Ноты-призраки — это ноты, исполненные в промежутке между основными ударами на сильную долю по барабану. Ноты-призраки привносят в любую ударную партию жизнь, добавляя своим присутствием драйва.
Теоретически их можно сыграть на любом барабане из состава ударной установки. На практике же, когда речь заходит о нотах-призраках, почти в 100% случаев подразумевают ноты, сыгранные по рабочему барабану (снейру). Полуразличимые призрачные постукивания 16-ми длительностями по снейру между основными 8-ми ударами заставляют практически любую партию звучать лучше.
Но одно дело живой барабанщик, а совсем другое — использование нот-призраков во время программирования ударных. Самое главное, что нужно всегда держать в уме во время программирования партии ударных, это понимание того, что ноты-призраки вносят свой вклад в бит почти незаметно. Они не должны быть громче основной части бита, не должны перебиваться с ударами в сильную долю. Их предназначение в заполнении пробелов между ударами аккуратно и неуловимо. Их может быть практически не слышно в общем миксе, но ощущение движения, создаваемое ими, точно почувствует любой слушатель.
В общем, нужно добиться максимального соответствия призрачных нот с реальной игрой барабанщика. В этом уроке мы постараемся разобраться в использовании нот-призраков на примере простого грува.
Шаг 1
Итак, сделаем простой и ровный грув длиной в два такта. Бочка попадает в сильные доли, рабочий барабан на бэкбите в слабые доли такта. Никаких призрачных нот, как можно видеть на картинке. В уроке мы используем Toontrack EZdrummer 2, но на самом деле подойдет любая библиотека ударных.
Шаг 2
Для демонстрации того, насколько ноты-призраки могут оживить партию ударных, добавим всего одну ноту-призрак в самый конец второго такта. Длительность ноты сделаем 16-й. Задача данной ноты будет заключаться в том, чтобы подводить слушателя к повторению нашего грува.
Ноты-призраки должны быть тише, чем обычные удары. Установим параметр velocity равным 79.
Шаг 3
Чем больше нот-призраков появится в партии, тем более плотно будет она звучать. Сравните два варианта нашей партии. Первый пример умеренно заполнен нотами-призраками, тогда как второй пример заполнен ими по максимуму. Для наших примеров мы сделали квантование 16-ми, но в своих партиях можно допускать неточности в процессе квантования, располагая звуки около сетки.
Пример 1. Умеренное количество нот-призраков
Пример 2. Ноты-призраки везде!
Шаг 4
Ноты-призраки располагаются несколько вне ритма, перед основными долями. Это самый вероятный и естественный метод их исполнения с точки зрения реального барабанщика. К примеру, между двумя ударами по хай-хэту, как на рисунке выше.
Тем не менее, две призрачные ноты, расположенные друг за другом (одна перед долей, другая на доле) могут создать несколько иное ощущение от партии. С целью достижения максимального реализма следует избегать расположения трех и более нот-призраков в рамках одного такта.
Шаг 5
Наши ноты-призраки играются с одним значением velocity, то есть удары по барабану делаются с одной силой/скоростью. Благодаря мультисемплам в современных библиотеках (в нашем случае EZdrummer 2), звучание автоматически будет изменено, становясь похожим на игру реального барабанщика.
Тем не менее, стоит поиграться с варьированием значения velocity для разных нот-призраков. Это приблизит партию к игре реального барабанщика. Попробуйте передать динамику ударов по барабану понижая или повышая (рандомно и несильно) значение velocity для некоторых нот-призраков.
Шаг 6
Зачастую барабанщики пользуются таким приемом игры, как баз-ролл (buzz roll), который заключается в несколько ином подходе у удару по барабану. Баз-ролл похож на небольшую дробь перед сильной долей. Чтобы понять смысл этого приема не будучи барабанщиком, попробуем заменить некоторые одиночные ноты-призраки на двойные или тройные очень-очень тихие ноты, сыгранные с большой скоростью.
Можно также отключить привязку по времени в пиано-ролле используемой DAW, дабы поэкспериментировать с таймингами и добиться именно того результата, которого хочется.