in ,

Что такое Синдром Приобретения Оборудования

Как не стать жертвой Синдрома: что это такое, как проявляется и как с ним бороться.

Синдром приобретения оборудования, аппаратная лихорадка, gear acquisition syndrome

Синдром Приобретения Оборудования (англ. Gear Acquisition Syndrome, GAS) или аппаратная лихорадка — непреодолимое желание покупать новое оборудование и программное обеспечение в надежде достичь лучших результатов работы. Такое желание обычно выходит за рамки разумного: оборудование скупается по принципу «чтобы было», вне зависимости от необходимости, стоимости и полезности.

Синдрому подвержены практически все люди творческих профессий: музыканты, фотографы, дизайнеры, мастера резки по дереву, гитарные мастера и т.д. Всепоглощающее желание покупать новое оборудование затмевает разум человека, отводя на второй план самое главное — само творчество.

Обновление собственного оборудования — дело нужное, но только в том случае, если покупка делается с умом. Музыканты подверженные Синдрому приобретения оборудования, делают покупки как можно чаще и иногда на последние деньги, сметая с прилавков все новинки или крутые девайсы. У таких покупок нет рационального объяснения, а человек использует различные отговорки, оправдывающие его действия: «Вот куплю новую аудиокарту/программу/пульт/компьютер/гитару/любое другое оборудование, и только тогда смогу записать лучший в мире трек!».

Как диагностировать у себя Синдром Приобретения Оборудования, или Семь стадий болеющего музыканта

Синдром приобретения оборудования — психологическая проблема, живущая в голове человека. Страдающий синдромом музыкант не замечает воздействия на себя болезни, а при указании на ненормальность поведения (дикие траты на железки) — отрицает проблему.

Как и любая болезнь, Синдром приобретения оборудования протекает в несколько стадий.

Стадия 1. Неудовлетворенность

Все начинается с неудовлетворенности человека своим оборудованием. Раньше гитара звучала идеально, аудиокарта записывала качественнее, а микрофон великолепно воспроизводил голос.

Просмотр музыкальных видеороликов на YouTube, прослушивание домашних записей других музыкантов и общение в социальных сетях вызывают чувство беспокойства. У музыканта появляется ощущение, что друзья и коллеги смеются над ним, ведь его оборудование не такое крутое и навороченное, как у других.

Стадия 2. Желание

После того, как чувство неудовлетворенности проходит, музыкант понимает, что ему нужны новые девайсы. Обновки идеальны по всем параметрам (даже если это не так), улучшат навыки игры и качество записанного материала, а окружающие по достоинству оценят старания и траты музыканта.

В этот момент музыкант думает, что новые устройства сделают его счастливее, а отказ от покупки будет равносилен поражению. Новая гитара, синтезатор или микшерный пульт — это не просто желание, а жизненная необходимость, без которой нет смысла заниматься музыкой. При этом человек не задумывается для чего ему новые устройства и как он будет ими пользоваться. Они просто нужны.

Стадия 3. Поиск новинок

Непреодолимое желание купить новое устройство толкает музыканта на поиски. Человек проводит часы в Интернете, просматривает форумы, читает отзывы, изучает обзоры. Увидев, что мнения пользователей и владельцев разнятся, музыкант откидывает любой негатив, превознося достоинства желаемых девайсов.

Обычно, когда об устройстве оставляют смешанные отзывы, адекватные люди собирают больше информации, лично общаются с владельцами и откладывают покупку до тех пор, пока не взвесят все за и против покупки. Человек подверженный синдрому приобретения оборудования считает, что на это у него нет времени: скорее всего, незнакомцы даже не пользовались объектом вожделения, а значит не могут судить о его качестве!

Параллельно этому человек смотрит ролики на YouTube, в которых известные видеоблогеры и музыканты пользуются теми или иными девайсами.

Логика мышления становится проста: «Если этот парень смог накрутить такой звук с этим плагином/гитарой/комбиком, то и я смогу! Мне нужна гитара, как у Александра Пушного, плагины как у Олы Инглунда и компьютер, как у Джареда Дайнса!»

Доводы о том, что на достижение желаемого звука у человека с экрана ушел не один месяц кропотливой работы здесь не работают и даже не рассматриваются.

