом. Увеличение параметра Gain ведет к усиленному проявлению дисторшна, что вместе со вторым каналом делает звучание агрессивнее. При этом важно прибрать высокие частоты регулятором Treble, чтобы бас не звучал слишком ярко.

запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам
Пример настройки эмулятора Universal Audio Engl E646 VS.
запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам
Пример настройки эмулятора Universal Audio Engl E765.

Классические усилители

Если мне нужно получить более классическое звучание баса, я использую эмуляторы кабинетов Ampeg от Universal Audio: Ampeg SVT-VR и SVT 3. Первый отличается совсем классическим звуком в духе 1970-1980-х, а вот второй плагин более современный, его я использую только в тех случаях, если басу нужно придать более выявленную форму.

Тем не менее, чаще всего я использую Ampeg SVT-VR. Этот плагин — очень правдоподобная виртуальная версия 300 Вт басового усилителя Ampeg SVT, который звучит на огромном количестве записей. С ним звучание баса получается громким, мощным и объемным.

В зависимости от нужд песни, я выбираю разные комбинации кабинетов и микрофонов и немного прибавляю громкость, пока в звуке не появится характерная зернистость.

запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам
Пример настройки плагина Universal Audio Ampeg SVT-VR.
запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам
Пример настройки плагина Universal Audio Ampeg SVT 3.

Басовая комната

Я редко применяю окружение к басу. Тем не менее, чтобы создать эмуляцию записи в студийной комнате и получить чистый кранчевый саунд я пользуюсь плагином Softube Bass Amp Room, в состав которого входит три кабинета:

  1. 8×10 для мощного саунда баса;
  2. 4×12 для более резкого звука;
  3. 1×12 для более объемного, округлого звучания.

Если у вас нет возможности работать с этим плагином, найдите подходящую альтернативу. Выбор велик: AmpliTube 4, BIAS Amp, Guitar Rig 5, Overloud TH3 и другие.

Здесь нет каких-либо советов по настройке или 100% рецептов успеха, поэтому дайте волю внутреннему экспериментатору. Перемещайте микрофон в пространстве и оценивайте изменения звука в реальном времени, смешивайте оригинальный и обработанный сигнал, и крутите ручки пока не получите желаемый результат.

Не останавливайтесь в поисках собственного звука. Меняйте плагины, меняйте характер звучания и реализовывайте возникающие идеи. Не бойтесь поворачивать ручки и нажимать кнопки до тех пор, пока не найдете желаемый звук, а сам бас не пробьется через микс любой плотности.

What's Your Reaction?

  • Огонь!Огонь!
    6
    Огонь!
  • Хм...Хм...
    1
    Хм...
  • Лоооооол!Лоооооол!
    0
    Лоооооол!
  • Чё?Чё?
    0
    Чё?
  • ПечальПечаль
    0
    Печаль
  • Да ё..!Да ё..!
    0
    Да ё..!
Теги: AmpegDunlopMarshallMesa/BoogieSoftubeSonnoxSoundtoysUniversal Audioбасбас-гитарызвукозаписьсведение баса
Поделиться4ПоделитьсяТвитнуть15Поделиться
Подписаться
Войти
Уведомлять о
Войдите на сайт, чтобы обсудить материал
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сейчас читают


Далее
Музыкальные итоги 2017

Музыкальные итоги 2017: мнение SAMESOUND.RU

Как выбрать микрофон для записи вокала гид для начинающих музыкантов

Как выбрать микрофон: гид для начинающих музыкантов

21.02.2022
8 154

Ближайшие мероприятия // ещё →

🤑 Бесплатно
8 - 9 Апр
11:00 - 18:00

Fresh Hi-Fi & Vinyl Show

Суббота, Holiday Tagansky
Подробнее
13 - 15 Апр
12:00

NAMM 2023

Четверг, Anaheim Convention Center
Подробнее
15 Май
13 Авг
19:00

Образовательный курс «Синтез звука: Синтология» Онлайн

Понедельник, Онлайн
Подробнее
1 - 11 Июл
Весь день

Музыкальный форум Леонида Агутина

Суббота, Красная Поляна
Подробнее
Событие не найдено!

Сейчас на главной

Marshall продали шведской Zound Industries

Производитель усилителей Marshall продан шведской Zound Industries: что ждёт легендарный британский бренд?

...

Автор: Егор Ревенга
30.03.2023
Обсудить
0
Барабанщик записал 75 версий легендарного брейка Amen Break Re-Recorded

Барабанщик записал 75 новых версий легендарного брейка Amen Break для создания набора сэмплов

...

Автор: Егор Ревенга
30.03.2023
1
21
Waves Audio возвращает постоянные лицензии после критики со стороны пользователей

Waves Audio передумала переходить на подписку на плагины — компания вернёт возможность покупать постоянные лицензии после шквала критики

...

Автор: Егор Ревенга
30.03.2023
2
228
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Правила площадки
  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности
  • RSS
Сотрудничество: hello@samesound.ru
Реклама: ad@samesound.ru

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2023.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

  • Войти
  • Регистрация
  • Лента
    • В тренде
    • Горячее
    • Лучшее
    • Обсуждаемое
  • Рубрики
    • Написание
    • Исполнение
    • Продакшн
    • Инструменты
    • Софт
    • Оборудование
    • Мир музыки
  • Темы
    • Звуковые волны: интерактивный гид
    • Таблица звуковых частот
    • Телеграм-каналы для музыкантов
    • Гид по выбору
    • Гид по эффектам
    • Обзоры
    • Бесплатные плагины
    • Лучшие VST
    • Уроки гитары
    • Прохождение звукового сигнала
    • Сервисы цифровой дистрибуции музыки
  • Мероприятия
  • Сообщество
    • Лента активности
    • Группы
    • Разместить своё творчество
    • Пользователи
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Условия использования
  • Правила сообщества
  • RSS

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2023.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 18+

Вход на SAMESOUND

Google ВКонтакте OK Яндекс

или через электронную почту

Забыли пароль? Регистрация

Регистрация

Не займёт и минуты

Все поля обязательны для заполнения. Войти

Напомнить пароль?

Введите имя пользователя или адрес почты — отправим письмо со ссылкой на восстановление пароля.

Войти
Кому пишем?

Переместить комментарий