Изучаем гитарный стиль Роббена Форда: приемы игры, уменьшенные гаммы, 12-тактовая последовательность аккордов и смесь блюза, рока, джаза и фьюжна.
Музыкальная карьера Роббена Форда проходит на стыке блюза, рока, джаза и фьюжна одновременно. На первый взгляд, из этих стилей вряд ли может получиться хоть что-то, но Форд умудряется создавать воистину прекрасные вещи, умело комбинируя лучшие элементы от каждого из стилей.
Пожалуй, одним из самых хорошо известных аспектов его игры является использование уменьшенных гамм. В следующих нескольких примерах мы разберемся в том, как Роббен играет на инструменте, какие приемы использует и как применяет уменьшенные гаммы в рамках 12-тактовой блюзовой последовательности аккордов.
Пример 1
Гитарный стиль Роббена Форда основывается на отточенной технике игры.
Гамма содержит восемь нот с альтернативными полутонами и целыми тонами. Можно начать и с другой тональности, но большинство из них могут не подойти к тому, что мы собираемся делать дальше. В общем, в нашем примере мы будем играть в тональности Соль мажор.
Пример 2
Немного странная гамма. Тем не менее она отлично подходит к блюзу или легкому джазу в тональности Соль-мажор, так как содержит много «вкусных» звуков как таковых.
Девятая пониженная (Ab), девятая повышенная (A#) и тринадцатые (E) ступени — распространенные дополнения, добавляемые к аккорду G7. Потом еще появится тритон — C# (Db).
Пример 3
Освоившись с гаммами, продолжим изыскания.
Аккорд и нота Си в примере — вводный звук для перехода на аккорд C7. Таким образом создается хроматическое движение по гамме, которое приводит к ожидаемому аккорду C7.
Пример 4
Используя аккорд Bb13, Форд создает клевые аккордно-мелодические переходы из G в C.
Терцдецимаккорд (13) включает элементы нонаккорда, что создает ситуацию, когда все звуки, входящие в аккорд G13 и Bb13 — это звуки, имеющиеся в гамме G из самого первого примера.
Пример 5
Этот пример показывает переход от D7 к G7 (V-I ступень) в рамках блюзовой последовательности аккордов.
Пример 6
Самым сильным образом гитарный стиль Роббена Форда характеризует активное использование уменьшенных гамм.
Люди часто путают уменьшенные гаммы с уменьшенными аккордами и арпеджио, что происходит из-за использования минорных интервалов, а точнее терций. В этом нет ничего страшного: уменьшенная гамма содержит два элемента dim7 аккорда, а точнее — аккорды Gdim7 и Adim7.
Пример 7
В этом примере мы видим, что каждая нота в гамме является минорной 3-й ступенью (терцией) к следующей ноте. Таким образом можно сделать вывод, что любая фраза в рамках уменьшенной гаммы может быть перемещена на терцию выше или ниже без потерь для общего саунда.