Гранж стал королём музыкального мира в начале 1990-х годов и, хотя его величие было недолгим, отголоски той эпохи до сих пор звучат на всю индустрию. Из этого материала вы узнаете четыре сочных гитарных аккорда, ставших основой хитов Pearl Jam, Nirvana и Alice In Chains, и способных создать щекотливое напряжение в любой музыке.
В начале 1990-х годов гранж вихрем ворвался в музыкальную индустрию, выбросив на обочину истории всех, кто был на пути. Доселе популярные жанры, волосатые глэм-рокеры и поп-звёзды в пышными причёсками в одночасье уступили место потоку простых музыкантов, предложивших сырое, агрессивное и минималистичное звучание и эмоциональную лирику.
Царская корона, ранее сиявшая на головах громких и ярких Guns N’ Roses и Mötley Crüe, перешла в руки Alice In Chains, Pearl Jam, Nirvana, Soundgarden и других подобных групп. Их музыка не отличалась композиционной сложностью и невероятными партиями, но предлагала совершенно некоммерческий напор и энергетику, которая ранее не встречалась в индустрии.
Несмотря на общую простоту, гранж полагался на непривычные для большинства гитаристов аккорды. И хотя в этих конструкциях не было ничего особенного, неожиданность их использования вкупе с нестандартным звучанием, создавала характерный настрой для всей музыки. О нескольких подобных аккордах и поговорим — вы точно слышали их в песнях групп, о которых пойдёт речь.
⚠️ ДИАГРАММЫ
Все диаграммы в материале созданы в нашем генераторе гитарных диаграмм. Вы тоже можете создать такую диаграмму для себя — просто заходите на сайт и «рисуйте» любые аккорды или гаммы.
ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ
Важно учесть, что всё, о чём мы говорим ниже, не учитывает то, в каких строях играли группы. Речь в материале идёт лишь о конкретных аккордах, которые могут пригодиться вам, как гитаристу. Предложенные схемы вряд ли получится перенести на другие трезвучия.
01 из 04A и Asus4
Будучи неотъемлемой частью гранж-сцены Сиэтла, музыканты Pearl Jam всегда оставались большими поклонниками Джими Хендрикса, Стиви Рэй Вона и всего классического рока, радовавшего слушателей в 1970-х годах. В куплете известного хита Pearl Jam «Alive» гитарист Майк Маккриди полностью отдаётся влиянию Хендрикса, применяя в партии характерное для Джими движения от Ля мажора (A) к Ля мажору с задержанием на кварте (Asus4).
- Движение от A к Asus4 0:17
При игре A и Asus4 в этих аппликатурах обратите внимание на то, что пятая и первая струны не звучат в общей палитре звуков аккорда. В схемах предполагается, что шестая струна зажимается большим пальцем, переброшенным через гриф, однако для того, чтобы при игре не возникало дополнительных призвуков и дребезжаний, постарайтесь сместить третий палец так, чтобы заглушить пятую струну.
02 из 04C#5/G#
Идея C#5/G# в том, что мы используем обычный пауэр-аккорд До-диез (C#5) от пятой струны, но добавляем к нему дополнительный бас снизу — ноту Соль-диез (G#), располагающуюся на грифе прямо над основным тоном. В итоге в аккорде объединяются октава, основной тон и квинта, делающие его звучание немного мистическим.
- Аккорд C#5/G# 0:17
Аккорд До-диез с басом Соль-диез встречается в песне Nirvana «Frances Farmer Will Have Her Revenge On Seattle» с альбома «In Utero» (1993). Его использование не проходит незамеченным — C#5/G# аккуратно привлекает к себе внимание, из-за чего аранжировка звучит тяжелее, чем есть на самом деле.
03 из 04C#m5
На первый взгляд, аккорд C#m5 представляет собой обычный минорный аккорд, однако повышенная пятая ступень превращает его в одну из форм увеличенного аккорда. Использование повышенной квинты добавляет диссонанса и дискомфорта звучанию, благодаря чему подобные трезвучия можно использовать для быстрого создания напряжения в последовательности.
- Аккорд C#m5 0:16
Вместе с тем подобные аккорды хороши и в качестве проходящих трезвучий в рамках хроматической прогрессии. Именно в такой роли C#m5используется в куплете песни Stone Temple Pilots «Interstate Love Song».
04 из 04Aadd2
Гитарная партия в композиции Alice In Chains «Rooster» строится вокруг четырёхструнных вариаций аккордов F# и A, сыгранных от четвёртой, третьей, второй и первой струны. Гитарист Джерри Кантрелл попеременно зажимает и отжимает вторую и первую струну, что создаёт интересное звучание и меняет смысловую нагрузку аккордов.
Открытие второй струны на аккорде A превращает привычный Ля мажор в Ля мажор с добавленной секундой (Aadd2). В контексте игры боем переход между A и Add2 через зажатие и отпускание первых двух струн создаёт эмоциональные качели, в которых напряжение и расслабление постоянно сменяют друг друга.
- Аккорд Aadd2 0:14
К слову такой же трюк интересно применять и на аккорде F#, где зажатие и открытие первых струн превращает обычный Фа-диез мажор (F#) в Фа-диез мажор ундецимаккорд без пятой ступени (F#11no5).
🎸 ЕЩЁ ПРО АККОРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
5 последовательностей аккордов, чтобы играть сотни песен (и сочинять свои!)