in

Создаем фанковый клавинет в Native Instruments Massive

Эмулируем клавинет силами Native Instruments Massive.

Клавинет в Native Instruments Massive

Вспомните «Superstition» Стиви Уандера с ее характерным звуком клавинета. Желание использовать клавинет в своей музыке появлялось хотя бы раз у каждого музыканта. Проблема в том, что найти хорошие сэмплы клавинета очень сложно — на рынке существует всего несколько виртуальных клавинетов, и про большую часть из них мы рассказывали в статье «VST-плагины клавишных: 6 легендарных инструментов и их виртуальные аналоги».

При записи песни Уандер играл на клавинете Hohner Clavinet C, который стал популярным за счет активного использования в фанке и диско. Клавинет полюбился музыкантам благодаря схожему с электрогитарой звучанию и наличию эффекта, напоминающего квакушку. Если у вас нет возможности использовать отдельный виртуальный клавинет из нашей статьи, звучание инструмента можно повторить с помощью синтезатора Native Instruments Massive. Конечно, идентичного звука добиться не выйдет, но подобраться максимально близко получится.

Настройка осцилляторов

Клавинет в Native Instruments Massive
Рисунок 1.

Создайте новый проект в DAW, добавьте новую дорожку софтового инструмента и активируем на ней Native Instruments Massive. В открывшемся окне синтезатора создадим новый звук, перейдя по пути File > New Sound.

Чтобы получить звук клавесина, нам понадобятся два осциллятора, каждый из которых стоит установить в режим Pulse-Saw PWM. Поверните оба регулятора Pls-Saw Pos полностью влево — это даст нам простейшую звуковую волну в виде синусоиды. Значение Pulse Width (ширина волны) зададим близкое к минимальным.

Оба осциллятора должны иметь схожие значения параметра Pulse Width — где-то в районе 7-8 часов. Это даст нам тонкий звук. При этом если расположить регулятор менее, чем на 7 часов, саунд будет слишком тонким, а если уйти за 8 часов — недостаточно тонким. Дополнительно добавим легкий эффект детюна, для чего установим параметр Pitch для первого осциллятора на значение 0,04.

Мы будем работать только с одним фильтром, поэтому сдвинем полностью вверх кроссфейдер F1-F2. Так Massive поймет, что нужно использовать только первый фильтр. Параметр Amp у обоих осцилляторов выставим на максимум.

  1. Исходный звук NI Massive 0:11

Настройка фильтров

Клавинет в Native Instruments Massive
Рисунок 2.

Для первого фильтра (FILTER 1) мы будем использовать стандартный низкочастотный фильтр, который можно найти в выпадающем списке фильтров (Lowpass 2). Установите значение Cutoff около 11 часов, а Resonance уберите совсем. В дальнейшем мы воспользуемся огибающей (Envelope), с помощью которой настроим параметр Cutoff.

Поиграйтесь со значением Cutoff. Иногда небольшие изменения в этой части приводят к появлению совершенно новых звуков, которые стоит сохранить на потом.

Сейчас звук синтезатора близок к звучанию фортепиано. Огибающая с минимальным значением атаки (параметр Attack), долгим периодом ослабления/спада сигнала (параметр Decay), полным отсутствием сустейна и небольшим эффектом затухания (параметр Release) подойдет как нельзя кстати, чтобы отдалиться от фортепианного саунда.

В окне Massive в качестве стандартной огибающей используется 4 Env (см. рис. 3), так что все, о чем я сказал выше, стоит применить именно к ней.

Клавинет в Native Instruments Massive
Рисунок 3.

Нам также понадобится еще одна огибающая для фильтров. Воспользуемся 1 Env для дальнейшей работы и создадим огибающую для модуляции параметра Cutoff, которая будет постепенно изменять значение Cutoff от максимальных до установленных пользователем. Для этого сдвинем регулятор Decay правее, остановив его в районе 11 часов (не строго!), и выставим параметр Release в районе 8-9 часов.

Клавинет в Native Instruments Massive
Рисунок 4.

Чтобы связать работу 1 Env с фильтром, а вместе с тем и создать эффект модуляции, возьмем вкладку 1 Env (иконка с перекрестием) и перетащим ее на первый слот фильтра FILTER 1 (квадраты под регуляторами). Теперь кликните на слоте с модуляцией и плавно проведите мышью вверх — над регулятором Cutoff начнет заполняться синяя шкала. Наращивайте шкалу до тех пор, пока она не заполнится приблизительно на 3/4.

Клавинет в Native Instruments Massive
Рисунок 5.

Шкала показывает, как будет работать модуляция. После произведенных настроек огибающая изменяет звук от того места, на которое указывает фэйдер и до тех пор, пока не кончится синяя шкала.

Так как мы установили очень быструю атаку и длинное значение спада звука, ручка Cutoff поднимет звук на максимально возможное значение и постепенно вернет его обратно. Можно настроить параметр Decay по собственному вкусу: чем ниже значение данного параметра, тем более перкуссионный саунд получится.

  1. Звук после модуляции NI Massive 0:11

Фидбэк

Одна из отличительных особенностей Native Instruments Massive — наличие модуля обратной связи, возвращающего некоторое количество звукового сигнала обратно. Применение модуля Feedback создает некоторый подъем частот в районе нижнего низа, что положительно сказывается на создаваемом саунде.

Клавинет в Native Instruments Massive
Рисунок 6.

Чтобы понять, где модуль берет сигнал, откройте вкладку маршрутизации (ROUTING), в которой отображены пути прохождения звука через модули Massive. Фидбэк обозначен объектами с буквами «FB». Если хотя бы один из таких объектов подсвечен в схеме, то именно здесь происходит забор сигнала для последующего эффекта обратной связи.

Клавинет в Native Instruments Massive
Рисунок 7.

В нашем случае фидбэк будет находиться за фильтром FILTER 1 (см. рис. 6). Кликните по объекту с буквами FB, чтобы активировать его настройки. Удостоверьтесь, что модуль обратной связи активирован (горит синий индикатор рядом с надписью ‘FEEDBACK’), а также проверьте кроссфейдер F1-F2 — он должен быть выведен полностью вверх (мы же используем только один фильтр).

Установите регулятор обратной связи в районе 9 часов: звучание синтезатора получит некоторое усиление в районе нижнего низа, особенно в те моменты, когда используются высокие звуки.

FX1, FX2 и эквализация

Сейчас звуку требуются некоторые штрихи в виде дополнительных эффектов и эквализации. В секцию FX1 я добавил модуль дисторшна Tele Tube, который делает саунд жирнее. Параметры Drive и Dry/Wet установлены на отметке в 10 и 11 часов, соответственно. Более точные настройки дисторшна можно посмотреть на рисунке 8.

Клавинет в Native Instruments Massive
Рисунок 8.

В секцию FX2, по желанию, можно добавить модуль Chorus. Сам по себе клавинет не требует добавления хоруса, но в зависимости от собственных предпочтений попробуйте поэкспериментировать с этим эффектом. Скорее всего хорус не окажет значительного влияния на общий саунд синтезатора, так что решайте сами, нужен ли хорус.

Рисунок 9
Рисунок 9.

При помощи эквалайзера подчеркнем нижние частоты путем установки регулятора Low Shelf около 12 часов. Следом, по вкусу, усилим средние частоты – это сделает звучание чуть просторнее. Также можно усилить высокие частоты: выкрутите ручку High Shelf до показателей, находящихся в районе 2 часов.

Клавинет в Native Instruments Massive
Рисунок 10.

  1. Итоговый звук NI Massive 0:11

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
2 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии