Изучаем гитарную стилистику легенд Gretsch.
Сегодня мы решили изучить гитарный стиль 5 легендарных гитаристов, использовавших (и до сих пор использующих) на протяжении всей своей карьеры инструменты фирмы Gretsch. Казалось бы, что особенного в том, что эти музыканты предпочитают инструменты Gretsch? На самом деле, особенности инструментов фирмы накладывали некоторые отпечатки на гитарный стиль музыкантов.
Эдди Кокран
Эдди Кокран прожил яркую, но короткую жизнь: музыкант погиб в возрасте 21 года в автокатастрофе. Несмотря на свой малый возраст, к тому времени Эдди успел стать настоящей звездой, чему в немалой степени поспособствовали несколько невероятно успешных синглов: ‘C’mon Everybody’, ‘Something Else’ и прото-панковый молодежный гимн того времени Summertime Blues. Одержимый в своей любви к собственному Gretsch G6120, Эдди Кокран был одним из самых интересных гитаристов своего времени.
Гитарный стиль Кокрана оказал большое влияние, по признанию самих музыкантов, на Пита Таунсенда, Марка Болана и даже ребят из Sex Pistols. Попробуйте сыграть пример, вдохновленный стилем Эдди, где в основе угла стояли простые басовые линии, подчеркивающие рок-н-ролльные аккордовые последовательности.
Перед нами довольно типичный рок-н-ролльный рифф в стиле Эдди Кокрана, постороенный на простейшей блюзовой последовательности аккордов E-A-B.
Использование Соль и Соль-диез в первом такте примера как бы намекает на то, что в песне используется и тональность Ми-мажор, и тональности Ми-минор. Подобный ход Кокран использовал очень часто, точно также как и ритмические паузы на аккордах B и Е.
В тактах 1-4 и 7-8 используйте переменный штрих при игре риффа, в то время как в 5-6 такте воспользуйтесь даунстроком (удары медиатором вниз).
Брайан Сетцер
Будучи фронтменом коллектива Stray Cats в начале 1980-х годов, нью-йоркский гитарист Брайан Сетцер умудрился вновь пробудить интерес публики к рокабилли, несмотря на повсеместное использование синтезаторов в музыке того времени, а также активное развитие глэм-сцены.
Самыми яркими примерами гитарного стиля Сетцера можно назвать такие композиции, как ‘Rumble In Brighton’, ‘Runaway Boys’ и ‘Stray Cat Strut’. Любовь Брайана к Gretsch G6120 позволила гитарному производителю вернуться в 1980-е в первый эшелон гитаростроения, а сам Сетцер стал первым «рекламным» лицом Gretsch со времен Чета Аткинса.
В 1990-е годы Король Рокабилли, как называет зарубежная пресса Брайана Сетцера, с головой окунулся в биг-бенд музыку, собрав коллектив The Brian Setzer Orchestra.
Табулатура, приведенная ниже, лучше всего отражает характерную особенность Сетцера умело комбинировать аккордовые и басовые линии.
Брайан предпочитает достаточно ровную ритмическую составляющую в своих партиях, компенсируя малочисленность звуков характерным возвратным дилэем.
Пример построен на блюзовой гамме Ми, которая как бы ломается добавлением диад-аккордов на первой и второй струне. Следите за тем, чтобы все диады вы играли ударом медиатора к себе, поддерживая движение гитарной партии.
The Reverend Horton Heat
The Reverend Horton Heat — сценический псевдоним далласского гитариста Джима Хита, которого также зовут злым близнецом Брайана Сетцера и одним из ярчайших представителей псайкобилли.
Как и бывший фронтмен Stray Cats, Джим Хит играет на Gretsch G6120. Джим — сильный гитарист, не гнушающийся выкручивания ручки гейна и даже игры шредом, несмотря на исполнение достаточно простой и легкой музыки. Многие музыканты, знакомые с Хитом, называют его ходячей энциклопедией гитарных стилей: гитарист любит кидаться из крайности в крайность, отыгрывая то чисто блюзовые партии, то абсолютно панк-роковые части. Самое интересное заключается в том, что такой разброс в стилистике гитарной игры может встречаться несколько раз в рамках одной песни.
Нижеприведенная табулатура основана на партиях с последнего альбома, и включает в себя как серф-роковые переборы, так и активное использование вибрато.
Агрессивный стиль Хита отсылает нас к серфовой технике игры Дика Дейла. Для создания своего звука Джим Хит прибегает к активному использованию машинки Bigsby, быстрой игре переменным штрихом, а также использованию возвратного дилэя.
Не торопитесь играть этот пример в исходном темпе: начните с более медленных значений и следите за рукой с медиатором, так как ритмический рисунок партии достаточно хитрый (это вам не простой поток шестнадцатых нот).
Чет Аткинс
В течение 1950-1960 гг. Чет Аткинс трудился на должности продюсера на лейбле RCA-Victor в городе Нэшвилл. Активная работа Аткинса помогла вывести музыку в стиле кантри на совершенно новый уровень: добавление струнных и клавишных инструментов позволило омолодить застоявшийся жанр и создать то, что сейчас именуют Нэшвиллским Звуком.
Помимо всего прочего, Аткинс также курировал создание легендарной студии RCA Studio B, в которой работали над своими хитами такие именитые музыканты как Элвис Пресли, Долли Партон и Дон Гибсон. При этом Аткинс и сам был выдающимся музыкантом, самостоятельно выпустившим четыре альбома в 1960-е годы. Музыка Аткинса отличалась особым гитарным стилем, включавшим в себя одновременную игру баса, аккордов и мелодии. Аткинс никогда не скрывал, что собственный гитарный саунд был выработан под впечатлением от игры другого виртуоза гитары того времени — Мерла Трэвиса, с которым Аткинс неоднократно сотрудничал.
Чет Аткинс оказал огромное влияние на уже упомянутого Брайана Сетцера, Томми Эммануэля и Марка Нопфлера. Нижеприведенный пример базируется на комбинированном гитарном стиле (бас-аккорды-мелодия) и некоторых фингерстайл-элементах.
Аткинс был мастером игры пальцами и медиаторами-когтями, надевавшимися на большой палец руки. Несмотря на это, мы советуем играть фингерстайл без применения подобных аксессуаров — так намного проще. В общем, как вы уже поняли, весь пример подразумевает игру только пальцами.
В пятом такте примера имеется ход триолями, исполнение которых Чет делал только при помощи срывов (пуллов). Подобный прием вскоре был позаимствован практически всеми рокабилли-гитаристами.
Во всех тактах подписаны пальцы, которыми необходимо перебирать струны. Для тех, кто не знает, объясняем:
- p — большой палец;
- i — указательный палец;
- m — средний палец;
- a — безымянный палец (в примере не используется).
Также в тактах 7-8 можно играть по басовым струнам только большим пальцем, если использование комбинации из большого и указательного пальца окажется несколько сложным делом.
Клифф Гэллап
Однажды Джефф Бэк признался, что в именно Клифф Гэллап оказал на него наибольшее влияние при освоении гитары. Помимо этого, Бэк рассказывал, что особенности гитарного стиля Гэллапа оставили шрамы на его пальцах, чему виной многочисленные попытки воспроизвести игру своего кумира.
Клифф Гэллап был поистине легендарным гитаристом, известным в первую очередь по игре с Джином Винсентом и его аккомпанирующим коллективом The Blue Caps. Гэллоп использовал Duo Jet — специальную версию инструментов Gretsch, на которых устанавливался комбинированный набор струн. Подобные инструменты были оснащены комбинацией из обычных и плоских (flatwound) струн. Такой набор струн непременно сказывался на особенностях звучания фингерстайл-гитаристов.
Услышать особенности гитарной игры Клиффа можно в таких композициях середины 1950-х годов, как ‘Be-Bop-Alula’, ‘Who Slapped John’ и ‘Race With The Devil’, которые были записаны с Джином Винсентом.
Даже во времена популяризации гитары, когда на сцену вышли такие гитаристы как Джимми Брайант, Чет Аткинс и Мерл Трэвис, Клифф Гэллоп оставался кем-то особенным, а его навыки вызывали восхищение у всех и каждого. Гэллоп играл в смешанной стилистике, одновременно используя обыкновенный медиатор и игру пальцами. Мы же советуем для начала освоить пример только при помощи пальцев.
Гэллоп редко когда играл ритм-партии только при помощи аккордов. Наш вышеприведенный пример является довольно распространенной в 1950-е годы комбинацией из «однонотного» рокабилли вступления и смешанной ритмической фигуре в остальной части песни.
Смешанная игра подразумевает использование медиатора и пальцев руки. Держите медиатор как обычно, а вторую и первую струны гитары дергайте при помощи среднего (m) и безымянного (a) пальца.