Постоянное развитие технологий в области звукозаписи дало всем и каждому возможность записать электрогитару дома без лишних проблем. Достаточно обладать несложным аудиоинтерфейсом, цифровой рабочей станцией и самой гитарой, чтобы записывать звук максимально качественно.
И речь идет не только о прямой записи гитары «в линию». На рынке существует огромное количество программного обеспечения и плагинов, моделирующих звучание различных гитарных усилителей и кабинетов. Любому желающему доступен широкий выбор подобных программ: Guitar Rig, AmpliTube, Slate Digital/Schuffham S-Gear, Line 6 POD. Тем же, кто хочет чего-то более осязаемого, тоже не на что жаловаться: в продаже можно найти пусть дорогие, но великолепно звучащие устройства наподобие Fractal Axe-Fx, Kemper Profiler или недавно вышедшего Line 6 Helix.
Как вы видите, создать дома условия для высокопрофессиональной звукозаписи гитары совершенно не сложно — были бы деньги. Да и общее развитие технологий привело к такому положению вещей, когда снять звучание реального усилителя намного проще, чем испортить звук.
Несмотря на все вышесказанное, профессиональная запись электрогитары — через микрофон, цифровыми или еще какими-либо методами — все равно остается не до конца раскрытым вопросом. Давайте наконец расставим все точки над i, разобравшись в том, как записать электрогитару дома в студийном качестве.
Подготовка и настройка
Настройка гитары — очевидная вещь (см. Всегда в строю: лучшие гитарные тюнеры). Вспомните, как часто вы сталкивались с ситуацией, когда при прослушивании идеально сыгранного и записанного дубля приходило осознание того, что гитара предварительно не была настроена? А сколько раз случалось такое, когда проблемы строя инструмента проявлялись уже намного позднее, например, во время сведения?
Даже работая в самой лучшей студии с самым дорогим оборудованием, гитарам свойственно расстраиваться. Поэтому всегда помните о том, что электрогитара должна быть настроена. Приобретите тюнер на клипсе, повесьте его на голову грифа и сверяйте точность настройки гитары перед каждым дублем (ну или хотя бы каждой парой-тройкой дублей).
80% профессионального качества звучания закладывается еще на этапе подготовки к записи за счет должного ухода за инструментом.
Несмотря на то, что практически в любой DAW или любом гитарном софте есть встроенный тюнер, старайтесь полагаться именно на аппаратное устройство. На пути прохождения сигнала до цифрового тюнера могут возникать задержки, которые создадут значительные трудности при настройке инструмента.
Конечно, важно помнить и о состоянии самой электрогитары. Инструменты, за которыми ухаживают должным образом, сами по себе звучат лучше. Не забывайте, что такие «мелочи» как шумящая-хрустящая электроника, излишне звенящее тремоло или попросту старые струны запросто испортят даже самый великолепный дубль. В итоге может сложится ситуация, когда незначительные на первый взгляд вещи без лишнего труда уничтожают все траты на дорогое студийное оборудование.
Не удивляйтесь, если гитара за $200 при должном уходе и в хороших руках зазвучит намного лучше, чем инструмент за $2 000, ухода за которым практически не было. Возможно для кого-то это будет откровением, но 80% качества можно создать именно в процессе подготовки к записи: за счет должного ухода за электрогитарой, правильной и точной настройки инструмента, а также благодаря предварительному устранению всех недочетов шестиструнной подруги.
Путь прохождения сигнала
Чем проще и короче путь сигнала от его источника до звукозаписывающего оборудования, тем лучше для нас. В идеале между гитаристом и аудиоинтерфейсом должен быть только необходимый минимум. Все эффекты, которые можно добавить после записи, должны быть добавлены после записи.
Добавляйте в цепь педали или процессоры только в том случае, если без них нельзя обойтись. Во всех остальных случаях увеличение цепочки эффектов будет постепенно снижать качество записываемого материала, а также увеличивать время задержки сигнала. Количество эффектов и время задержки сигнала неразрывно связаны между собой: чем больше устройств на пути прохождения звукового сигнала до устройства записи, тем больше значение латенсии, и наоборот.
Хорошим подспорьем в данном вопросе может стать наличие лупера или свитча, отключающего педаль от цепи эффектов в те моменты, когда она не нужна.
Выбор оборудования
Мы все еще говорим о подготовке к процессу звукозаписи. После того, как наш инструмент готов к «бою», стоит определиться с оборудованием, которое будет участвовать в процессе звукозаписи. Главная задача на данном этапе — определить идеальное соотношение между цифровыми и аналоговыми устройствами, которое позволит не потерять в особенностях звука, а вместе с тем и не увеличить количество латенсии.
