Сведение музыки — достаточно сложное занятие. Многие музыканты сводят музыку самостоятельно, но остаются недовольны результатом. В надежде улучшить звучание, люди ищут простой и быстрый способ качественно сводить музыку, но так и не добиваются желаемых результатов. Из этого материала вы узнаете жестокую, но очевидную правду о том, что причина неудач кроется не там, где вы думаете, и что сведение музыки — это история далеко не о теоретическом подходе.
Сведение — не волшебство. Всё, что происходит в студии, — это история о принятии правильных решений на основании имеющихся данных. Принятие правильных решений становится возможным только благодаря опыту, который нарабатывается в течение долгого времени.
Всё это настолько очевидно, что ускользает от взора музыкантов. В поисках причин, мешающих сводить лучше и выпускать более качественно звучащую музыку, люди обвиняют всё на свете — оборудование, плагины, инструменты и даже авторов образовательных материалов. Однако реальная причина проблем лежит на поверхности.
ЖЕСТОКАЯ ПРАВДА
Этот текст — адаптированный перевод одного из первых материалов из серии «Hard Truth» (рус. «Жестокая правда») из блога LANDR. В рамках цикла авторы откидывают всё лишнее, чтобы объяснить очевидные истины музыкального мира. Жестокая правда — это советы, которые вы вряд ли захотите услышать, но которые сделают вас намного лучше.
История о приоритетах
Сведение — один из сложнейших навыков в музыкальной индустрии. В мире наверняка существуют счастливчики с врождёнными способностями к сведению музыки, однако для большинства музыкантов этот процесс становится сложным и разочаровывающим занятием, требующим длительного и довольно изнуряющего изучения.
Нам хочется, чтобы микс звучал идеально. Однако чаще всего ситуация развивается так, что желаемого звука невозможно достичь из-за недостатка навыков.
В поисках лучшего звука мы штудируем новую информацию по теме, изучаем ролики на YouTube, десятки раз пересводим микс. Постепенно звучание становится заметно лучше, хотя и не дотягивает до того идеала, к которому мы стремимся.
Ситуацию осложняет мысль о зависимости заинтересованности слушателей в творчестве исполнителя от качества микса. Эта идея постоянно повторяется в современных образовательных материалах: в первую очередь, слушатели обращают внимание на качество звучания, и только потом оценивают всё остальное.
Эта установка вполне правдива. Отлично звучащий микс производит на людей более сильное впечатление, в то время как любительский микс со свойственными ему ошибками с большой долей вероятности пропускается слушателями. Исключения существуют, но суть остаётся той же: качество сведения так или иначе влияет на восприятие творчества.
Улучшение качества миксов является приоритетом для подавляющего большинства музыкантов. Преимущества качества очевидны, сложность его достижения высока, трудозатраты — довольны велики. Именно поэтому и существуют профессиональные студии звукозаписи, решающие сложности со сведением за вас.
Выгода работы со студией также очевидна, как и преимущества качественного микса. В обмен на деньги мы получаем кучу свободного времени, целые нервы, хорошее настроение и отличный микс. В конце концов, каждый должен заниматься своим делом: музыкант — исполнять, звукорежиссёр — сводить. Не так ли?
Первая жестокая правда, которую нужно принять и понять, заключается в том, что единственный способ сводить лучше — сводить больше.
В общем, если вы хотите сводить самостоятельно, нужно быть готовым к трудностям.
Нереальные причины и реальные навыки
Начнём с лирики. Сведение — это история о том, как и что мы слышим.
Большинство слушателей находятся в блаженном неведении о том, насколько комплексный и сложный процесс стоит за каждой песней. Никто не задумывается о том, как и что заставляет их любимые треки звучать так, как они звучат.
Стоит погрузиться в вопрос глубже и начать сводить самостоятельно, как неведение уйдёт, уступив место понимаю всех трудностей работы над миксом. Теперь, услышав отличный микс, вы будете понимать, что происходило за кулисами, какая работа велась и благодаря чему звучание стало отличным.
Разница в качестве звучания профессионального и любительского микса зачастую шокирует, особенно при прямом сравнении. Эта же разница нагоняет жуткую тоску от понимания, что ваши миксы не звучат так хорошо, как работы других музыкантов.
Тем не менее не нужно отчаиваться: принятие недостатков — первый шаг к продвижению вперёд. Второй шаг — поиск причины, мешающей достичь нужного звука.
В 9 из 10 случаев микса начинающий музыкант обвинит в недостаточном качестве микса… оборудование. Железки — своего рода «козёл отпущения» в музыкальном мире, виноватый во всех музыкальных бедах.
Проблема с оборудованием, зачастую, решается самым очевидным способом — покупкой новых, более дорогих железок. Рано или поздно покупки выливаются в синдром приобретения оборудования, который вообще не решает ни единой проблемы со звуком, а только создаёт новые.