Стадия 4. Покупка

Определившись с устройством, музыкант отправляется в ближайший музыкальный магазин. При осмотре и тестировании нового девайса он не обращает внимания на минусы устройства, на удобство использования и другие подобные вещи.

После покупки мир становится ярче, воздух свежее, а трава зеленее. Накатившая волна счастья не отпускает человека в течение нескольких дней. Кажется, что теперь все станет иначе, но это ощущение обманчиво.

Синдром приобретения оборудования, аппаратная лихорадка, gear acquisition syndrome

Стадия 5. Вина за содеянное

Реальность вмешивается в процесс и человек понимает, что потратил кучу денег впустую. Выясняется, что новинка не меняет жизнь к лучшему. Старое оборудование уже не кажется таким плохим, а деньги можно было потратить разумнее.

Стадия 6. Оправдание и принятие покупки

Вскоре музыкант подавляет чувство вины, оправдывая недавнюю покупку. В ход идут примерно такие доводы:

  • «Теперь мне не стыдно показать свое творчество друзьям!»;
  • «Теперь я смогу записывать музыку высочайшего качества»;
  • «Я наконец-то счастлив!»;
  • «Другие будут мне завидовать, когда услышат качество звука!».

Стадия 7. Рецидив

Несмотря на покупку новой железки и кажущееся успокоение, музыкант снова задумывается о новых девайсах.

«Не помешало бы прикупить пачку плагинов, вот этот усилитель и тот микрофон, а еще обновить компьютер, чтобы полностью раскрыть свой потенциал перед записью альбома!», — думает человек, оправдывая свою безыдейность.

Во время рецидива человек руководствуется желанием подготовиться ко всему, чтобы потом не перезаписывать материал. Так или иначе, но все семь стадий повторяются вновь, а места музыке здесь попросту не остается.

Практические советы для борьбы с Синдромом

В покупке нового оборудования нет ничего плохого. Нам никуда не деться от технического прогресса и то, что год назад казалось вершиной инженерной мысли, сегодня уже считается морально устаревшим.

Беда в том, что музыканты не понимают, когда действительно нужно покупать новое оборудование. Эмоции захлестывают и решение о покупке принимается в состоянии аффекта, без согласования с головой.

Покупайте новое оборудование только после того, как возможностей старого перестанет хватать

Очень часто мы судим о вещи по внешним и поверхностным признакам: новая железка попросту круче моей. Скорее всего, так и есть, но так ли плохо старое оборудование?

Один мой знакомый использовал аудиоинтерфейс Tascam US-2×2, а затем загорелся покупкой более дорогого Steinberg UR44. На вопрос зачем, он ответил, что новая карта просто дороже и круче, да и записывать аудио будет лучше в несколько раз.

Он не сравнивал характеристики и качество звучания двух устройств (см. Звуковые карты для домашней студии звукозаписи: 40+ лучших моделей), он руководствовался только разницей в цене (дороже — круче) и внешним видом (UR44 выглядит солиднее). То, что аудиокарта не дала желаемого результата, а качество музыки не изменилось, он понял несколько позже.

Прежде чем покупать что-то новое, убедитесь, что вы уперлись в некий потолок возможностей старых устройств. Зачастую имеющееся оборудование и программное обеспечение изучается поверхностно, что ведет к непониманию реальных возможностей девайсов. Изучайте свой стафф вдоль и поперек — его возможности богаче, чем кажется на первый взгляд.

Перечитайте обзоры на имеющееся оборудование

Вспомните тот счастливый момент, когда вы купили свой первый аудиоинтерфейс, комбик или микшер. Для этого найдите в интернете обзоры на свой стафф, перечитайте или пересмотрите их — это поможет реально оценить ситуацию и понять, что имеющийся аппарат не так плох.

Не забывайте о старой мудрости: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Иногда нам кажется, что старый комбик плох, но сравнив его с новым и адекватно оценив возможности, вы поймете, что большой разницы между ними нет (конечно, если речь не идет об устройствах разных классов). Подумайте, как изменится ваша жизнь, если вы перестанете использовать тот или иной девайс.

Больше устройств — больше проблем

Всегда напоминайте себе, что чем больше у вас оборудования, тем сложнее ваша жизнь. Здесь подойдет простая аналогия с вещами: чем больше у вас футболок и брюк, тем больше места они занимают в шкафу.

