В 1980-е годы Дэйв Мастейн не только основал Megadeth, чтобы утереть нос Metallica, но и популяризовал специальную технику игры, позволяющую быстрее и чище перемещаться по грифу при игре быстрых партий. Из этого материала вы узнаете, что такое паучьи аккорды Дэйва Мастейна и как ими пользоваться.
1980-е стали рассветом трэш-метала — стиля, отличившегося более высокой скоростью исполнения, жёсткостью и агрессией. Трэш характеризовался техничным, резким и скоростным исполнением риффов без потери чистоты каждого звука. Тем не менее высокий темп потребовал адаптации и изобретения новых техник игры, самой известной из которых стали так называемые «паучьи аккорды» (англ. Spider Chords).
Техника паучьих аккордов задействовала все пальцы руки и позволила быстрее и чище исполнять последовательности пауэр-аккордов (квинт) на разных струнах. Несмотря на то, что большинство трэш-гитаристов использовали этот приём, настоящим популяризатором паучьих аккордов стал лидер Megadeth Дэйв Мастейн.
Суть техники заключается в использовании всех пальцев руки, зажимающей струны на грифе. Вместо того, чтобы брать квинты на разных струнах только указательным и безымянным пальцами, трэш-гитаристы комбинировали указательный и безымянный пальцы со средним и мизинцем.
Такое решение уменьшает шум от струн при перемещении по грифу и исполнении риффов, особенно хроматических. Вместе с тем комбинирование упрощает исполнение скоростных партий, ведь зачастую проблема кроется не в нехватке скорости перемещения по грифу, а в неправильном использовании пальцев.
Как играть паучьи аккорды
Техника стала основой риффов во многих знаменитых метал-песнях 1980-х годов. Так, например, Дэйв полагается на паучьи аккорды в треках Megadeth «Wake Up Dead» и «Holy Wars… The Punishment Due», а Джеймс Хетфилд применяет её в песне Metallica «Ride The Lightning».
Два пауэр-аккорда можно сыграть последовательно без перемещения пальцев. Вместо того, чтобы двигаться по грифу выше или ниже к следующему аккорду, техника предполагает взятие аккордов на разных струнах.
Представим, что рифф использует последовательность аккордов Ля (A5) и До диез (C#5). Аккорды находятся достаточно далеко друг от друга в случае их игры от шестой струны, но живут рядом, если брать Ля от шестой струны, а До диез — от пятой.
Идея в том, чтобы брать один аккорд указательным и безымянным (первым и третьим) пальцем, а другой — средним и мизинцем (вторым и четвёртым). При игре нашего примера паучьими аккордами Ля (шестая струна, пятый лад) будет зажат вторым и четвёртым пальцами, а До диез (пятая струна, четвёртый лад) — первым и третьим.
Аналогичным образом можно брать близкие аккорды и от пятой струны. К примеру, если партия содержит последовательность пауэр-аккордов До диез (C#5) и Соль (G5), то первый можно взять средним и мизинцем, а второй — указательным и безымянным пальцами.
Дэйв Мастейн часто рассказывал о технике в интервью. Так, например, в 2011 году специально для журнала Guitar World гитарист показывал нюансы исполнения техники.
В 2018 году Дэйв приходил на видеоинтервью к авторам канала RUM Entertainment, где часть беседы также была посвящена паучьим аккордам.
Упражнение на отработку техники
Для освоения техники особое внимание нужно уделить расстановке пальцев. В зависимости от комбинации аккордов используйте первый и третий пальцы для аккордов на пятой струне, второй и четвёртый — на шестой. Как только освоитесь, попробуйте обратную комбинацию: для пятой — второй и четвёртый, для шестой — первый и третий.
Помимо повышения чистоты звукоизвлечения при игре быстрых партий, паучьи аккорды развивают независимость пальцев основной руки. Освоив технику на квинтах, можно применить её и на других аккордах, комбинируя пальцы на разных струнах.
- Паучьи аккорды Дэйва Мастейна 0:13
Помимо игры на соседних струнах, паучья техника пригодится при игре находящихся рядом аккордов в хроматических риффах. Вместо того, чтобы «елозить» по грифу для взятия двух аккордов на соседних ладах, возьмите первый аккорд первым и третьим пальцем, а второй — вторым и четвёртым.
Техника работает в любой позиции на грифе. Самое главное — научиться плавно и без лишнего шума переходить между разными струнами как снизу вверх (от аккорда на пятой к аккорду на шестой), так и сверху вниз (от шестой к пятой).
Квинты — не единственные аккорды, подходящие для паучьей техники игры. Применение аналогичной методики использования пальцев подходит и для других аккордов: близких кварт на разных струнах или, например, игры в октаву.