Конечно, оборудование может быть причиной недостаточно качественного результата. Но причиной не первостепенной и далеко не самой главной.
Вторая жестокая правда — самое крутое оборудование не поможет, если вы не знаете, что делать.
Если вы поедете в студию Криса Лорд-Элджи со своим проектом и сядете там за консоль, у вас получится тот же «домашний» микс, который вы сделали на своей студии. Великолепного трека не выйдет: вам просто не хватит знаний, навыков, понимания и, что намного важнее, практики, чтобы добиться максимального качества.
В каком-то смысле здесь срабатывает экономический закон убывающей отдачи (закон убывающей доходности). Согласно нему, излишние вложения в инструменты производства не ведут к увеличению доходов. Смысл в том, что на одном гектаре земли нельзя собрать больше, чем позволяет посевная площадь.
Вложение в инструменты производства первоначально увеличивает производительность труда, как и доход с гектара земли. Однако рост доходов не будет бесконечным: потратив миллионы на инструменты, мы не сможем заработать больше, так как ограничены всё тем же гектаром, с которого попросту невозможно собрать больше урожая.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В случае со сведением оборудование — это инструменты труда, а наши знания и навыки — гектар земли. Набив студию дорогими железками, мы не получим качественный микс, ведь наши знания остались на том же уровне, что и до покупки оборудования.
Всё это не значит, что качественное оборудование не нужно. Напротив, оно необходимо, но только в том количестве, которое требуется для получения качественного результата.
Разница между микрофоном за 200 000 рублей и 400 000 рублей велика, но не так велика, как разница между микрофоном за 20 000 рублей и 100 000 рублей. При достижении определённого качественного уровня оборудования различия между устройствами становятся настолько малы, что перестают влиять на качество сведения.
Вот и получается, что слух, понимание звука и инструментов и умение принимать правильные решения намного важнее дорогих железок. Эффект от недостатка знаний проявляется быстрее, чем кажется.
Наконец, разные типы оборудования по-разному влияют на итоговое звучание микса. Качество одних устройств сказывается на музыке сильнее, других — слабее. Равносильного эффекта не бывает.
Так, например, микрофон практически не влияет на принимаемые по отношению к миксу решения, чего не скажешь о студийных мониторах и наушниках. Для принятия правильных решений при сведении верная интерпретация частотного спектра и точность показа проблемных мест намного важнее яркости и теплоты передачи голоса.
Однако всё это никак не связано с реальными навыками сведения. В итоге мы приходим к тому, что скиллы напрямую зависят от развития мышления и опыта принятия правильных решений. Всё это приходит только со временем, через постоянную практику.
Как мы уже говорили, в мире, наверняка, существуют люди с врождённой способностью сводить музыку, но даже они вынуждены работать и развивать навыки. По-другому не бывает: простого и быстрого пути, о котором все мечтают, не существует — на всё нужно время.
Здесь и появляется третья жестокая правда, о которой нужно знать: ни один новый плагин, ни одна, даже самая революционная, технология не избавит от необходимости учиться, нарабатывать опыт и развивать навыки сведения.
Несмотря на развитие технологий и невероятные достижения в индустрии, люди стали создавать отличные миксы не вчера. Качественные треки появлялись и раньше: даже 70 лет назад, на заре современной звукозаписи, звукорежиссёры сводили и производили великолепно звучащие записи.
Как видите, парадокс в том, что за прошедшие десятилетия многое изменилось в индустрии, но многое осталось прежним. Технологии шагнули вперёд, требования к оборудованию стали иными, но навыки и знания, необходимые для сведения, всё также играют решающую роль в итоговом качестве звучания.
Сводите чаще
Всё вышесказанное не означает, что вы никогда не научитесь сводить. Наоборот, научитесь, но только в том случае, если будете постоянно работать над собой.
Научиться можно всему. Главное — соблюдать системность и двигаться вперёд, пусть и небольшими шагами.
Освоение любого навыка, даже в кратчайшие сроки, требует последовательного подхода. Без постоянных занятий результата не будет: вы получите какие-то навыки и знания, но они будут всё равно недостаточными.
Системность — путь к успеху в любом деле. Научиться играть на гитаре без постоянных и продуманных занятий не выйдет, освоить выжигание по дереву, уж простите за тафтологию, без постоянного выжигания по дереву не получится.
Всё это звучит максимально скучно, подразумевает огромные временные затраты, но иначе не бывает. Системный, последовательный и методичный подход — единственный способ стать лучше.
Сведение — это история не о теории, а о практике. Поэтому, чтобы сводить лучше, нужно сводить больше, не более того.
Лучшее, что можно сделать в этой ситуации, — не останавливаться. Учитесь, развивайте навыки, допускайте ошибки и не бойтесь неудач. Двигайтесь вперёд, сводите чаще и тогда всё получится.