Новым комбикам нужно место в квартире, новым мониторам нужна другая конфигурация звукоизоляции. Новому микшеру — своя схема коммутации, новым плагинам — больше ресурсов компьютера. Покупка новых устройств всегда связана с появлением новых проблем.

Подумайте об аренде и подержанном оборудовании

Представим ситуацию, что вам захотелось купить новый микшерный пульт. Но что если он не будет таким крутым, как вам кажется? Чтобы не тратить деньги впустую, поищите в интернете компании, сдающие оборудование в аренду и возьмите такой пульт на пару дней.

Протестируйте пульт в своей студии, проверьте его работу. Возможно, вам не понравится работать с этим пультом или он окажется слишком сложным при вашем уровне знаний.

Также задумайтесь о том, нужно ли покупать абсолютно новое устройство? Поищите подержанные варианты желаемого микшера или его аналогов на Авито или музыкальных барахолках — иногда там можно найти отличные варианты, но на 30-40% дешевле.

Оборудование очень похоже между собой

Нам легче увидеть отличия, чем сходства. Из-за это мы часто покупаем вещи, которые нам не нужны.

Большинство товаров на рынке очень схожи между собой. Посмотрите на iOS и Android. Телефоны на этих платформах отличаются внешне, но если задуматься, то они используются для одних и тех же задач: мы отвечаем на звонки, общаемся в мессенджерах и социальных сетях, отвечаем на почту и залипаем в интернете.

Это же справедливо и для музыкального оборудования. В конце концов, комбики используются для игры на гитаре, микшеры — для управления студией, а аудиоинтерфейсы для записи музыки. И все они справляются с этим одинаково хорошо.

Одни устройства нравятся своим звуком, другие — удобством. Но прежде чем расстаться со своими деньгами, задумайтесь об отличиях нового и старого оборудования. Если сходств больше, чем различий, то этот девайс вам не нужен.

«Нужно» против «хочу»

Очень сложно отличить реальную необходимость в чем-либо от обыкновенного желания. В большинстве случаев вам не нужно новое оборудование — вы просто хотите его купить. Не важно зачем, не важно для чего.

Не убеждайте себя в необходимости нового стаффа, если:

  • У вас нет денег;
  • Вы не знаете, как и для чего будете его использовать.

Делать покупки в угоду собственному желанию неразумно. Да и не одно новое устройство не сделает вашу музыку лучше, сколько бы оно не стоило.

Сравните стоимость оборудования с будущим опытом

Покупка гитары за $2000 для того, чтобы играть на ней одну песню из трех простых аккордов — это дебилизм. Покупка такой гитары для обучения и совершенствования навыков игры — инвестиция в собственный талант.

Любые денежные вложения надо рассматривать с точки зрения пользы, которую они принесут. Так ли вам нужен плагин за $200, которым вы воспользуетесь один раз?

Совершенствуйте навыки

Помните, что любое оборудование — это инструмент для написания музыки. Если вы не умеете им пользоваться, то оно не сделает вашу жизнь счастливее, а музыку лучше, сколько бы оно не стоило.

Гитарист Rammstein Рихард Круспе в одном из интервью вспоминал о покупке своей первой серьезной гитары:

Мне казалось, что нужно только обзавестись навороченной гитарой, и тебе вообще не нужно будет уметь играть — гитара сама сыграет все как надо. Незадолго до Рождества ко мне в дверь постучали — пришла посылка. Это была моя первая настоящая гитара. Когда я распаковал ее и сыграл, то понял — это всего лишь гитара…

— Рихард Круспе, Rammstein

Учитесь пользоваться тем, что у вас есть. Скорее всего, новое оборудование вам попросту не нужно.

Займитесь музыкой

Желание купить новую гитару, аудиокарту или плагин появляется у меня только в моменты бездействия, когда я сижу в интернете и читаю обзоры на новые устройства. Когда я сижу в студии и занимаюсь творчеством, я напрочь забываю о том, что хотел купить сегодня утром.

Не думайте, что вам не хватает каких-то устройств — просто занимайтесь творчеством, это намного важнее любого оборудования. Зачастую слушателям все равно, на чем и как вы записали песню: слушатели в первую очередь ценят содержание, а не качество записи.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
4 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии