Воспоминаниями о записи первого альбома Queen, любви к нарушению правил записи и недовольству окончательным звучанием Брайан Мэй поделился в интервью изданию Total Guitar. По словам гитариста, группа часто нарушала принятые в 1970-х годах традиции записи, и продолжала поступать таким образом, даже если итоговый результат не нравился никому из участников.
Музыкальная индустрия всегда была консервативна в вопросах записи звука: к 1970-м годам звукорежиссёры выработали несколько правил, упрощавших их работу и позволявших добиваться необходимых результатов. Мэй вспоминает, что одним из основных «законов», вызывавших негодование Queen, было правило о том, что акустическая и электрогитара не могут одновременно звучать в миксе.
«Люди постоянно повторяли [в 1970-х годах], что нельзя свести в одном миксе акустическую и электрогитару. Сегодня это звучит забавно, но [в то время] индустрия искренне верила в это», — рассказывает гитарист. Мэй постоянно спорил с инженерами и звукорежиссёрами, аргументировавшими свою позицию тем, что электрогитара значительно громче акустического инструмента, а значит будет занимать всё место в миксе.
Мне говорили, что электрогитара настолько громкая, что перекроет собой акустическую гитару. Я же говорил, что это всего лишь вопрос баланса инструментов в миксе, не более того.
Мы пришли в студию с песней The Night Comes Down [вошла в дебютный альбом Queen, вышедший в 1973 году — SAMESOUND] — она основана на акустической гитаре, но вся гармония там придумана для электрогитары. Мы записали песню в том виде, в котором нам хотелось, и тем самым показали, что мы можем использовать в миксе и электрогитару, и акустическую гитару. Мы можем придумывать собственные правила [записи]!
Брайан Мэй
Многодорожечная запись позволила Queen найти то помпезное и оркестровое звучание, которым всегда славилась музыка группы. Тем не менее активное наслоение множества разнообразных дорожек в качестве основного приёма в студийной работе может быть опасно: чем больше добавляешь, тем меньше получаешь, считает гитарист.
Мэй вспоминает, что многодорожечная запись в итоге стала своего рода яблоком раздора для группы при записи первого альбома. «Это было что-то вроде битвы двух армий: индустрия открыла многодорожечную запись и наслоение партий и музыканты подумали, что всё должно быть многослойным», — рассказывает музыкант.
И вот ты играешь соло, и первое, что у тебя спрашивают: «О, хочешь сделаем его дабл-трек?». Может быть, и хочу, а может быть, и нет. Всё-таки иногда хочется услышать индивидуальность, чистую атаку и эмоции.
На первом альбоме [Queen, 1973] было ужасно много наслоений и даблтрекинга, которые там были совершенно не нужны. Из-за этого альбом получился чуть более тяжёлым, чем он планировался.
Брайан Мэй
Оглядываясь назад, Мэй говорит, что группа осталась недовольна звучанием пластинки. Альбом создавался на Trident Studios, на которой записывались «The Rise and Fall of Ziggy Stardust And The Spiders from Mars» Дэвида Боуи, «Transformer» Лу Рида и «Your Song» Элтона Джона, но Queen не оценили студию.
Гитарист говорит, что студия считала себя технологически современной и продвинутой, но её звучание было мёртвым. Группа же стремилась к другому.
Нас закинули в студию и в систему, считавшую себя самой современной [на тот момент]. Trident Studios очень быстро развивалась и была громким именем в индустрии. Они думали, что у них всё получилось, но звук Trident был совершенно мёртвым. Это было прямо противоположно тому, к чему мы стремились.
Брайан Мэй
Роджер Тейлор записывал ударные в маленькой барабанной комнате, при этом каждый барабан был оклеен изолентой. Из-за этого инструмент звучал глухо, грузно и безжизненно. При этом, когда Мэй высказал недовольство звуком продюсеру альбома Рою Томасу Бейкеру, тот ответил ему, что волноваться не о чем, так как «всё можно исправить при сведении». «Конечно же, это было нереально», — с иронией подытоживает музыкант.
Несмотря на недовольство звучанием пластинки, группа была довольна самими песнями. Музыканты нащупывали направление дальнейшей работы, развивались и искали свой стиль, заметил гитарист.
Так или иначе, но жалобы на мёртвое звучание студии не изменили место работы Queen. В 1974 году группа вернулась на «мёртвую» Trident Studios для записи Queen II, затем записала там «Sheer Heart Attack», а в 1975 году — «A Night At The Opera».
- Напомним, что ранее Queen опубликовали песню, не вошедшую в альбом The Miracle. Сингл стал первой записью группы с голосом Фредди Меркьюри за долгое время.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