Ранее мы уже обсудили распространенные бытовые проблемы, связанные с домашней звукозаписью, а также поговорили о том, как записывать электрогитару дома в студийном качестве. Сегодня же я предлагаю поговорить о том, как записать электрогитару с использованием разнообразных моделирующих плагинов. В общем, речь пойдет о том, как использовать эмуляторы гитарных кабинетов во время работы с электрогитарой в домашних условиях.
Практически все современные DAW поставляются вместе с отличными моделирующими плагинами, заботливо внедренными разработчиками программного обеспечения. Помимо встроенных средств на рынке имеется множество не менее качественных разработок от других производителей: Native Instruments Guitar Rig, IK Multimedia AmpliTube, Positive Grid BIAS Amp и BIAS FX, Overloud TH3, Waves GTR и многие другие.
Не столь важно, какой плагин использовать в своей ежедневной работе, так как концепция и принципы работы будут идентичными для любого программного обеспечения. Данный материал продолжает серию статей, направленных на новичков домашней звукозаписи, а также тех музыкантов и гитаристов, кто только что столкнулся с вопросом, как записать электрогитару дома.
Начало работы
Любая работа над проектом начинается с запуска рабочей станции и создания новой дорожки для аудиоматериала (лучше использовать моно-дорожки при работе с басом и электрогитарой). Эмулятор гитарных кабинетов и усилителей будет подключаться к созданному аудиотреку в виде плагина.
На мой взгляд, к плагину эмуляции необходимо относиться как к полноценной программе внутри программы — фактически, DAW является не более, чем хостом для моделирующего программного обеспечения. Все настройки и пути прохождения сигнала существуют только в рамках конкретного проекта, поэтому вы всегда можете продолжить работу ровно с того же места, на котором остановились в конкретном проекте.
Возвращаясь к вопросу гитарных эмуляторов, то я советую использовать их в качестве «входящих» эффектов (Insert FX), нежели подключать их через посылы (Sends) и шины (Bus). Дело в том, что активация того же Guitar Rig на отдельном посыле приведет к тому, что при прослушивании будет слышны и чистый и обработанный сигнал гитары одновременно, при этом сигналы будут как бы независимы друг от друга. Придется потратить много времени на правильное смешение двух независимых сигналов, прежде чем получиться добиться необходимого результата.
В некоторых ситуациях такой подход находит активное применение, но в данный момент мы не будем вдаваться в подробности смешения разных сигналов, пойдя самым простым и логичным путем. Напоминаю, что нас сегодня больше интересует то, как записать электрогитару дома с использованием программных эмуляторов кабинетов и усилителей, то есть понять принципы и подходы к этому процессу.
Понимание работы эмуляторов гитарных кабинетов
Одним из преимуществ моделирующего программного обеспечения можно назвать тот факт, что подобное ПО всегда находится на выходе сигнальной цепи DAW. Другими словами, записанная электрогитара изначально представляет собой чистый звук без каких-либо искажений. То есть любые другие эффекты и инструменты — эквалайзер, компрессор и т.д. — обрабатывают входящий чистый сигнал электрогитары, а не изменяют звук, получившийся при использовании того же AmpliTube или Guitar Rig.
В то же самое время у такого подхода есть и обратная сторона: обработанный эквалайзерами, компрессорами и лимитерами исходный сигнал электрогитары в какой-то момент может перестать хорошо звучать вместе с гитарным эмулятором. Это, в свою очередь, может привести к ситуации, когда музыкант начинает «бегать по кругу», то есть постоянно менять настройки эмулятора, эквалайзера и других эффектов ради достижения желаемого звучания. В конце концов, вместо того, чтобы приблизиться к искомому саунду, начинающие гитаристы уходят в такие дебри, что проще удалить все вчистую и начать сначала, нежели пытаться вернуть все назад.
Нужно всегда помнить о том, что рано или поздно стоит поставить точку в своих экспериментах с саунд-дизайном гитары, иначе песня никогда не будет закончена. Ищите такой гитарный звук, который идеально впишется в общий микс композиции, и всегда задавайтесь вопросом, насколько «накрученный» звук электрогитары вписывается в стилистическую канву композиции.
И самое главное: вполне возможно, что сама гитара не звучит так, как того хотелось бы. То есть поиск ответа на вопрос, как записать электрогитару с использованием гитарных эмуляторов, а также поиски желаемого гитарного саунда надо начинать с самого инструмента: именно чистое и качественное звучание гитары должно быть той отправной точкой, откуда будет начинаться работа по формированию саунда.
А можно все посмотреть?
Некоторые модели усилителей неизменно ассоциируются с конкретными музыкальными стилями: если ты играешь рок-музыку, то тебе нужен Marshall, если увлекаешься чем-то более тяжелым — смотри в сторону Mesa/Boogie. В принципе, в таком соотношении нет ничего плохого, но какой смысл загонять себя в выдуманные рамки?
Эмуляторы гитарных кабинетов предлагают великое множество самых разнообразных моделей усилителей под любые нужды гитаристов и музыкантов, так почему бы не попробовать их все? Никогда не знаешь, какой именно виртуальный кабинет подойдет именно тебе.
Обязательно попробуй воспользоваться разными усилителями, динамиками, кабинетами, педалями и микрофонами. Посмотри и послушай, как они вписываются в общий микс. Вполне возможно, что самое интересное и подходящее звучание найдется там, где его не ждешь.
Смелые эксперименты
В реальном мире каждому гитаристу приходится использовать множество разнообразных педалей, соединять их кабелями, бороться с возникающими шумами и т.д. То есть необходимо достаточно места и ресурсов на самое разнообразное оборудование, но ведь мы находимся в виртуальном мире, верно?
Как насчет того, чтобы попробовать использовать два усилителя одновременно или создать какую-нибудь необычную цепочку эффектов? Три фузза, квакушка и четыре дилэя? Нет ничего невозможного! Конечно, не стоит кидаться в крайности и добавлять абсолютно все имеющиеся педали и эффекты одновременно, но всегда стоит помнить о том, что единственное ограничение при работе с эмуляторами гитарных усилителей — это наше воображение. Ну и мощность процессора.
Механика микрофонов
Практически каждый эмулятор позволяет управлять виртуальными микрофонами для снятия звука с виртуального кабинета. Другими словами, как и в реальном мире, музыкант имеет возможность менять расположение микрофона в пространстве, что, конечно же, будет сказываться на получающемся звуке.
Загляните в секцию микрофонов, попробуйте воспользоваться микрофонами разного типа, «поиграться» с их местоположением относительно динамика усилителя, а также применить встроенные возможности усиления гейна и эквализации к ним.
Аппаратные возможности
Несмотря на все возможности моделирующего программного обеспечения, не стоит забывать о том, что многие мультиэффектовые усилители, процессоры эффектов и педали могут выступать в качестве аудиоинтерфейса или, как минимум, эффективно встраиваться в цепь прохождения аудиосигнала без внесения помех в итоговый результат.
Думая о том, как записать электрогитару с использованием гитарных эмуляторов по типу BIAS, AmpliTube и Guitar Rig, стоит оценить уже имеющееся у себя аппаратное обеспечение. Это дает гитаристу возможность записать хорошо знакомый и приятный уху звук прямо через аудиоинтерфейс без какого-либо шума от микрофонов и прочих аудиозаписывающих устройств. В общем, не стоит упускать из виду такую возможность.