Цифровой или аналоговый? В вопросе выбора усилителя — это несомненно важный момент. Так или иначе, но старайтесь выбирать то оборудование, которое есть у вас под рукой, и которое подойдет для грядущей звукозаписи.
Если ваш 100-ваттный Mesa/Boogie великолепно звучит на сцене, но не помещается в домашнюю студию (или его использование невозможно по ряду причин), то стоит озадачиться выбором цифровой альтернативы, воспроизводящей необходимый звук и не сковывающей во время записи.
С другой стороны, можно пойти на компромисс и заглушить усилитель при помощи какого-нибудь Suhr Reactive Load, позволяющего записывать сигнал через усилитель с нулевым значением громкости.
Опять-таки, не стоит сильно увлекаться с внедрением дополнительных устройств на пути прохождения сигнала. В идеале значение латенсии (задержки) должно быть меньше 10 миллисекунд, иначе проигрываемый сигнал будет отставать от ваших действий во время исполнения партии. А это, как все прекрасно понимают, непременно скажется не только на качестве самого материала, но и на процессе игры на инструменте.
Конечно, существуют гитаристы, которые умеют хорошо и точно исполнять собственные партии даже в условиях высоких значений задержки, но какой в этом смысл?
Некоторые гитаристы и звукорежиссеры прибегают к помощи аппаратных симуляторов кабинетов, позволяющих подгружать огромное количество самых разнообразных пресетов, выдающих необходимое звучание. Среди подобных устройств можно выделить такие модели как Two Notes Torpedo C.A.B., Two Notes Torpedo Live, Mesa/Boogie CabClone или Tech 21 SansAmp.
Настраивая свой кабинет (или любое другое устройство) перед записью, для более лучших результатов стоит выставить на 10% меньше гейна, а также низких, средних и высоких частот. Если же во время записи будет использоваться реальный ламповый усилитель, которым вы пользуетесь во время живых выступлений, попробуйте выставить такие же настройки, которые вы используете при игре на сцене, а затем понизьте на 5-10% все ручки. Можно также добавить эквалайзер, который исправит большинство проблем с тоном звука.
В общем, избегайте излишне высокого количества всех частот, а также не перебарщивайте с гейном — выход за пиковые значения нам вовсе ни к чему.
Запись кабинета/усилителя при помощи микрофона
Об этом написано уже много материалов, в том числе и на нашем сайте. Несмотря на это, пройдемся по основным моментам, которые стоит учесть. Все остальное уже было детально расписано в предыдущих материалах.
Собираясь записывать электрогитару через кабинет при помощи микрофона, в идеале неплохо бы прочитать некоторое количество профильной литературы. Так или иначе, самое главное — это отдавать себе отчет о всех действиях, производимых вами во время записи.
Запись микрофоном гитарного кабинета можно сделать максимально простым путем: один Shure SM57, установленный напротив динамика усилителя на небольшом расстоянии. В зависимости от желаемого результата, стоит использовать или пару микрофонов, перемещать усилитель в пространстве, а также изменять положение и направление устройств звукозаписи гитарного кабинета.
Всегда помните, что наилучший результат такого рода записи — это аудиодорожка, которая сама по себе звучит хорошо и требует минимальных пост-обработок эквалайзером и другими студийными инструментами.
Сколько гейна в граммах?
Думать о том, не превращается ли сигнал в шум на каждом этапе прохождения звука — несколько сложно. Так или иначе, но каждый из нас хочет получить здоровое звучание инструмента без появления искажений и клиппинга. Так сколько гейна реально необходимо?
Обычно количество гейна выставляется на всех входах и выходах любого устройства, участвующего к записи. На деле же, в условиях домашней записи, количество гейна следует выставить везде, где это представляется возможным. К счастью, большинство гитароориентированного студийного и музыкального оборудования обладает не только ручкой гейна, но и специальным индикатором, сообщающим нам о слишком высоком количестве этого параметра.
Как найти подходящее значение гейна? Подключите гитару к входу аудиоинтерфейса (со всеми усилителями и прочими устройствами в цепи), начинайте играть на гитаре и прибавлять понемногу гейн до тех пор, пока лампочка не начнет постоянно мигать красным. При этом не забывайте, что во время игры от вас требуется не просто слегка бить по струнам или поигрывать пару приглушенных аккордов. Нужно играть с максимально возможной атакой и по всем имеющимся на инструменте струнам.
В моей практике бывали случаи, когда при выставлении гейна гитарист играл с недостаточным количеством атаки. Во время процесса настройки оборудование никак не сигнализировало о том, что поступающий сигнал выходит «за рамки дозволенного». Но как только начался сам процесс записи, гитариста как будто подменяли: он начинал играть с зверской самоотдачей и сильной атакой, что непременно вылилось в активное мигание индикатора гейна на аудиоинтерфейсе.
Здесь есть два варианта:
- Играть обычным образом (с обычной атакой), постепенно увеличивая количество гейна. Как только лампочка начнет сообщать об излишках гейна, снизьте его количество до тех значений, когда при обычной игре индикатор не будет мигать красным. Следом стоит понизить уровень гейна еще на 5-10%, чтобы перестраховаться от случайных более сильных ударов по струнам, «вылетающих» в красную зону;
- Бить по струнам изо всех сил, пока не найдете такое положение ручки гейна, на котором индикатор не будет светиться красным цветом. То есть ручку гейна нужно расположить максимально близко к тому значению, после которого сигнал начинает изобиловать пиками. Запись можно производить с найденным количеством гейна, так как вы вряд ли будете «рубить» изо всех сил.
Другим источником нежелательных шумов или пиков, особенно при использовании ламповых усилителей, могут стать обыкновенные кабели. Сделайте все, чтобы разделить гитарные и сетевые кабели, а также избегайте слишком длинных проводов. Поверьте, лучше сразу обзавестись хорошими кабелями всех типов, чем пытаться исправить вызванные плохими проводами огрехи после.
Правки в миксе
Как уже и говорилось, добиться желаемого звучания до самой записи — это хорошо. С другой стороны, если был записан только чистый сухой сигнал, но в надлежащем качестве, то работать с ним после будет намного проще.
Обрабатывая записанную гитару в DAW, помните о том, что лучше никогда не выставлять эквалайзер на пост-обработке больше, чем на 3 dB на любой частоте. Более широкие и прижимистые значения параметра Q всегда звучат натуральнее и естественнее.
Вырезая какие-либо частоты, например, высокую середину для избавления от нежелательной резкости, подумайте над тем, чтобы усилить соседние частоты (для высокой середины — это будут частоты в районе нижнего верха). Подобное использование эквализации позволит исправить в миксе многие незначительные недостатки, не задевая всей формы звука.
Старайтесь избегать излишней обработки частот. Используйте эквалайзер только в тех случаях, когда частоты начинают мешать друг другу. Выведите уровень обработанного сигнала вровень с уровнем входного сигнала и подумайте, стала ли эквализованная дорожка звучать лучше или просто громче.
Кроме того, стоит научиться определять реальное воздействие плагинов и эффектов на сигнал. Не забывайте пользоваться бай-пассом, чтобы понять результаты применения того или иного плагина. К примеру, многие начинающие звукорежиссеры любят вешать компрессию везде и всюду, но недостаточно просто «повесить» компрессор на дорожку — его еще нужно правильно настроить. Неправильно настроенный компрессор делает сигнал более громким и шумным, но никак не более качественным.
Как и все гитаристы, мы обладаем опытом в использовании различных эффектов. Добавлять эффекты во время сведения может быть более полезным, чем внедрять их в цепь эффектов еще до записи — так можно в полной мере оценить их эффективность на аудиосигнале. При этом, добавляя реверберацию или дилэй, сходите попить кофе или съесть бутерброд — нашему слуху обязательно нужен отдых. Вполне возможно, что по возвращении через 15-20 минут, вы обнаружите, что после добавления эффекта звук стал на 10% суше, чем того требовалось. Поверьте, прием с кофе-брейком всегда работает безотказно!
Несмотря на все, не обещайте себе «поправить что-либо во время сведения». Если записанный дубль не звучит хорошо или усилитель звучит недостаточно ясно в комнате, исправление подобных вещей во время сведения займет намного больше времени, чем перезапись с правильными настройками усилителя. В общем, всегда оставайтесь музыкантом, а не трудоголиком!
Практически каждая профессиональная студия добавляет хай-пасс фильтрацию к записанным электрогитарам. Как правило, в поп- и рок-музыке отсекается все, что находится ниже диапазона 55-75 Hz — эти частоты не участвуют в миксе, внося лишь нежелательную мутность в районе нижнего низа, а это, в свою очередь, затрудняет сведение баса и бочки. Хорошей отправной точкой для высокочастотной фильтрации может стать отметка в 65 Hz.
Не стоит забывать и об устранении любых нежелательных шумов в тех местах, где не играет гитара. Если партия электрогитары содержит достаточно рваный ритм, то не поленитесь воспользоваться функцией ‘Insert Silence’, которая вставляет тишину на выбранном вами участке аудиофайла.
Также не поленитесь расставить фейды на каждом кусочке гитарной партии: небольшой Fade In в моментах, где гитара вступает, и небольшой Fade Out там, где гитара заканчивает играть. Это позволит сгладить резкое вступление гитары в миксе, сделав звучание более гладким и сбалансированным.